Публикации автора

ОЦЕНКА СОРБЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЛИСТОВОГО ОПАДА УРБАНИЗИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА УФА) (2024)

В настоящее время проблема утилизации опавших листьев в пределах урбанизированных территорий городов приобретает особую актуальность, так как они становятся растительными отходами, которые приравниваются к твердым коммунальным отходам и нуждаются в вывозе на полигоны. Однако при переходе мирового сообщества на экономику замкнутого цикла опавшие листья следует рассматривать как ценный материал. В настоящее время существуют методы использования (переработки) опавших листьев с извлечением их полезных свойств. К основным способам переработки опавшей листвы относят: создание компоста; экстракцию полезных соединений; производство биотоплива в форме пеллетов, а также получение биогаза; сорбцию различных загрязняющих веществ из водной среды; производство пластмасс и бумажных изделий. Эти способы рассматриваются как отечественными, так и зарубежными исследователями. В данной работе рассмотрен способ использования опавших листьев урбанизированной территории в качества нефтесорбента для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Объект исследования - опавшие листья Quеrcus rоbur, собранные осенью 2022 г. в парковой зоне г. Уфа (Россия). По методике ГОСТ 33627-2015 исследованы сорбционные свойства опавших листьев Quеrcus rоbur как адсорбента II типа. Анализ плавучести показал высокую плавучесть образцов - более 72 ч. Нефтеемкость листьев Quercus robur составила 4,67-5,91 г/г, что сопоставимо с нефтеемкостью сорбентов, присутствующих на рынке.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Насырова Элина Сагитовна, КАЛЬСИН НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ, Кострюкова Наталья Викторовна, Султанова Дилара Славиковна
Сохранить в закладках
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПТИМАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МОДЕЛИ (2024)

На основе натурных данных о длительности фаз светофорной сигнализации и расстояниях между перекрестками были построены пять моделей транспортного потока. В результате сравнения уровней выбросов загрязняющих веществ в зимний и летний периоды по Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий определены коэффициенты увеличения количества выбросов в зимний период для таких веществ, как CO, СxНy, сажа, SO2. Проведены расчеты количества выбросов пяти моделей состава транспортного потока с различными соотношениями числа автобусов и автомобилей в зимний и летний периоды при прохождении через автобусный маршрут № 51 города Уфы. Построены графики количества выбросов загрязняющих веществ при различных моделях в зимний и летний периоды, проведено сравнение величин выбросов. Применение модели с повсеместным использованием автобусного транспорта позволяет снизить количество выбросов СО в 2,5 раза относительно актуальной модели, количество выбросов NOx на 28 %, СxНy в 4,8 раза, сажи на 30,2 %, SO2 в 3,1 раза, формальдегидов в 6,9 раза, бенз(а)пирена в 9,7 раза. Определена зависимость величины выбросов от количества личных автомобилей в составе транспортного потока. Установлено, что повсеместное использование общественного транспорта является трудно применимым и нецелесообразным вследствие социальных аспектов. В качестве экологичной альтернативы в летний период предложено использование средств индивидуальной мобильности.

Издание: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Выпуск: Т. 20 № 1 (2024)
Автор(ы): КАЛЬСИН НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ, РЕЗВАНОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Сохранить в закладках