Архив статей журнала
В условиях глобализации и экономической нестабильности вопрос обеспечения экономической безопасности становится особенно актуальным. Одним из ключевых инструментов, позволяющих минимизировать зависимость от внешних поставок и развивать внутреннее производство, является импортозамещение. Целью данной работы является исследование роли импортозамещения как основного инструмента укрепления экономической безопасности государства. В процессе реализации импортозамещения возникают некоторые проблемы, а именно нехватка кадров, недостаточность технологий, ограниченность к иностранным ресурсам и прочее, которые в свою очередь требует оперативного решения. Ими могут быть как государственная поддержка, так и разработка инновационной деятельности. В условиях введенных санкций против Российской Федерации со стороны других государств, импортозамещение играет ключевую роль в обеспечении устойчивости и автономности российской экономики. Импортозамещение сокращает уязвимости, связанные с внешними рисками, такими как изменение цены или нарушение логистики, что в свою очередь способствует технологическому развитию и диверсификации экономики России. Несмотря на введение импортозамещения, необходимо также создать благоприятную инвестиционную среду, государственную поддержку для инновации и повысить конкурентоспособность отечественных производителей. При успехе реализованного импортозамещения будет наблюдаться повышение устойчивости экономики страны, рост доли отечественных товаров на внутреннем рынке, создание новых рабочих мест, а также увеличение инновационной активности в различных секторах экономики.
Закрытие европейских границ, формирование новой политики российского государства, направленной на развитие внутреннего туризма, привело к тому, что туристические поезда стали востребованным способом передвижения среди российских и зарубежных путешественников, как для индивидуальных туристов, так и для групповых туров. Данные факторы позволили определить цель научного исследования – оценка необходимости модернизации пассажирского транспортного комплекса ОАО «РЖД», как крупнейшего организатора туризма в России.
В статье рассмотрена необходимость оптимизации работы пассажирского комплекса компании «Российские железные дороги», как организатора туризма, способствующего ускоренному развитию внутреннего железнодорожного туризма. Определена позиция железнодорожного транспорта на внутреннем туристическом рынке России. Рассмотрены проблемы и перспективы развития железнодорожного пассажирского комплекса как качественного туристического продукта. Проанализированы действующие и перспективные железнодорожные маршруты, реализуемые ОАО «РЖД», описаны преимущества наиболее востребованных туристических направлений.
Проведенный авторами анализ позволил сформулировать комплекс предложений, направленный на повышение качества пассажирских перевозок, уровней клиентоориентированности и конкурентоспособности ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг, ускорение развития туристической составляющей.
В научном исследовании авторами была предпринята попытка дать оценку критериев создания и оснащения транспортно-логистических центров Восточного полигона железных дорог. Рассмотрен опыт развития мультимодальных хабов, а также отечественных и зарубежных транспортно-логистических центров. Проведен анализ основных транспортно-логистических задач, реализуемых в рамках функционирования комплекса железнодорожно-автомобильных хабов, который позволил определить преимущества и недостатки их структурных схем.
Представлена структурная схема железнодорожно-автомобильного хаба, обеспечивающая его оптимальное функционирование на Восточном полигоне железных дорог, отражающая эффективность работы для различных видов транспорта с учетом региональной составляющей.
Именно реализация перевозочного процесса в рамках комплекса железнодорожно-автомобильных хабов, в основе формирования системы грузопотоков и географического расположения которых лежит оптимальная организационно-управленческая структура, учитывающая региональную специфику, будет являться главным толчком развития Восточного полигона железных дорог и входящих в его состава регионов Российской Федерации, обладающих в настоящее время всеми факторами для развития производственной и сырьевой базы страны, повышения уровня ее экономического и политического влияния на мировом рынке.
Обеспечение безопасности является одной из ключевых задач государства и железнодорожной транспортной системы при организации перевозочной деятельности. Обеспечение безопасности всех категорий пассажиров служит основной составляющей и первоочередной функцией дирекций и структурных подразделений железных дорог. Данная концепция обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузобагажа должна решаться ОАО «Российские железные дороги» целенаправленно и эффективно, на основе методологии анализа рисков. Иначе дальнейшее эффективное развитие как внутренних, так и международных пассажирских перевозок будет оставаться под большим вопросом. Учет психологических особенностей каждого пассажира определяет беспокойство не только за свою безопасность, но и безопасность своих близких как на основном, так и на вспомогательных этапах организации перевозочного процесса.
По статистике большая часть перевозок пассажиров и грузобагажа приходится на железнодорожный транспорт. В связи с этим необходимо регулярно разрабатывать и применять различные меры, направленные на повышение уровня безопасности. В научной статье рассматриваются варианты возникающих рисков, предлагается разработка комплекса мероприятий по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров и грузобагажа на железнодорожном транспорте.