Статья: Роль научно-исследовательской работы студенческой молодежи в образовательном процессе вуза

Введение. Сегодня общественные трансформации задевают все аспекты жизни общества. Стремительные изменения в социуме, экономике, культуре, политике и других областях приводят к смене ценностных ориентиров. Технологический прогресс, активное применение искусственного интеллекта неизбежно приводят к пересмотру традиционных требований к профессии, что в свою очередь создает современные тренды в системе подготовки студентов в высших учебных заведениях. Таким образом, внедрение новых технологий и трансформации в обществе сменяют привычные компетенции, ожидая от работников навыков, соответствующих веяниям современного мира, тем самым создаются перспективы для развития общества.

Материалы и методы. В статье используются результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторами были проведены фокус-групповая дискуссия среди студентов Пензенского государственного университета и глубинное интервью с потенциальными работодателями Пензенской области.

Результаты исследования. В статье представлены основания необходимости внедрения научно-исследовательской работы в образовательный процесс студентов в университете. Особое внимание уделено изучению соответствия потребностей работодателей к компетенциям соискателей и ожиданиям выпускников о предъявляемых требованиях для успешного трудоустройства. Социологические исследования показали, что взгляды на необходимость внедрения научной и творческой работы у современной российской молодежи расходятся с мнением работодателей. Так как не все студенты поддерживают решение включить в обучение дополнительные занятия, связанные с научными исследованиями и творческой работой, поскольку не видят ее пользы для себя в настоящее время и в будущем. При этом работодатели выражают потребность в выпускниках с навыками в области научной и творческой деятельности.

Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что от привлечения студентов к НИР следует ожидать положительного эффекта, но при условии их постоянного включения в течение всего периода обучения. В высшей школе следует создать благоприятные условия для научной деятельности учащихся: организовать работу научных групп по интересам, предоставить необходимое материально-техническое оснащение, предоставить научно-методический материал и стимулировать работу, поощряя морально и материально.

Информация о документе

Формат документа
PDF
Кол-во страниц
1 страница
Загрузил(а)
Лицензия
Доступ
Всем

Информация о статье

ISSN
2078-1024
Префикс DOI
10.47370/2078-1024-2025-17-2-139-151
Журнал
ВЕСТНИК МАЙКОПСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Год публикации
2025
Автор(ы)
Рожкова Л. В., ДУБИНА А. Ш., Тепляков Е. Б.

Статистика просмотров

Статистика просмотров статьи за 2025 год.

Ранее вы смотрели (10)