ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДЕ (2024)
Актуальность: в современной юридической науке проблема обеспечения безопасности является одной из наиболее востребованных и дискуссионных, поскольку имеет как теоретический, так и прикладной характер. Это обусловлено значимостью, фундаментальным характером вопросов обеспечения безопасности личности, а также различных социальных систем. Причем речь может идти об обеспечении безопасности в разных социальных системах: государство, общество, город. Безопасность является комплексным институтом, включающим правовые, организационные и иные аспекты, что предполагает разработку соответствующего механизма, при помощи которого будет осуществляться обеспечение безопасности. Для нашего исследования представляет интерес категория «публично-правовой механизм обеспечения безопасности в городе» как к особой социальной системе, объединяющей большинство населения российского государства. Речь не идет об умалении или покушении на значимость национальной, государственной и иных видов безопасности. Однако сегодня безопасность в городе и публично-правовой механизм ее обеспечения могут претендовать на разработку отдельной концепции по обозначенным выше причинам. Постановка проблемы: категория «публично-правовой механизм обеспечения безопасности» пока не получила широкого распространения в науке. Это можно объяснить тем, что термин «публичная власть» закреплен в Конституции Российской Федерации относительно недавно, в 2020 г., когда в ее положения было внесено дополнение о том, что органы государственной власти и местного самоуправления составляют единую систему публичной власти. Безусловно, ученые и до внесения поправок признавали единство системы государственной и муниципальной власти, ее публично-правовой характер, проводили исследования в данной сфере. Тем не менее относительно механизма обеспечения безопасности освещение получили такие категории, как «механизм обеспечения национальной безопасности», «государственно-правовой механизм обеспечения безопасности», «государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность», «конституционно-правовой механизм обеспечения безопасности», «механизм обеспечения юридической (правовой) безопасности» и др. Исследование данных категорий и их обобщение позволит сформулировать понятие и определить структурные элементы публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе. Цель исследования: на основе различных научных подходов к пониманию механизма обеспечения безопасности сформулировать концептуальные основы публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе.
Методы исследования: методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов, выработанных в юридической науке: сравнительно-правовой, системный, анализ и синтез. Основным методом является материалистическая диалектика, позволяющая раскрыть содержание публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе в единстве и многообразии его проявлений. Результаты и ключевые выводы: во-первых, в результате проведенного исследования обосновывается, что публично-правовой механизм обеспечения безопасности в городе может рассматриваться в узком и широком значении. Представляется, что определение данной категории в широком смысле, включая институциональную и инструментальную основы, а также комплекс юридических средств, объединенных понятием юридической (правовой) безопасности, позволят сформировать целостное представление о ней. Во-вторых, в публично-правовом механизме обеспечения безопасности в городе выделяются статическая и динамическая стороны, что оправданно и необходимо для формирования целостной концепции публично-правового механизма обеспечения безопасности города. В-третьих, публично-правовой механизм рассматривается как обеспечительный процесс и как результат деятельности целостной системы элементов, направленной на создание условий для нормального функционирования и гарантирующей развитие города при возникновении опасностей и угроз. В-четвертых, целью обеспечения безопасности признается создание условий, в которых город, городской социум и его жители осуществляют нормальное функционирование на фоне действия негативных факторов, а также развиваются, реализуя собственные и общие интересы. В целом делается обобщенный вывод, направленный на определение содержания концептуальной основы публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе.
Идентификаторы и классификаторы
Понятие «механизм» связывается в теоретико-правовой науке не только с правом, но и с государством, организацией, функционированием и взаимодействием его институтов, получившем название «механизм государства». При этом следует отметить, что при рассмотрении данной категории в теории права выделяют, как правило, статическую сторону, которую называют «аппарат государства», а также динамическую (функциональную), когда характеризуют деятельность, взаимодействие, взаимозависимость органов государственной власти. Одним из первых необходимость исследования категории «механизм» не только в статике, но и в динамике обосновал известный ученый-правовед С. С. Алексеев, указав, что данный термин оттеняет целостность аппарата, его нацеленность на деятельность, достижение результата [1, с. 34]. В дальнейшем исследователи в целом базировались на данной позиции, дополняя и развивая ее [15, с. 57]. Для отраслевых юридических наук также характерно аналогичное использование данных терминов. Например, О. А. Кузнецов утверждает, что для осуществления государственного регулирования в развитых странах сложился соответствующий механизм, являющийся по своей внутренней структуре государственным, а по способу регламентации – правовым [14, с. 9].
