Цель. Охарактеризовать концепцию корпоративной социальной ответственности, в содержании которой заложены два основных концепта – экологическая ответственность и социально ориентированная ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Осуществить аналитический обзор научных публикаций, в которых содержится обсуждение практики реализации принципов ESG. Раскрыть принципы, положенные в основу концепции корпоративной социальной ответственности.
Процедура и методы. Использованы общенаучные и специально-юридические методы научного познания.
Результаты. В статье обосновывается, что ответственное ведение предпринимательской деятельности положительно влияет на состояние экологической безопасности, а также подчёркивается, что реализация принципов ESG при ведении бизнеса обеспечивает развитие экологического предпринимательства. Сделан вывод, что повышение экологической и социальной ответственности бизнеса возможно при успешной реализации эколого-экономического механизма, обеспечивающего рациональное природопользование.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены при планировании экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Цель. Определение основных инструментов формирования экологической культуры у населения России и зависимости процесса развития экологической культуры от роста правосознания. Процедура и методы. Проведён анализ содержания экологической и правовой культуры, а также правосознания, их взаимосвязи и влияния. Основными исследовательскими методами являлись: метод междисциплинарного анализа российской и зарубежной научной литературы, обобщения, систематизации, аналогии, а также метод правового моделирования.
Результаты. Показано, что экологическая культура включает элементы: духовно-нравственные ценности, высокий уровень знаний права и экологических проблем и готовность реализовать свои знания на практике. Правовая культура – это эмоциональное восприятие права, готовность сознательно действовать в соответствии с правовыми предписаниями, участвовать в правовой жизни, повышать собственное правосознание. Таким образом, показателем правовой культуры выступает уровень правосознания, который, в свою очередь, напрямую влияет на формирование экологической культуры. Развитие правосознания, с одной стороны, обеспечивает большее доверие общества к проектам и программам, реализуемым органами власти, к правоприменительной практике должностных лиц. С другой стороны, граждане более ответственно относятся к окружающей среде, с большей готовностью соблюдают природоохранное законодательство и проявляют активность в защите окружающей среды. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен важный инструментарий реализации конституционной нормы о воспитании экологической культуры жителей РФ, что должно стать основой при разработке государственной политики в рассматриваемой области, наряду с включением в образовательные стандарты предметов (модулей) экологической направленности.