ISSN 2415-8739 · EISSN 2500-1566
Язык: ru

ИЗВЕСТИЯ ЛАБОРАТОРИИ ДРЕВНИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Архив статей журнала

Рожденные революцией: рецензия на монографию А.С. Позднякова «Вятская губерния в годы Гражданской войны: чрезвычайные органы власти» (2024)
Выпуск: Том 20, № 1 (2024)
Авторы: Пученков Александр Сергеевич

В 2018 г. вышла монография А.С. Поздняковой «Вятская губерния в годы Гражданской войны: чрезвычайные органы власти». В данной работе подробно изучены чрезвычайные органы управления в различных сферах жизни общества в сложный для страны период. В рецензии резюмируются основные выводы автора. Тема исследования действительно актуальна как в научном, так и в социально-политическом аспектах для современного общества, что в полной мере обосновано автором. Одной из сильных сторон монографии является обширная источниковая база исследования, включающая в себя несколько видов источников. По мнению автора, данная монография отчасти позволяет ответить на вопрос, каким образом большевики сумели удержать власть в регионе и в целом в стране.

Сохранить в закладках
Александр Васильевич Колчак – военный моряк, исследователь Арктики и «Верховный правитель России» (2024)
Выпуск: Том 20, № 1 (2024)
Авторы: Наумов Игорь Владимирович

Настоящая статья посвящена жизни и деятельности вождя Белого движения в период Гражданской войны в России – А.В. Колчака, известного адмирала и исследователя Арктики в связи с предстоящим его юбилеем. В ней кратко освещены основные вехи биографии Колчака, а также приведены сведения о происхождении его рода. В статье раскрыто становление Колчака как ученого-полярника и как военного моряка, ставшего известным флотоводцем, отражен его вклад в исследование арктических морей и в т.ч. в освоение актуального сегодня Северного морского пути, а также вклад в развитие военно-морского дела. В ней показан и непростой путь героя публикации в политическую жизнь страны в период революционных событий 1917–1918 гг., приведший его на самую вершину Белого движения, на пост «Верховного правителя России». Основное внимание в статье уделено анализу основных программных установок «Верховного правителя России» по будущему переустройству России после победы над большевиками в Гражданской войне, которые он пытался использовать для сплочения Белого движения и привлечения симпатий народа на свою сторону. В ней рассмотрены сильные и слабые стороны этих программных установок. В статье освещены и причины полного провала колчаковской программы переустройства России и последовавшего затем краха Белого движения и его сокрушительного поражения в Гражданской войне, обусловившего и трагический бесславный конец неординарного жизненного пути талантливого ученого и флотоводца А.В. Колчака.

Сохранить в закладках
Судьба иконы в революционной России: от открытия древнерусской живописи до эпохи «иконоборчества» (2024)
Выпуск: Том 20, № 1 (2024)
Авторы: Рогозный Павел Геннадиевич

В революционное время произошло своеобразное открытие древнерусской живописи. Долгое время старинную икону со временем потускневшую, чтобы она выглядела более ярко и эффектно, подновляли и прописывали. Древнейшая живопись была скрыта под слоем новейших подновлений. Кроме того, древнерусское искусство считали примитивным и грубым. В начале XX века художники-реставраторы начали расчищать такие иконы от старых записей. Удивительно, что именно в эпоху войн и революций произошло своеобразное открытие древней иконописи. Постепенно коллекционировать икону становится модным. Некоторые деятели Православной Церкви считали такое светское отношении к церковному искусству недопустимым. Но часть церковных деятелей и патриарх Тихон поддержали реставраторов. Патриарх даже официально благословил расчистку древних икон. Самые известные иконы, в том числе произведения Андрея Рублева, были именно тогда расчищены от позднейших записей. Тогда же и сложился своеобразный антикварный рынок древнерусских икон. Коллекционеры древнерусской иконы, особенно в период революций, часто пополняли свое собрания явно нечестными путями. Параллельно с открытием древнерусского искусства шло и гонение, а впоследствии и уничтожение многого из того, что имело отношение к Православной Церкви. Свою политику в отношении религиозного искусства большевики именовали «иконоборством». Иконы первоначально снимали с публичных и общественных мест, где они висели. Потом иконы начали сжигать. Реставраторы и ценители древнерусского искусства боялись, что ценные иконы просто уничтожат. Кажется, именно поэтому некоторые, наиболее известные знатоки икон, были не против их продажи заграницу. Впоследствии иконопись стали рассматривать как народное творчество. И икона из некогда религиозной реликвии превратилась в один из символов секуляризированной культуры.

Сохранить в закладках