Список литературы
-
Алексеев С. С. Государство и право: начальный курс. ٢-е изд., перераб. и доп. М., 1994. 192 с. EDN: RMLYKZ
-
Алексеев С. С. Общая теория права: курс в ٢ т. М., 1981. Т. ١. 359 с.
-
Алиуллов Р. Р. Механизм управления органами внутренних дел: вопросы теории, методологии и практики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. 449 с. EDN: NNMEQL
-
Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: краткая энциклопедия. Нижний Новгород, ١٩٩٧. 203 с.
-
Бутова Е. В. Механизм административно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, ٢٠١٨. 23 с.
-
Бутылин В. Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: моногр. М., 2001. 177 с.
-
Гончаров И. В. Конституционный механизм организации публичной власти в Российской Федерации в контексте взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. ٢٠٢٠. № ٣ (٧٧). С. 12-16.
-
Зеленков А. Ю. Основы теории национальной безопасности: учеб. М., ٢٠١٥. 295 с.
-
Зорькин В. Д. Право против хаоса: моногр. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018. 367 с.
-
Кардашова И. Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования // Право и политика. ٢٠٠٥. № ٢. С. 86-93.
-
Киричёк Е. В. Национальная безопасность, национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в контексте обеспечения прав человека // Пентитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2016. № 4 (10). С. 85-89.
-
Киричёк Е. В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. 537 с. EDN: WGWEEL
-
Колокольцев В. А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2005. 53 с. EDN: NNTSJH
-
Кузнецов О. А. Государственно-правовой механизм внешнеэкономических связей Японии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1990. 24 с. EDN: ZJAYSN
-
Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 520 с.
-
Лапаев И. С. Механизм обеспечения юридической безопасности в Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013. 30 с. EDN: ZOTNDZ
-
Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. 296 с. EDN: QWAFSD
-
Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1996. 285 с. EDN: YQTYNN
-
Общая теория национальной безопасности: учеб. / А. В. Возжеников [и др.]; под общ. ред. А. А. Прохожева. 2-е изд., доп. М., 2005. 344 с. EDN: QODSTT
-
Степанков Д. В. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности (проблемы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006. 27 с. EDN: ZNGMUX
-
Тамодлин А. А. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 23 с. EDN: NJWIHF
-
Удычак Ф. Н. Государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. 20 с. EDN: ZOJEWP
-
Чапчиков С. Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: теоретико-правовое исследование: дис.... д-ра юрид. наук. Курск, 2018. 412 с. EDN: QFFRIZ
-
Шундиков К. В. Правовые механизмы: постановка проблемы // Вестник Саратовской государственной академии права. 2002. № 3. С. 82-86.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность: среди важнейших политико-правовых проблем как современности, так и прошлых веков вопросы осуществления правосудия занимают особое место. В широкое проблемное поле, возникающее при обсуждении путей оптимальной модели судоустройства и судопроизводства в современном Таджикистане, входят и вопросы о взаимодействии судебной власти с институтами гражданского общества, участия граждан в осуществлении правосудия. Необходимость выявления значения института участия граждан в отправлении правосудия и его конкретной формы (суда с участием народных заседателей) в Республике Таджикистан в укреплении судебной власти в качестве независимой и самостоятельной ветви государственной власти, наличие ряда проблем в функционировании данного института в последние годы определяют актуальность темы с практической точки зрения. Постановка проблемы: представляется, что при определении перспектив и конкретных направлений совершенствования института народных заседателей Республики Таджикистан важно основываться не только на выявлении проблем и недостатков данной формы, обусловленных современными сложными реалиями, но и обратиться к комплексной правовой характеристике феномена участия граждан в отправлении правосудия. Однако в связи преобладанием в юридической науке отраслевого подхода в исследовании данного явления следует отметить недостаточную разработанность проблемы правовой природы участия граждан в отправлении правосудия как общеправового феномена, необходимость уточнения его признаков, а также показа связи с другими правовыми явлениями в соответствии с его социальной природой. Цель исследования: раскрыть сущность, определить признаки общеправового феномена - участие граждан в отправлении правосудия, уточнить его понятие.
