Архив статей журнала

Подростки и насильственный экстремизм в интернет-пространстве (2023)
Выпуск: Том 15, №3 (2023)
Авторы: Козлова Ирина Викторовна

В статье утверждается, что принадлежность к деструктивным субкультурам является важным фактором риска в отношении проблемного поведения подростков. Актуальность исследования обусловлена тем, что участие в онлайн-пространстве представляет собой существенный аспект вовлечения подростков в экстремистские и террористические движения. Автором предпринята попытка системного обзора роли интернета и социальных сетей в насильственной радикализации подростков, обозначены пути профилактики экстремизма в подростковой среде и вмешательства в насильственную радикализацию. Цель исследования — оценить связь между экстремистскими подростковыми субкультурами и использованием интернета, изучить роль различных факторов в приобщении подростков к деструктивным субкультурам в сети Интернет. В качестве методов исследования использованы количественный и качественный виды анализа поведения подростков, позволяющие выявить причины их вовлеченности в деструктивные субкультуры в сети Интернет, а также выполнен системный обзор научных публикаций, связанных с факторами риска, способствующих девиантному поведению среди подростков. Автор приходит к выводу о том, что важность идеологии для подростка следует за вступлением в экстремистские субкультуры, а не предшествует ему. Вступление в какую-либо группу является частью группирования, что особенно значимо в подростковом возрасте. Одним из решений, позволяющих уберечь подростков от преступных деяний, служат превентивные действия, начинающиеся внутри семьи. Необходимы и государственные программы социальной ориентации подростков, расширения их позитивных возможностей.

Сохранить в закладках
Укрепление института семьи методами социальной работы (2024)
Выпуск: Том 16, №1 (2024)
Авторы: Воронов Дмитрий Сергеевич

В статье рассмотрены возможности подготовки подростков к семейной жизни через использование активно-формирующих технологий социальной работы. Утверждается, что кризис института семьи, потеря семьей своих функций уже не первое десятилетие привлекает внимание ученых. Кризис семьи тесно связан с распространением негативных процессов в обществе в целом. Среди них — рост числа подростковых беременностей и заболеваемости ВИЧ, снижение рождаемости. Это подтверждает актуальность работы в области сексуального просвещения школьников, формирования позитивного имиджа семьи в обществе, повышения родительской и супружеской компетентности молодых людей. Несмотря на это, занятия по подготовке школьников к семейной жизни в российских учебных заведениях не проводятся до сих пор. Авторы предлагают использовать в указанных целях активно-формирующие технологии социальной работы. Интерактивный характер предложенного курса имеет множество преимуществ. Он позволяет подросткам быть более открытыми в обсуждении интимных тем, задавать уточняющие вопросы и высказывать собственное мнение во время занятий. В статье раскрыты психосоциальные особенности подростков, представлены результаты апробации активно-формирующей программы подготовки подростков к семейной жизни в работе со старшеклассниками.

Сохранить в закладках