Стратегия государственной национальной политики – один из важнейших документов, регламентирующих жизнь многонационального государства и при его подготовке необходимо учитывать происходящие изменения, возникающие потенциальные угрозы. Анализ работ и выступлений В. В. Жириновского показывает наличие их высокого прогностического потенциала в отношении национального вопроса, который не потерял актуальность и сегодня. Целью работы является анализ основных идей В. В. Жириновского и предложенных им, на различных этапах своей политической деятельности, вариантов решений национального вопроса в России. Среди таких идей можно выделить: невозможность спонтанного бесконфликтного решения межнациональных проблем, необходимость отстаивания прав всех народов, в том числе и русского; равное финансирование регионов; географический принцип их деления и многие другие. Это обуславливает необходимость при решении национального вопроса в современной России реализовать профессиональный подход, привлечь профессионалов к данной деятельности; разработать меры поддержки русского языка и культуры наряду с прочими национальными языками и культурами народов России; точечное внедрение географического принципа в обозначение регионов РФ; активизация усилий в направлении формирования общероссийской гражданской идентичности.
В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных - Мак-шкала (в адаптации В. В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.
Представлен анализ проблемы профессиографирования в профессии оператора, в частности оператора получения непрерывного стекловолокна. Актуальность темы обусловлена тенденциями в сфере производственного труда. Успех промышленных предприятий на рынке труда связывают сегодня не только с обеспеченностью технологического процесса современным оборудованием, но и обеспечением эффективного функционирования в системе «человек-техника». Личность самого оператора и его труд оказываются в центре внимания. При этом сфера производства стекловолокна при увеличении своих объемов остается в наименьшей степени рассматриваемой в психологической науке. Сформулировано актуальное представление о состоянии предмета изучения, которое привносится из исследования других видов операторского труда. В работе представлена профессиограмма оператора на основе анализа характеристик технологического процесса производства стекловолокна в соотнесении с необходимым психологическим потенциалом. Данное исследование направлено на систематизацию знаний об особенностях операторского труда и способствует расширению научных представлений об особенностях психики субъекта профессиональной деятельности и психологической структуры деятельности.