Методы исследования: реализация поставленной задачи предполагала использование общенаучных (диалектический, анализ, синтез, сравнение и др. формально-логические методы) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический). Результаты и ключевые выводы: участие граждан в отправлении правосудия - это формально определенная деятельность отобранных в заранее определенном и призванном гарантировать незаинтересованность в исходе конкретного дела порядке граждан, не обязанных обладать специальными правовыми знаниями, по рассмотрению и разрешению дел совместно с профессиональным судьей (судьями). Сущность, смысл существования такого государственно-правового явления как участие населения в отправлении правосудия состоит в его способности содействовать справедливости правосудия, быть одним из условий выработки справедливого решения не только по форме, но и по содержанию. Другой стороной сущности изучаемого явления как формы участия граждан в управлении делами государства является обеспечение демократического характера власти. Выделены и обоснованы признаки участия граждан в отправлении правосудия, раскрывающие его сущность, позволяющие показать особенности по сравнению с иными формами участия граждан в управлении государственными делами, схожими правовыми феноменами: государственно-властный характер деятельности, связанной с реализацией функции судебной власти, что придает данному феномену политический и общеправовой характер; совместный, коллективный характер деятельности профессионалов и непрофессионалов; связь с социальной сущностью государства, особенностями взаимоотношений государства и общества в целом, что проявляется в его повышенной политической значимости, изменчивости содержания и иерархии функций института в соответствии с эволюцией политического режима; формальная определенность института, которая обеспечивает механизм совершенствования участия граждан в отправлении правосудия как социального института и закрепляет его положение в организационно-правовом механизме правосудия; реальность, успех в достижении подлинного участия граждан в отправлении правосудия во многом зависит от должного правоприменения, детерминированного наличием запроса со стороны общества на такое участие.
Актуальность проблемы вызвана ростом числа преступлений имущественного характера, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, совершаемых мигрантами. Профессионализм криминальной деятельности данной категории лиц, навыки конспирации, использование информационно-коммуникационных технологий создают существенные проблемы для органов внутренних дел при выявлении и документировании подобной криминальной деятельности. Постановка проблемы: в настоящее время в научной литературе отсутствует комплексный анализ нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами. Для решения этой проблемы необходимо исследование материалов правоприменительной практики по документированию преступной деятельности данной категории лиц. Цель исследования: на основе комплексного анализа нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами, исследования материалов правоприменительной практики по документированию преступной деятельности данной категории лиц определить тенденции развития преступности внешних мигрантов, которые необходимо учитывать в организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при выявлении и документировании их криминальной деятельности.
Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социологический, статистический методы. Результаты и ключевые выводы: комплексный анализ нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами, исследование материалов правоприменительной практики (уголовных дел) по документированию преступной деятельности данной категории лиц позволили определить тенденции развития преступности внешних мигрантов, которые необходимо учитывать в организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при выявлении и документировании их криминальной деятельности, а также обозначить степень общественной опасности.
Актуальность: необходимость охраны семьи, материнства и детства закреплены в ряде норм Конституции Российской Федерации и международных правовых актов, однако статистические данные о количестве преступлений, совершаемых против семьи и несовершеннолетних, демонстрируют потребность в совершенствовании работы по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению таких посягательств. Постановка проблемы: существующие меры борьбы, к сожалению, малоэффективны и обязывают изыскивать новые инструменты противодействия преступлениям рассматриваемой группы. В рамках решения вышеуказанных задач, возложенных на правоохранительные органы, существенную роль играет прогнозирование преступлений, осуществляемое различными уголовно-правовыми науками, и в числе которых можно особо выделить криминалистическое, обладающее достаточным превентивным потенциалом и позволяющее решить более широкий спектр научных и практических (прикладных) прогностических задач. Цель исследования заключается в уточнении понятия, задач и субъектов криминалистического прогнозирования, в системе противодействия преступлениям против семьи и несовершеннолетних. Методологическую основу исследования составляют диалектический, логический, системный, а также ряд других методов научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, описание. Результаты и ключевые выводы: предложено авторское определение криминалистической прогностики в системе противодействия преступлениям против семьи и несовершеннолетних. Определены научно-прогностические и практические (прикладные) задачи криминалистического прогнозирования. Обоснована теоретическая и практическая необходимость активизации криминалистических прогностических исследований, направленных на противодействие преступлениям против семьи и несовершеннолетних, совершенствование криминалистических средств, методов и технологий раскрытия, расследования и предупреждения преступлений рассматриваемой группы.
Актуальность исследования: бюджетные средства являются ключевым финансовым ресурсом, направленным на обеспечение реализации государственных программ и национальных проектов в Российской Федерации. Хищения бюджетных средств препятствуют эффективному осуществлению функций государства и решению стоящих перед ним задач. В связи с этим правоохранительным органам необходимо своевременно принимать меры, направленные на поиск и адаптацию к своевременным вызовам методик противодействия хищениям бюджетных средств, не менее важную роль при этом играет профилактика указанных преступлений. Постановка проблемы: в статье дан краткий анализ существующих правовых и организационных проблем правоохранительных органов, возникающих в борьбе с хищениями бюджетных средств, приводятся некоторые выводы и предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в сфере профилактики хищений бюджетных средств, в том числе путем внедрения риск-ориентированного подхода. Цель исследования: подготовить научно-обоснованные предложения для повышения эффективности профилактики хищений бюджетных средств.
