Архив статей журнала
Современные речные прибрежные пространства прошли исторический путь развития от мест первых поселений до торговотранспортных хабов, промышленных зон и туристических достопримечательностей. В результате этой многообразной хозяйственной деятельности человека прибрежные зоны рек, в частности Волги, оказались в неблагоприятной экологической ситуации, которая характеризуется загрязнением акватории, нарушением миграции рыб и животных, уменьшением покрова или уничтожением некоторых видов растений. При этом стремительный процесс урбанизации определяет необходимость в создании и развитии набережных вдоль рек, что доказывает актуальность рассмотренной темы статьи. Выявление принципов совмещения экологического и архитектурного подхода в проектировании современных общественных зданий и пространств на прибрежных территориях является основной целью данного исследования. В публикации приводится описание основных исторических этапов эволюции прибрежных зон и влияния, которое они оказывали на культурно-экономическое развитие городов. В XXI веке прибрежные территории прежде всего выполняют важную рекреационную роль, но при этом находятся в негативном экологическом состоянии, что требует принятия мер по восстановлению природных экосистем. Отдельно рассматривается экологическая проблема крупнейшей реки на территории Российской Федерации — Волги. Именно прибрежные пространства Волжского бассейна сейчас наиболее остро нуждаются в архитектурно-градостроительном развитии без ущерба для экологии ввиду высокой плотности населения региона и уникальности водного объекта. Методология исследования основана на рассмотрении успешных, с точки зрения автора, примеров мировой практики развития прибрежных зон и выявлении использованных архитектурных и технологических приемов, отвечающих современной парадигме устойчивого развития. Таким образом, на основе анализа мирового опыта в области строительства экологичных общественных пространств выведены основные принципы проектирования и застройки прибрежных территорий, которые могут быть применены в проектной практике развития набережных в городах Поволжья.