Статьи в выпуске: 5

Адаптивный конституционализм: концептуальные основания и институциональные механизмы в условиях политико-правовой турбулентности (2025)
Авторы: Поярков Сергей Юрьевич

Современное состояние политико-правовых систем характеризуется нарастанием турбулентности, порождаемой глобальными, цифровыми, экологическими и социальными вызовами. В этих условиях традиционная модель конституционализма, основанная на стабильности, иерархичности и нормативной ригидности, утрачивает способность к эффективной правовой и институциональной адаптации. Встает задача переосмысления теоретических и прикладных основ конституционного порядка с учетом новых форм правовой динамики. Предметом настоящего исследования выступает явление адаптивного конституционализма, рассматриваемого как парадигма, способная обеспечить гибкость и устойчивость публичной власти в условиях нестабильности. Актуальность темы обусловлена необходимостью выработки таких правовых механизмов, которые обеспечат баланс между изменчивостью внешней среды и внутренней нормативной связностью конституционного строя. В статье рассматриваются концептуальные основания адаптивного конституционализма, а также институциональные формы его реализации в различных правовых системах. Методологическая основа исследования включает системно-структурный, сравнительно-правовой, институциональный и контекстуальный методы анализа. Использование междисциплинарного подхода позволило выявить корреляции между политической нестабильностью, правовой трансформацией и институциональной адаптивностью. Научная новизна исследования заключается во введении и обосновании категории «адаптивный конституционализм» как самостоятельного направления развития современной конституционно-правовой мысли. В работе раскрываются теоретические принципы, лежащие в его основе: гибкость, респонсивность, правовой плюрализм, цифровая легитимность и институциональная устойчивость. Определены институциональные механизмы, обеспечивающие адаптацию конституционного строя: гибкие формы разделения властей, цифровизация публичных процедур, эволюция механизмов контроля и участия. Обоснована необходимость перехода от нормативной ригидности к правовой адаптивности без утраты легитимности и предсказуемости правовой системы. Показано, что адаптивный конституционализм выступает как правовой ответ на вызовы политико-правовой турбулентности, сохраняя принципы верховенства права, прав человека и институционального баланса. Сделан вывод о перспективах применения концепции в трансформирующихся и посткризисных обществах. Предложенная концепция может быть использована как теоретическая модель и практический ориентир при проектировании устойчивых правопорядков.

Сохранить в закладках
Практика конституционализма на национальном уровне и постглобализационный правовой порядок: проблемы и перспективы сопряжения (2025)
Авторы: Поярков Сергей Юрьевич

Современные трансформации глобального порядка выявили пределы универсалистских моделей правового регулирования и актуализировали проблему соотношения национального конституционализма с изменяющимися формами глобального и наднационального правопорядка. В условиях постглобализации наблюдается возвращение к идеям суверенитета, конституционной идентичности и правового плюрализма, что ставит перед государствами необходимость переосмысления своей нормативной автономии. Предметом настоящего исследования выступает соотношение национальных моделей конституционализма с постглобализационными тенденциями развития публичного права и правовых институтов. Особое внимание уделено конфликтам между нормами международного и национального права, проблемам легитимности наднациональных институтов и адаптации прав человека к культурному многообразию. Анализируется также способность конституционных систем к институциональной саморефлексии и правовому диалогу в условиях неопределённости глобального правового ландшафта. Методологической основой исследования выступает синтез институционального и сравнительно-правового подходов с элементами политико-правового анализа. Системный метод позволил проследить устойчивые взаимосвязи между структурами национальных конституционных порядков и транснациональными нормативными конструкциями. Эвристическую значимость приобрели элементы конструктивистской парадигмы, фиксирующей роль права как медиативного пространства между глобальным и локальным. Научная новизна исследования заключается в концептуализации сопряжённого правопорядка как феномена правового взаимодействия между конституционными системами и транснациональными нормативными структурами. Показано, что современный конституционализм не исчерпывается либеральной универсалистской моделью и проявляется в многообразии форм - от социального до адаптивного и стратегического. Сделан акцент на полицентрическом подходе как возможной альтернативе иерархическому правопорядку в условиях постглобализации. Установлены институциональные механизмы и правовые формы, через которые возможно согласование универсальных ценностей с конституционной спецификой. Анализ конституционной судебной практики, включая прецеденты национальных и наднациональных судов, позволил обосновать динамику интерпретации принципов суверенитета и прав человека. Обоснована необходимость переосмысления роли государства как активного субъекта в формировании гибкой модели публичного права, способной интегрировать глобальные вызовы без утраты легитимности и демократического содержания.

