ISSN 2782-4799 · EISSN 2782-4802
Язык: ru

Архив статей журнала

ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ (В ПАРАДИГМЕ ПРАВИЛ ДЕЛОВОГО НЕТИКЕТА) (2024)
Выпуск: Т. 3 № 2 (10) (2024)
Авторы: Гринвальд Оксана Николаевна, Исламов Роман Сергеевич

Технологические достижения последнего времени и повсеместное распространение сети Интернет способствовали тому, что виртуальная коммуникация в цифровой среде стала неотъемлемой частью социальной реальности и превалирующей формой коммуникации. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью изучить особенности коммуникативного поведения студентов в виртуальном пространстве в связи с ростом виртуальной коммуникации преподавателей и студентов. Цель - выявить нарушения студентами правил делового нетикета при общении с преподавателями в виртуальном пространстве и охарактеризовать их влияние на эффективность коммуникации. Использованы следующие методы исследования: анализ отечественных и зарубежных публикаций, посвященных вопросам коммуникации в виртуальном пространстве, правилам делового и цифрового этикета; анкетирование преподавателей высших учебных заведений г. Кемерово. В ходе проведенного исследования были сформулированы правила делового нетикета, актуальные для коммуникации преподавателей и студентов в виртуальном пространстве; выявлены виды и частотность нарушения этих правил, а также определено отношение преподавателей к таким нарушениям. В результате было установлено, что в целом студенты демонстрируют достаточно высокий уровень коммуникативной культуры при общении с преподавателями в виртуальном пространстве. Тем не менее все респонденты имели опыт виртуального общения со студентами, когда были нарушены те или иные правила и нормы делового нетикета. В большинстве случаев нарушение студентами правил делового нетикета при общении с преподавателями в виртуальном пространстве не меняет отношение преподавателей к данным студентам и не вызывает ответных негативных реакций. Однако некоторые преподаватели признают, что их отношение меняется в негативную сторону через проявление предвзятости, дискомфорта и подобных ощущений в общении с конкретными студентами. Гендерные, возрастные или должностные различия не оказывают влияния на отношение преподавателей к нарушениям студентами правил делового нетикета. В итоге полученные данные позволяют утверждать, что нарушение студентами правил делового нетикета оказывает незначительное негативное влияние на эффективность коммуникации с преподавателями.

Сохранить в закладках
ГЕНДЕРНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ДВОЙНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГОВОРЯЩЕГО В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 2 (10) (2024)
Авторы: БЕЛОУСОВ КОНСТАНТИН ИГОРЕВИЧ, ТАЛЕСКИ АЛЕКСАНДАР ХРИСТО

Передача пространственного отношения между объектами в коммуникативном акте является одной из основных когнитивных функций. Пространственные отношения отражают категории, с которыми сталкивается каждый человек в процессе осуществления собственной жизнедеятельности. В работе рассматривается двойная пространственная ориентация говорящего в среде виртуальной реальности (VR). Цель - представить специфику двойной ориентации говорящего в VR-пространстве в зависимости от двух факторов: коммуникативных параметров ситуации и неязыкового фактора гендер у испытуемых. Двойная пространственная ориентация является комбинацией эгоцентрической, аллоцентрической или геоцентрической ориентаций и их разновидностей. Специфика использования комбинаций двойной ориентации может быть обусловлена различными факторами. В нашем исследовании впервые делается попытка продемонстрировать влияние экстралингвистического фактора гендер у испытуемых и коммуникативных параметров самой ситуации на двойную пространственную ориентацию говорящего в VR. С этой целью нами был проведен эксперимент в VR-среде, в котором участвовали 24 информанта и применялись пять сцен с различными коммуникативными параметрами. В качестве материала было получено 725 реплик, в которых обнаруживаются комбинации двойных ориентаций. Анализ полученного материала производился в ИС Семограф. Результаты анализа показали превалирование комбинации аллоцентрической и геоцентрической ориентаций, а также тенденцию влияния гендерного фактора и некоторых коммуникативных параметров на частоту встречаемости комбинаций двойной пространственной ориентации говорящего. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что ядром двойной пространственной ориентации говорящего в VR выступают комбинации аллоцентрической и геоцентрической ориентаций на топос - GE \ T + AL и AL + GE \ T.

Сохранить в закладках