Рассмотрен российский и европейский подходы к регулированию технологий, использующих биометрические персональные данные. Выделены и проанализированы три ключевых направления применения биометрических технологий муниципальными органами власти: обеспечение безопасности; оказание муниципальных услуг; анализ данных и планирование. Выявлены проблемы правоприменения, связанные с несовершенством действующего законодательства, и предложены пути их устранения.
Цифровая трансформация конституционного права на обращение началась с либерального подхода (были установлены упрощенные требования к обращениям в электронной форме) и до 2025 г. характеризовалась увеличением числа электронных каналов подачи обращений граждан. Однако с 30 марта 2025 г. тенденция сменилась. Были упорядочены электронные способы подачи обращений, а их отправка была обусловлена идентификацией и (или) аутентификацией заявителей. В статье анализируются следующие этапы трансформации конституционного права на обращение: легализация обращений в электронной форме, появление специализированных государственных порталов для подачи обращений, появление исключительно электронных форм обращений граждан, использование Единого портала государственных и муниципальных услуг для подачи обращений, а также новеллы конца 2024 г., упорядочившие способы подачи электронных обращений.
Рассматриваются вопросы развития цифрового права с целью провести анализ теоретико-правовых начал цифрового права, изучить проект Цифрового кодекса Кыргызской Республики, выявить правовые проблемы, а также дать предложения по совершенствованию национального законодательства. Используются как общие (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение), так и специальные (правовой, формально-правовой) научные методы. Актуальность статьи обусловлена существованием пробелов в законодательстве Кыргызской Республики по данному направлению. Утверждается, что в области развития цифрового права в стране возможна ориентация на создание отдельного Цифрового кодекса, направленного на регулирование развивающихся информационных отношений. В настоящее время представленный пилотный проект Цифрового кодекса не отражает полноту информации и подлежит дальнейшему совершенствованию под определенные правовые реалии, которые способны качественно усилить роль цифровой трансформации государства при развитии цифровых процессов.