Архив статей журнала
В годы Первой мировой войны архиепископ Сергий (Страгородский) занимал Финляндскую кафедру и был членом Святейшего Правительствующего Синода. Он принимал участие в подготовке всех церковных актов, направленных на организацию помощи раненым, семьям призванных на войну воинов, сиротам. Епархия под его руководством вела активную социальную работу.
Молитва о победе над врагом, утверждённая в 1914 году при прямом участии архиепископа Сергия, применялась затем в сокращённом виде и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Во время Первой мировой войны церковная печать активно участвовала в формировании образа врага. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Русская Церковь действовала сходным образом.
Одной из особенностей церковного дискурса периода Первой мировой войны являлось отступлении от идеалов Святой Руси, жажде стяжательства и эгоизме, охватившем все классы населения.
В своей «Декларации 1927 года» Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) вновь обратился к военно-патриотической тематике.
Поворотной точкой в церковно-государственных отношениях послужили события 1939–1940 годов, связанные с воссоединением с СССР Западных Украины и Белоруссии и стран Прибалтики. 22 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский) написал послание к пастве, в котором призвал к поддержке борьбы Советского государства против нацистов.
С первых дней войны Церковь начала активную патриотическую работу. Собирались средства в Фонд обороны, на раненых. Необычным для практики предыдущих войн был сбор прямо на вооружения — танковую колонну имени Димитрия Донского.
Важным этапом церковной деятельности митрополита Сергия явилось издание предназначенной для перевода на иностранные языки и массового распространения за рубежом книги «Правда о религии в России».формирование образа врага внутреннего. К концу 1916 года в церковной печати говорилось о всеобщем