Статья: ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Автором статьи представлено исследование актуальной для современной ситуации социокультурной трансформации проблемы формирования гражданской идентичности личности, под которой понимается развивающаяся структурная организация, включающая компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент. Компоненты взаимосвязаны и определяют общее развитие гражданской идентичности личности. Исследование значения и смыслов феномена «гражданской идентичности» для конкретной личности - это сложный в диагностическом и объяснительном плане процесс. Одной из оптимальных исследовательских процедур выявления специфики идентичности личности является свободный ассоциативный эксперимент, который использовался в исследовании. Результаты данного эксперимента, проведенного с преподавателями высшего учебного заведения, позволили определить смысловые особенности феномена «гражданской идентичности» как для самих преподавателей, так и для современной молодежи в их представлении. Систематизировав ответы преподавателей и их ассоциаты с понятием «гражданская идентичность» по категориям, автором были выделены следующие смысловые группы (каждая смысловая группа определила содержание структурного компонента гражданской идентичности): «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» (когнитивный компонент), «Эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны» (аффективный компонент), «Социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности» (ценностно-мотивационный компонент), «Собственная гражданская активность личности» (деятельностный компонент). Группы, выделенные самими преподавателями, и смысловые группы представлений преподавателей о гражданской идентичности молодежи различаются представленными ассоциатами. К сожалению, в результате исследования были выявлены негативные ассоциации преподавателей о гражданской идентичности молодежи, неверие в ее сформированность и гражданскую активность.
Информация о документе
- Формат документа
 - Кол-во страниц
 - 1 страница
 - Загрузил(а)
 - Лицензия
 - —
 - Доступ
 - Всем
 
Информация о статье
- ISSN
 - 1813-145X
 - Префикс DOI
 - 10.20323/1813-145X-2024-2-137-163
 - Журнал
 - ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
 - Год публикации
 - 2024
 
Статистика просмотров
Статистика просмотров статьи за 2025 год.