Архив статей журнала
В рамках настоящей статьи проанализирован процесс формирования гражданских ориентиров социальной компетентности подрастающего поколения на примере деятельности Российского движения школьников (РДШ)1. Представлены материалы качественного исследования, проведенного на базе Санкт-Петербургского отделения РДШ в 2022 г., в ходе которого подробно исследованы практики, связанные с гражданским воспитанием юных петербуржцев. Показана значимая роль РДШ в процессе воспитания будущих граждан Российской Федерации. Акцентировано внимание на том, что, несмотря на наличие недостатков и «родовых травм» в деятельности, РДШ успешно создает новые формы репрезентации гражданских ориентиров в контексте формирования социальной компетентности подрастающего поколения, а также предоставляет для участников широкий спектр направлений и видов деятельности. Автором также сделан вывод о доминировании в деятельности РДШ среди гражданских ориентиров социальной компетентности моделей, основанных на ценности патриотизма, а также о преобладании репрезентаций патриотизма, неразрывно связанных с военной тематикой, особенно событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Вместе с тем определены тенденции «усталости» от указанных нарративов, что может говорить о необходимости поиска новых форм репрезентации гражданских ценностей в контексте формирования социальной компетентности подрастающего поколения.
В статье рассмотрены возможности подготовки подростков к семейной жизни через использование активно-формирующих технологий социальной работы. Утверждается, что кризис института семьи, потеря семьей своих функций уже не первое десятилетие привлекает внимание ученых. Кризис семьи тесно связан с распространением негативных процессов в обществе в целом. Среди них — рост числа подростковых беременностей и заболеваемости ВИЧ, снижение рождаемости. Это подтверждает актуальность работы в области сексуального просвещения школьников, формирования позитивного имиджа семьи в обществе, повышения родительской и супружеской компетентности молодых людей. Несмотря на это, занятия по подготовке школьников к семейной жизни в российских учебных заведениях не проводятся до сих пор. Авторы предлагают использовать в указанных целях активно-формирующие технологии социальной работы. Интерактивный характер предложенного курса имеет множество преимуществ. Он позволяет подросткам быть более открытыми в обсуждении интимных тем, задавать уточняющие вопросы и высказывать собственное мнение во время занятий. В статье раскрыты психосоциальные особенности подростков, представлены результаты апробации активно-формирующей программы подготовки подростков к семейной жизни в работе со старшеклассниками.