Статья: Теоретические аспекты формирования социокультурной идентичности современных подростков с признаками одаренности

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования педагогических условий и механизмов создания событийно организованного образовательного пространства, обеспечивающего формирование и развитие социальной ответственности и социокультурной идентичности современных подростков. Особенно остро эта проблема стоит в отношении программ поддержки и развития одаренных обучающихся, реализации их проектных активностей и социальных инициатив. В статье раскрывается типология социокультурной идентичности современных одаренных учащихся, обладающих различным опытом погружения в событийно организованное образовательное пространство. Теоретическое обоснование данной типологии, уточнение понятия «социокультурная идентичность», анализ возможностей коллективной творческой деятельности в контексте ее формирования составляют новизну исследования.
Материалы и методы. В исследовании были задействованы 53 обучающихся десятых и одиннадцатых классов. Организация исследования включала логико-психологический анализ ключевых понятий исследования, теоретическое моделирование, факторный анализ. Для эмпирической проверки типологии социокультурной идентичности использованы результаты исследования социально-психологических факторов личностной динамики одаренных подростков и старшеклассников – участников смен Международного детского центра «Артек».

Результаты. Уточнено понятие «социокультурная идентичность» личности (СКИ) – это «интегративная характеристика личности, заданная сопряженностью готовности к идентичности личности со своей культурой (субкультурой) с ее готовностью к социально-групповой идентичности, что задает открытость к личностному самоопределению и экзистенциальную открытость конструктивному социальному взаимодействию со значимыми другими». На основе теоретического моделирования и соотношения векторов готовности к культурной и социальной идентичности предложена типология социокультурной идентичности личности (ярко выраженная, ложная, незрелая, маргинальная, оптимально открытая психолого-педагогическим механизмам и условиям воспитания). Обозначены критерии СКИ.

Обсуждение и выводы. Результаты исследования позволят осуществить верификацию предложенной типологии социокультурной идентичности современных подростков и алгоритма определения обозначенных критериев СКИ. В качестве перспективы целесообразно обозначить изучение структуры социокультурной идентичности современных подростков, сравнение особенностей социокультурной идентичности как академически успешных подростков, так и демонстрирующих специальную успешность в сфере искусства.

Информация о документе

Формат документа
PDF
Кол-во страниц
1 страница
Загрузил(а)
Лицензия
Доступ
Всем

Информация о статье

ISSN
1818-6653
EISSN
2713-1327
Журнал
ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Год публикации
2024
Автор(ы)
Морозова М. И., Маркина Н. В., Качуро И. Л.

Статистика просмотров

Статистика просмотров статьи за 2025 год.

Ранее вы смотрели (10)