Сохранить в закладках
Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного суда Российской Федерации (2025)
Авторы: Сланов Олег Таймуразович, Дзодзиков Зелим Урузмагович, Хугаева Римма Графовна, Бекоева Татьяна Александровна

Предметом рассмотрения в настоящей статье являются ценностные основы статуса современного педагога через призму текста российской Конституции и практики Конституционного Суда Российской Федерации. В качестве цели работы ставится формирование внутренне непротиворечивого научного знания о вкладе российского органа конституционного контроля в укрепление ценностных основ профессии педагога. Это предполагает необходимость оценки степени влияния правовых позиций Конституционного Суда РФ на действующее законодательство и правоприменительную практику. В статье выдвигается тезис о том, что в статусе педагога тесно взаимодействуют ценностная составляющая и собственно юридические аспекты. При этом констатируется, что правовое оформление статуса педагога, его законодательная регламентация, должны содействовать морально-нравственному и профессиональному развитию. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, зачастую недостатки правового регулирования напротив создают предпосылки для злоупотреблений со стороны работодателей - администраций вузов и прочих учебных заведений. Статья основывается на междисциплинарной методологии, учитывающей методологический арсенал как психолого-педагогических наук, так и правовых исследований. Использовались общенаучные методы методы: анализ, индукция, дедукция, сравнение, диалектический; и частнонаучные методы: исторический, статистический; специальные методы исследования: сравнительно-правовой и формально-юридический. Делается вывод об общем значении позиций органа конституционного контроля для российской правоприменительной практики. Конституционный Суд РФ предельно конкретно указал на социальную значимость профессии педагога, необходимость обеспечения стабильной занятости профессорско-педагогического состава вузов, защиты академических прав и свобод, недопустимости манипуляций с заработными платами. Позиции органа конституционного контроля должны быть безусловно учтены российским законодателем, судебными и иными правоприменительными органами. Констатируется и то, что часть проблем остается нерешенными. Это касается систематической практики заключения гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Эта проблема еще ждет своего решения. Кроме того, в качестве выводов обращается внимание на перспективные направления совершенствования законодательства и правоприменительной практики - в этом состоит область потенциально возможного применения результатов исследования.

Сохранить в закладках
Проблематика административно-правового регулирования организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности (2025)
Авторы: Галицкая Наталья Владимировна

В связи с санкционным давлением, а так же в целях реализации курса самообеспечения и независимости представляется актуальной тема обеспечения продовольственной безопасности страны. В настоящее время Российская Федерация остро нуждается в развитии и укреплении сельскохозяйственной отросли, а также в продовольственной независимости. В статье рассматриваются проблемные вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности. После проведенного анализа законодательства в исследуемой сфере, указывается на недостаточный уровень правовой базы, закрепляющий полномочия федеральных органов исполнительной власти. Делается попытка выявить проблемы в административно-правовом регулировании деятельности органов исполнительной власти в сфере обеспечения продовольственной безопасности и предложить пути решения выявленных пробелов. Методологической основой исследования стали: анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, системно-структурный и логический методы. В результате проведенного исследования было выявлено, что полномочия органов исполнительной власти, отвечающие за обеспечение продовольственной безопасности в основном не сформированы. Поэтому в целях достижения всех поставленных в Доктрине продовольственной безопасности РФ целей по обеспечению продовольственной безопасности требуется расширение полномочий заинтересованных министерств и ведомств. Так же на наш взгляд нуждаются в проработке и нормативном закреплении полномочия Минсельхоза России по накоплению продовольственных запасов. Автор приходит к выводу о необходимости целесообразной коррекции законодательства с целью создания государственных корпораций, на которые будут возложены функции по производству и распределению натуральных продуктов питания слабо защищенным слоям населения, которые не имеют возможности обеспечить себе рацион питания, обозначенный в Доктрине.

Сохранить в закладках
Идеологическая миграция в Россию: административноправовой аспект (2025)
Авторы: Ясилевич Юрий Петрович

Особое место в миграционной политике современной России занимают отдельные категории мигрантов, отношение к которым со стороны власти и других общественных институтов заключается в задачах по упрощению миграционных процедур и ускоренному способу включения в общество. Как правило, такие категории отражают особую связь с Россией с точки зрения близости по этническому составу, владения русским языком, либо речь идёт о представляющих особую ценность специалистах высокой квалификации. Предметом анализа становятся положения отечественного законодательства, закрепляющего изменения в административно-правовом регулировании, связанные с нововведением, определяющим правовое состояние иностранных граждан - иммигрирующих в Россию по мотивам оказания содействия лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности. Цель исследования состоит в изучении сущности правового механизма привлечения идеологических мигрантов среди общего правового положения других категорий мигрантов и его самостоятельного значения в качестве направления миграционной политики. Результаты в виде осмысления положительных сторон и явных недостатков рассматриваемого миграционного механизма могут послужить поводом для научной доработки и более глубокого общественного обсуждения законодательных иммиграционных инициатив. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: анализа, синтеза и аналогии, а также частно-научные формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Новизна исследования заключается в выводах, характеризующих составные элементы механизма обеспечения нового миграционного притока, обусловленного потребностями в разрешении внутренних проблем и призванного выполнять инструментальную роль в российском внешнеполитическом влиянии. Выяснено, что особенность нововведения состоит в том, что оно не требует от потенциальных мигрантов соответствия этническому происхождению или иным родственным связям, но должно отвечать ряду условий, главное из которых заключается в факте самоидентификации субъекта. Нормативное действие данного принципа без наличия иных требований в законе не только уравнивает иностранных граждан в отношении мер по защите интересов с соотечественниками за рубежом, но в определенном смысле предоставляет им преимущества на начальном этапе натурализации. В статье отмечается возникающие проблемы определения лояльности потенциальных мигрантов, а также в самой миграционной политике, характеризуемой определенной предвзятостью по отношению к разным категориям мигрантов.

Сохранить в закладках