Архив статей журнала

Православие на белорусских землях в период с 1839 по 1917 год: возвращение к вере отцов и дедов (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Теплова Валентина Анатольевна

Статья посвящена истории Православной Церкви на землях Белоруссии в 1839–1917 годы. В статье рассматривается процесс постепенного возрождения православия после Полоцкого церковного Собора, его этапы и те препятствия и трудности, которые возникли на этом пути. Это объясняется тем, что более чем 200-летнее пребывание православных в составе униатской греко-католической церкви оставило заметный след в сознании верующих. Многие бывшие униаты после 1839 года, формально считавшиеся православными, по разным причинам попрежнему посещали костёлы, исповедовались у ксёндзов, т. е., по сути, являлись католиками на практике. Можно сказать, по словам Г. Я. Киприановича, что «дело воссоединения совершилось, но далеко ещё не завершилось в 1839 году». Например, имели место отклонения от православного церковного устава, бытовавшие в православном богослужении, или отступления в совершении таинств. Причиной подобных явлений, а также упорства в католичестве бывших униатов был, во-первых, фанатизм местных латинских ксёндзов. Во-вторых, причина была в том, что аппарат местной власти на белорусских землях состоял из чиновников, имеющих польскую идентичность и настроенных антироссийски. Поэтому в течение 1839–1917 годов на белорусских землях шёл сложный процесс постепенного возрождения и укрепления православия. Этот нелёгкий путь условно можно разделить на несколько этапов: первый — с 1839 по 1863–1864 годы. Он характеризуется открытой прозелитической миссионерской деятельностью католического духовенства в среде православных верующих. Его удалось преодолеть к 60-м годам XIX века. Второй период — с 60-х годов по 1905 год — период утверждения православия, начало установления внешне спокойных взаимоотношений между католическим и православным духовенством. Это было время утверждения бывших униатов в вере отцов и дедов. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года начинается новый этап острого противостояния православия и католичества. Однако, благодаря развернувшейся широкой миссионерской деятельности православного духовенства, активной работе с верующим населением церковноприходских братств и церковноприходских школ, он был преодолён к 1914–1917 годам.

Сохранить в закладках
Брестская церковная уния в отражении белорусской школьной учебной литературы, изданной в 2017–2021 годах (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Гронский Александр

Статья посвящена исследованию содержания белорусской школьной учебной литературы, в которой содержится описание появления, функционирования и упразднения Брестской церковной унии. Время издания учебных пособий (2017–2021) ограничено этими датами, поскольку в момент написания статьи именно по учебникам, изданным в указанные годы, проходят обучение белорусские школьники. Преподавание истории в белорусской школе разделено на два концентра. Первый концентр (5–9-й классы) представляет историю на более простом уровне, обращая больше внимания на факты, даты, описания событий. Второй концентр предлагает посмотреть на историю на более теоретическом уровне, обращая внимание на причинно-следственные связи и тенденции.

Для понимания того, каким образом Брестскую церковную унию школьные учебные пособия представляют учащимся, необходимо проанализировать учебники обоих концентров и провести сравнение в подаче материала, а также обобщить полученные результаты.

Учебные пособия для 7-го (1 концентр) и 11-го (2 концентр) классов рассматривают введение Брестской церковной унии и её распространения до конца XVIII века. Оба учебных пособия схожи в оценках унии. Они признают, что уния навязывалась местному православному населению силой, и приводят в качестве подтверждения исторические документы. Но в обоих учебниках наблюдается попытка оправдать негативную реакцию населения в отношении унии тем, что униаты и польское правительство слишком активно применяли насилие. Оба учебных пособия предполагают, что, если бы уния вводилась более гуманными методами, массового сопротивления её принятию не возникло бы. Это противоречит историческим источникам, в которых можно найти примеры того, что сопротивление унии началось сразу, когда польская власть не успела ещё развернуть механизм принуждения. Утверждения, что уния стала барьером на пути полонизации и окатоличивания, не снабжены историческими документами, подтверждающими это. В обоих учебниках содержатся противоречия, когда авторы пытаются доказать эти утверждения. Также голословно в учебниках утверждается, что уния смогла сохранить языковые и культурные традиции народа.

В учебных пособиях для 8-го (1 концентр) и 11-го (2 концентр) классов описано развитие унии в конце XVIII — первой половине XIX века вплоть до Полоцкого церковного Собора 1839 года. Учебное пособие для 8-го класса идеологически продолжает нарратив учебного пособия для 7-го класса. Для того чтобы доказать, что масса униатов не желала возвращаться в православие в конце 1830-х годов, авторы используют документы более ранней эпохи, а также приводят исторические источники, описывающие частные случаи, пытаясь выдать их за общие тенденции. Документов, подтверждающих, что люди массово сопротивлялись решениям Полоцкого церковного Собора, нет, поэтому в учебном пособии использованы либо документы другой эпохи, либо документы, фиксирующие частные случаи.

Учебное пособие для 11-го класса более корректно описывает Полоцкий церковный Собор, т. к. оно издано после того, как белорусские власти решили скорректировать школьный курс истории после массовых протестов 2020 года.

Сохранить в закладках