Архив статей журнала
В статье рассматривается ряд актуальных вопросов, связанных с развитием современного социума, в том числе и российского, анализируется проблема формирования современного цифрового поколения сквозь призму процесса управления персоналом. Прослеживается, что проблематика поколенческих различий и их влияние на функционирование государства, формирование традиций, норм, ценностей все больше вызывает интерес среди исследователей. Обосновывается идея о том, что действительно теория поколений, разработанная американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, дает ценную информацию об особенностях социального развития и становится базисной для дальнейшего изучения «новых» поколений и рассмотрения возможных систем управления персоналом и регулирования трудовых отношений. Особое внимание уделено рассмотрению теории социальных регуляторов российского ученого Н. Л. Захарова. Выделяются и описываются характерные черты нового цифрового поколения Z в контексте теории социальных регуляторов, что становится логичным с учетом развития системы управления в современных условиях. Затрагивается тема влияния цифровизации на многие социальные категории. На основе изучения особенностей цифрового поколения в системе управления установлено, что поведенческие, статусные, этические регуляторы становятся универсальными для многих поколений. Отмечается, что при этом для эффективного распределения человеческого ресурса и управления персоналом важно понимать особенности каждого поколения, в том числе цифрового, которое действительно обладает уникальными отличиями от предыдущих поколений. Происходящие процессы ведут за собой новые подходы в системе образования и управления в различных сферах общества.
В статье подчеркивается недостаточная изученность потенциала практико-прикладного инструментария социологии в решении проблемы повышения эффективности образования, чем и обусловлена актуальность исследования. Отмечается, что методы прикладной социологии (в первую очередь: анкетирование, опрос, экспертное интервью, метод фокус-групп), применяемые в образовании, позволяют не только установить уровень сформированности компетенций, но и непосредственно способствуют формированию последних. Возможности методологии прикладной социологии исследуются на материале, полученном в ходе работы лаборатории прикладной и практической этики. Показано, что методы прикладной социологии способны интегрировать инновации (компетентностный подход, экологизация образования, инклюзивное образование и др.), внедряемые в сферу образования. На основе анализа работы с аспирантами красноярских вузов в ходе преподавания дисциплины «История и философия науки» появилась возможность установить, что социологический прикладной инструментарий эффективен в образовании, т. к. не только является средством обратной связи, но и стимулирует рефлексию о степени сформированности навыков и приобретении компетенций. Отмечается, что в ситуации работы со взрослыми людьми, каковыми являются аспиранты, обладающие профессиональными знаниями, это особенно важно. В статье представлен опыт применения методов прикладной социологии для анализа качества образовательного процесса. Акцентируется важность прикладных социологических методов для мониторинга освоения, формирования компетенций и в качестве обратной связи с обучающимися. Обосновывается мысль о том, что проектная мастерская как технология опережающего обучения, наиболее соответствующая требованиям стремительно меняющегося мира, невозможна без качественного мониторинга, социологического опроса.