Порождающая структура смысла - концептуирование, многоотсечный интеллектуальный талант, реализующийся в пакете близкородственных, тесно связанных процессов, - а именно: теоретизирования, тематизирования, версифицирования, абстрактного моделирования, мысленного имитационного экспериментирования. Необходимая предпосылка концептуирования - развертывание пространства событий в вообразительном (квазиреальном) виртуальном модусе als ob, переводе мыследеятельности в разряд сослагания. Достаточная предпосылка концептуирования - тропная техника образосвязывания по предположительному касательству.
Рассматриваются две стратегии образовательной деятельности: одна - вестернизация подготовки неофитов с игнорированием императивов национальных культур и отображающих их державных интересов; другая - модернизация, оптимизация аутентичных национальных моделей образовательных систем с учетом диспозиций «почвы». Показывается недееспособность приоритетов поддерживаемого либерально-рыночными кругами Болонского процесса в качестве основы перестройки отечественной высшей школы. В опоре на значительный практический материал делается вывод: институт образования, готовя к жизни, не конкурирует, а взаимодействует с иными общесоциальными институтами: семьей, религией, бизнесом и др.