Статья: Организационно-педагогические условия выбора темы научного исследования обучающимися высших учебных заведений

Введение. Формирование таких значимых в условиях неопределенности (особенности VUCA-мира) качеств, как активность, самостоятельность, ответственность и готовность к выбору в целом и образовательному выбору в частности, рассматривается в контексте построения образовательных отношений между педагогом и обучающимися. Исследование проводилось с целью выявить и обосновать организационно-педагогические условия взаимодействия научного руководителя и обучающихся, способствующие целеполаганию и активному, самостоятельному, сознательному и ответственному выбору студентами темы научного исследования. На примере взаимодействия научного руководителя и обучающихся в выборе темы научного исследования моделируется пространство образовательных отношений и рассматриваются организационно-педагогические условия, способствующие проявлению «самоуправляющей» позиции обучающихся в выборе, что составило новизну проведенного исследования.

Материалы и методы. В исследовании применяются теоретические методы – анализ и синтез, сравнение, конкретизация и обобщение, педагогическое моделирование, эмпирический метод анализа аргументации выбора, а также методика Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой «Субъективное качество выбора», основанная на анализе ретроспективной рефлексии обучающихся.

Результаты. На основе применения метода моделирования заданы координаты пространства образовательных отношений в системе «научный руководитель-студент» в выборе темы научного исследования: нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая и коммуникативно-информационная. Подробно рассматриваются организационно-педагогические условия каждой координаты пространства образовательных отношений научного руководителя и студентов на примере практического опыта Челябинского государственного университета.

Обсуждения и выводы. Реализация организационно-педагогических условий в соответствии с выбранной моделью пространства образовательных отношений научного руководителя и обучающихся позволяет последним занять и развивать «самоуправляющую» позицию не только в процессе выбора темы научного исследования, но и в целом в осуществлении образовательного выбора. Регулярное целенаправленное взаимодействие «на равных» научного руководителя и обучающихся на основе совместно определенных правил позволяет также снизить эмоциональное напряжение студентов в процессе подготовки курсовой работы, стимулировать их к дальнейшему поиску и развитию в научно-исследовательской деятельности.

Информация о документе

Формат документа
PDF
Кол-во страниц
1 страница
Загрузил(а)
Лицензия
Доступ
Всем

Информация о статье

ISSN
1818-6653
EISSN
2713-1327
Журнал
ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Год публикации
2024
Автор(ы)
Батина Е. В., Кожухова И. В.

Статистика просмотров

Статистика просмотров статьи за 2025 год.

Ранее вы смотрели (10)