Архив статей журнала
Актуальность. В последнее десятилетие вектор исследований в науке поменялся с частных вопросов на фундаментальные и междисциплинарные. По этой причине в уголовно-правовой науке ученые все чаще стали обращаться к основополагающим категориям, к которым традиционно относятся преступление и состав преступления. Современные дискуссии о составе преступления (сущности, структуре, признаках и т. д.) обусловливают необходимость вернуться к истокам формирования этой категории и установить детерминанты, под воздействием которых происходило изменение ее содержания.
Целью исследования является обоснование зависимости содержания фундаментальной категории «состав преступления» от научной парадигмы.
Задачи: проанализировать и сопоставить историческую смену научных парадигм и модификацию категории «состав преступления» в науке уголовного права; выявить особенности понимания состава преступления в определенный период времени. Методология. При проведении исследования в основу был положен исторический метод, позволивший установить связь между научной парадигмой, преобладающей на том или ином этапе развития уголовно-правовой науки, и пониманием состава преступления. Кроме того, были задействованы и другие общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Результаты. В исследовании доказано, что с развитием теории познания, а именно с изменением способа мышления, модифицируется и понятие состава преступления.
Вывод. Историческая смена типов мышления (преобладающего философского метода познания) позволила сначала перенести состав преступления из плоскости процессуальной в материальную, после объединить субъективное и объективное в нем, а затем перейти от совокупности субъективных и объективных признаков реального явления к некой информационной модели, описывающей сложноструктурное преступление.