Рассмотрен российский и европейский подходы к регулированию технологий, использующих биометрические персональные данные. Выделены и проанализированы три ключевых направления применения биометрических технологий муниципальными органами власти: обеспечение безопасности; оказание муниципальных услуг; анализ данных и планирование. Выявлены проблемы правоприменения, связанные с несовершенством действующего законодательства, и предложены пути их устранения.
Выделяются и анализируются ключевые факторы, влияющие на конституционное развитие России: поправки 2020 г. к Конституции РФ, легально закрепившие единство публичной власти, и современные вызовы экономической системе страны. Отмечается, что положения поправок к Конституции о единстве публичной власти являются рамочными и не предопределяют усиление в государственном строительстве тенденций централизации, исполнительности и дисциплины. Автор посредством анализа Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» приходит к выводу о том, что единая система публичной власти посредством применения сугубо административного метода превращается во властную вертикаль, хотя включение местного самоуправления в единую систему публичной власти само по себе позволяло эффективно настроить взаимодействие и соучастие органов местного самоуправления и органов государственной власти. Отмечается, что методология конституционного права как проводника конституционных ценностей позволяет найти ответы на современные вызовы цифровизации, экономического неравенства и недобросовестной международной конкуренции.
Рассматриваются вопросы применения финансово-правового механизма финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Анализируются особенности финансово-правового механизма обеспечения отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, практика предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций. Выявлена проблема определения форм, расчета и порядка передачи органам местного самоуправления соответствующих финансовых средств. Сделан вывод о том, что в целях достижения высоких результатов публичной финансовой деятельности, повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в исполнении переданных им полномочий финансово должны обеспечиваться фактические затраты последних.
Рассматриваются тенденции развития законодательства об организации публичной власти в российских городах. Сравнительный анализ подходов проводится в контексте территориальных и организационных основ деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Поиск оптимальной модели организации единой системы публичной власти и определения стратегических ориентиров устойчивого пространственного развития находит отражение в дискуссиях на уровне экспертного сообщества и в законопроектах по вопросам управления городским пространством. Утверждается, что законодательство об организации публичной власти в городах должно быть основано на балансе публичных и частных интересов при организации публичной власти и содержать четкие правовые инструменты определения перечня «городских вопросов», что приведет к повышению эффективности управления территорией города.