Архив статей журнала
Актуальность. Информирование родителей детей с нарушениями развития является одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, включающая психологическое образование (просвещение) и психологическую поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития. Цель - выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС, направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Программа состоит из семи еженедельных встреч продолжительностью 1,5-2 часа по следующим темам: знакомство; понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра; современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС, роль семьи в лечебно-реабилитационном процессе; особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС; особенности эмоционального и коммуникативного развития у детей с РАС; особенности организации обучения и коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС; подведение итогов, завершение работы группы.
Заключение. Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий ребенку с нарушением развития. Такие программы не требует значительных затрат и времени на обучение специалистов. Среди положительных эффектов психологического образования - изменение отношения родителей к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.
Актуальность. Один из проблемных вопросов современной оториноларингологии - хронический тонзиллит. По данным ряда авторов, пациенты с данной патологией отличаются низкой приверженностью лечению. Тем не менее данный вопрос подробно не изучен. В рамках концепции пациентоориентированности, пациентоцентричности здравоохранения видится целесообразным привлечение медицинского психолога к работе с данными пациентами для повышения приверженности лечению. Работ, рассматривающих совместно качество жизни и отношение к заболеванию, приверженность лечению пациентов с разными формами хронического тонзиллита, нет. Цель - исследовать взаимосвязь качества жизни, отношения к болезни, приверженности лечению среди пациентов с разными формами хронического тонзиллита. Методология. В исследовании приняли участие две группы пациентов с хроническим тонзиллитом: с компенсированной (73 человека) и декомпенсированной формой (96 человек). В качестве методик экспериментально-психологического исследования были задействованы три опросника: краткий опросник ВОЗ для исследования качества жизни, ТОБОЛ (опросник для определения типа отношения к болезни), КОП-25 (российский универсальный опросник количественной оценки приверженности к лечению). Накопление и формирование базы данных проводилось в программе Microsoft Excel 2020. Статистическая обработка данных осуществлялась в AtteStat (версия 13.2) - программе-надстройке к Microsoft Excel. Результаты и их анализ. У пациентов с клинически более тяжелой декомпенсированной формой тонзиллита показатели физического и психологического благополучия, социального благополучия, а также общий показатель качества жизни оказываются выше, чем у пациентов с клинически более легкой компенсированной формой. По показателям самовосприятия и микросоциальной поддержки группы не отличаются. У пациентов с компенсированной формой хронического тонзиллита преобладает отрицание болезни, а у пациентов с декомпенсированной формой - уход от болезни в работу. Приверженность лекарственной терапии, медицинскому сопровождению, интегральная приверженность лечению у пациентов с компенсированной формой хронического тонзиллита выше, чем у пациентов с декомпенсированной формой. У пациентов с компенсированной формой хронического тонзиллита формирование анозогнозического типа отношения к болезни связано с высокими показателями микросоциальной поддержки и социального благополучия. У пациентов с декомпенсированной формой хронического тонзиллита формирование гармоничного типа отношения к болезни связано с высокими показателями по всем сферам качества жизни.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют обосновать возможность создания программ работы медицинского психолога с пациентами, страдающими хроническим тонзиллитом, причем взаимодействие можно построить по-разному в зависимости от формы заболевания. В то же время каждому варианту взаимодействия присущи свои ограничения.