Работы автора

РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ: НА ПУТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ МАКРОРЕГИОНОВ СИБИРИ (2024)

Значительную часть территории России занимают приграничные регионы. Все они в разной степени адаптированы к условиям трансграничного взаимодействия. В представленной статье рассматриваются экономические и институциональные условия взаимодействия регионов России и Казахстана на сибирском участке государственной границы в рамках так называемых «трансграничных макрорегионов». В перечень исследуемых приграничных регионов обеих стран включены регионы, имеющие друг с другом общие границы. Целью статьи является обоснование выбора направления в формировании трансграничного макрорегиона в створе российско-казахстанской границы, обладающего оптимальным набором признаков сочетаемости между входящими в его состав приграничными регионами. основными задачами исследования являются оценка готовности приграничных регионов обеих стран к сотрудничеству друг с другом; определение перечня показателей, лежащих в основе мониторинга развития сопредельных регионов, и типологизация регионов по отношению к осуществлению трансграничного взаимодействия. Выдвигается гипотеза о равной готовности приграничных регионов России и Казахстана к налаживанию трансграничного сотрудничества и формированию устойчивых экономических отношений в рамках макрорегиона. В статье представлена концептуальная модель трансграничного макрорегиона, включающая в себя общность границ сопредельных регионов, их экономическую специализацию и инфраструктурную обеспеченность. Представлена типология приграничных регионов на основе оценки инфраструктурной обеспеченности региона и его экономической активности, по результатам которой определено лидерство Новосибирской области и Павлодарской области. Сравнительный анализ позволил выделить три варианта образования трансграничных макрорегионов, основанные на соотнесении показателей географически близких и открытых друг другу приграничных регионов обеих стран по ведущему в рамках каждого макрорегиона российскому региону - Омскому, Новосибирскому и Алтайскому. определена ведущая роль новосибирского направления в формировании трансграничного макрорегиона. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти для разработки концепции развития приграничных регионов страны, обоснования перспективных мер реализации пространственной стратегии государства.

Издание: ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
Выпуск: Т. 20 № 4 (2024)
Автор(ы): Рой Олег Михайлович
Сохранить в закладках
Участие органов местного самоуправления в принятии градостроительных решений (2025)

С целью разработки порядка в принятии социально обоснованного и комплексного градостроительного решения обобщаются основные тенденции в сфере участия органов местного самоуправления в принятии градостроительных решений. На основе обобщения практики взаимодействия участников градостроительных отношений выделяются типы градостроительных решений, обосновываются критерии их качества. На основе выделенной структуры принятия градостроительного решения определяются основные проблемные точки, разделяющие позиции населения и органов местной власти, выявляются факторы и институциональные условия, влияющие на исход градостроительных решений. В заключение представлен алгоритм принятия эффективного градостроительного решения.

Издание: Правоприменение
Выпуск: Том 9, №1 (2025)
Автор(ы): Рой Олег Михайлович
Сохранить в закладках
Территориальное самоуправление: от локальных сообществ к самоуправляемой общности (2025)

Территориальное самоуправление является исторической стадией развития человеческой цивилизации, сформировавшейся в качестве инструмента регулирования общественных отношений на субгосударственном уровне в границах локальных сообществ, и осуществляется в интересах этих сообществ и при их непосредственном участии. Оно зародилось в период обострения межсословной борьбы между феодалами и гражданами вольных городов, результатом которой стало обретание последними особых прав в качестве муниципальных корпораций. В то же время понятие «территориальное самоуправление» не тождественно «местному самоуправлению», поскольку не привязано только к границам городов, а выступает способом обособления территорий на разных уровнях. Функциональное разнообразие феномена территориального самоуправления объясняется историческими, экономическими и политическими предпосылками формирования административно-территориальных систем современных государств и в настоящее время служит способом разграничения полномочий между уровнями публичной власти в решении актуальных общественных проблем. Цель исследования — выявление признаков и критериев самоуправляемости территорий, их роли в обретении локальными сообществами статуса самоуправляемых. Учет данных признаков и критериев позволит определить устойчивые границы деятельности самоуправляемого сообщества с использованием так называемого функционального предела самоуправляемости (ФПС). Он необходим для соотнесения (с точки зрения общественно принятых и рациональных рамок) затрат на использование централизованной модели управления сообществом и решение вопросов этого сообщества преимущественно внутренними силами. На основе метода типологических группировок в соответствии с выделенными критериями составлена классификация видов локальных сообществ России. В статье представлены также ключевые показатели оценки ФПС муниципального образования, рассмотрены условия, способствующие как трансформации индивидуальных установок граждан в коллективный интерес, так и обретению локальным сообществом статуса самоуправляемой общности. Результаты представленного исследования имеют значение для формирования современной концепции местного самоуправления в России, корректировки хода муниципальной реформы

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
Автор(ы): Рой Олег Михайлович
Сохранить в закладках
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ В СВЕТЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ (2024)

Роль Арктической зоны в мире стремительно возрастает по мере истощения природных ресурсов и запасов продуктов жизнеобеспечения. Значительную часть территории Арктики занимает Россия, которая далеко не исчерпала своих возможностей в освоении богатств этого макрорегиона. В последние десятилетия Россия стремится выстроить сбалансированную и комплексную стратегию развития Арктики, вовлечь в ее освоение все заинтересованные стороны. Однако процесс этого освоения наталкивается на определенные сложности, связанные с наличием нескольких центров принятия решения и пространственной неоднородностью территории. Центральное место в превращении Арктики в центр экономического развития России принадлежит Северному морскому пути. Но его обустройство требует значительных материальных и организационных ресурсов. В этих условиях возникает необходимость определить приоритетные направления в развитии макрорегиона и сформировать устойчивую последовательность решения стратегических задач территории в среднесрочной перспективе. Одними из важных шагов в решении этой задачи могут стать включение части ХМАО-Югры в Арктическую зону и формирование в ней сети опорных населенных пунктов. Новые национальные проекты, объявленные президентом России, и намеченная корректировка пространственной стратегии России должны образовать основу для реализации намеченных целей.

Издание: АРКТИКА 2035: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Рой Олег Михайлович
Сохранить в закладках