Архив статей журнала
Современные условия развития образовательной системы России предполагают реализацию целостных процессов, в ходе которых осуществляется социальное и индивидуальное развитие детей. В качестве эффективного решения, направленного на достижение данной задачи, может быть использована организация профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Профориентация несет в себе в основном информационный характер и направлена на осуществление прогноза личностного развития, изучение его интересов, способностей в том или ином виде деятельности. В статье рассмотрены теоретические основы профориентации старших дошкольников. Под профориентацией понимается комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, направленных на формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду, максимально разнообразных представлений о содержании профессий и зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей. Главной целью ранней профориентации является развитие интересов и эмоций в плане профессий при помощи взрослых, приобретение достаточных знаний о богатом мире профессий, познание своих сил и возможностей в доступных видах деятельности. Одним из перспективных средств профориентации старших дошкольников является стим-лаборатория. Стим-лаборатория способствует формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста через способность самостоятельно и поисково мыслить в процессе решения разнообразных задач, предусмотренных точными и гуманитарными науками в их неразрывной взаимосвязи. Изучив возможности стим-лаборатории в профориентации старших дошкольников, мы пришли к выводу, что стим-лаборатория играет важную роль в процессе профориентации старших дошкольников на инженерные и технические профессии, а именно: способствует формированию у ребенка эмоционально-положительного отношения к профессиям и навыков использования разнообразных профессий в игровой деятельности и развитию разнообразных представлений о содержании профессий, способах овладения профессией, особенностях профессиональной деятельности и зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные исследования и разработанный педагогический проект может быть использован в практике работы дошкольных образовательных организаций для профориентации старших дошкольников.
Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-путешествий представляет собой актуальное направление педагогической деятельности, направленное на формирование любви к чтению и литературе среди дошкольников. Работа акцентирует внимание на важности использования игр-путешествий как эффективного инструмента создания увлекательного образовательного процесса. Исследуются результаты применения игр-путешествий в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста, анализируются положительные эффекты от внедрения данного метода в образовательный процесс. Подчеркивается значимость подобных подходов для всестороннего развития личности ребенка и подготовки его к дальнейшему обучению в школе.
В статье раскрываются понятия «игры-путешествия», «читательский интерес», описываются структурные компоненты игр-путешествий, приводятся факторы формирования читательского интереса. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации игр-путешествий, их влиянию на развитие познавательной активности и творческих способностей детей. Приводятся примеры конкретных игр-путешествий, направленных на повышение мотивации к чтению и углубленное понимание литературных произведений. Результаты исследования подтверждают высокую эффективность игр-путешествий в формировании устойчивого интереса к чтению у дошкольников.