ISSN 2223-151X
Язык: ru

ИЗВЕСТИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И ПЕДАГОГИКА

Архив статей журнала

Развитие адаптивных копинг-стратегий студентов в условиях вуза (на примере Учебно-практического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета) (2024)
Выпуск: ТОМ 14, № 3 (2024)
Авторы: Иванова Татьяна Витальевна, Сошина Ксения Викторовна

Цель исследования. При поступлении в вуз обучающиеся сталкиваются с ростом интенсивности, напряженности образовательного процесса. Значимыми факторами стресса являются новая социальная ситуация развития; ситуация внешнего оценивания в процессе интеллектуальных испытаний; индивидуально-личностные особенности участников образовательных отношений; опасения обучающихся, касающиеся способности справиться с учебными задачами. Целью нашей работы является исследование возможностей использования потенциала Учебнопрактического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета для развития адаптивных копинг-стратегий студентов. В работе мы исследовали предпочитаемые копингстратегии студентов, предложили рекомендации по созданию психолого-педагогических условий развития копинг-стратегий студентов, способствующих успешной адаптации к условиям вуза.

Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: «Опросник способов копинга» Р. Лазаруса и С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire – WCQ), адаптированный НИПНИ им. Бехтерева; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлер, Дж. Паркер.

Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что наиболее характерным для студентов в стрессовой ситуации является копинг, ориентированный на избегание, который проявляется в отвлечении. То есть значительное число студентов предпочитают не разрешать проблему, а отвлечься от нее на другие виды деятельности. Среди способов совладающего поведения ярко выражен «бегство-избегание», который большинством исследователей считается неадаптивным. Значительно выражены копинг-стратегии «дистанцирование», «положительная переоценка», которые направлены не на решение проблемы, а на снижение эмоциональной вовлеченности в нее, предотвращение эмоциональных реакций на фрустрацию.

Заключение. Таким образом, очевидна необходимость развития у студентов проблемно-ориентированных копинг-стратегий. В частности, стратегий «самоконтроль» и «планирование решения», которые помогут студентам направить свои усилия на рациональное разрешение проблемы.

Сохранить в закладках