Методы исследования: анализ, описание, сравнение, синтез, контент-анализ (при подборе и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов). Результаты и ключевые выводы: основываясь на результатах исследования, автор приходит к выводу, что важным направлением совершенствования работы органов внутренних дел по профилактике хищений бюджетных средств является эффективное сочетание мер общей и индивидуальной профилактики. На профилактику рассматриваемых преступлений положительно повлияют: налаживание деятельности профессиональных структурных подразделений, отвечающих за указанную работу; создание концепции профилактики хищений бюджетных средств, предусматривающей критерии оценки данной деятельности; формирование Правительственной комиссии по вопросам профилактики хищений бюджетных средств, в основе деятельности которой предполагается внедрение риск-ориентированного подхода, а также внесение комплексных изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по внедрению в сферу государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий, таких как «Смарт-контракты», «Счета эскроу», «Цифровые рубли», «Блокчейн сети» и др.
Актуальность исследования: в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации дважды вносились законопроекты, в которых предлагалось установить уголовную ответственность за распространение преступной субкультуры среди несовершеннолетних. В свою очередь Государственная Дума Российской Федерации данные предложения отклоняла. Однако попытки законодательно закрепить понятие «криминальная субкультура» и установить за ее распространение уголовную ответственность продолжаются. Неоднозначен подход и к уголовно-правовой оценке преступной субкультуры в науке уголовного права. Сложившаяся ситуация требует поиска новых подходов к возможности формализации понятия «преступная субкультура». Постановка проблемы: не одно десятилетие научную общественность волнуют ответы на вопросы о том, возможно ли установить уголовную ответственность за распространение криминальной субкультуры в целом и среди несовершеннолетних в частности? Как следует предупреждать распространение преступной субкультуры? Чтобы ответить на эти вопросы авторы анализируют различные точки зрения на понятие «криминальная субкультура», определяют возможность его закрепления в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также рассматривают проблему предупреждения распространения криминальной субкультуры вне сферы действия указанного кодекса. Цель исследования: анализ уголовно-правовой оценки в Уголовном кодексе Российской Федерации криминальной субкультуры и обоснование вывода о нецелесообразности и невозможности формализации понятия «криминальная субкультура».
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение. Результаты и ключевые выводы: никакие запретительные меры не способны изменить взгляды, вкусы, нравственные установки, поэтому установить уголовную ответственность за распространение преступной субкультуры в той части, которая не является проявлением правонарушающего поведения, невозможно. А для изменения нравственных убеждений, идеологических взглядов и вкусов представляется необходимым укрепить духовно-нравственные основы общества.
Актуальность темы заключается в том, что в системе государственных органов Киргизской Республики появляется институт Народного Курултая, призванный обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, а также прозрачность и подотчетность государственного управления обществу. Особенность деятельности института Народного Курултая и его роль в конституционном развитии Киргизии проанализирована с учетом культурно-исторических особенностей становления киргизского общества. Рассматриваются вопросы развития современного состояния и перспективы совершенствования института Народного Курултая в Киргизской Республике. Постановка проблемы: вопрос организации эффективной деятельности системы защиты прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти и органов местного самоуправления стал приоритетным во всех постсоветских государствах, так как, начиная с 1991 г., в жизни общества произошли значительные перемены. Независимые государства, в том числе Киргизская Республика, объявили и закрепили в своих конституциях приверженность принципам международного права. Кроме того, в Киргизской Республике стремительно развивались, а сегодня трансформируются западные модели деятельности правозащитных органов, которые внедрялись без учета культурных обычаев и традиций киргизского народа. Цель исследования заключается в анализе становления современного состояния и выработке предложений по совершенствованию института Народного Курултая в Киргизской Республике.
Методы исследования: диалектический метод познания, а также сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический, историко-правовой и системный методы. В результате проведенного исследования сформулированы выводы и предложения по совершенствованию правового статуса института Народного Курултая.
Статья представляет собой развернутые тезисы выступления на состоявшейся в Академии МВД России 8 декабря 2023 г. международной конференции «Российское государство и вызовы XXI века» на тему «Праваи обязанности личности: в поисках гражданского согласия». Постановка проблемы: отчужденность правового понимания свободы и в целом правового статуса человека и гражданина от сложившегося общественного контекста, социокультурной и исторической специфики приводит к серьезным дефектам и дисфункциям в праве, которое перестает рассматриваться как форма выражения суверенной воли и интересов народа, теряет легитимность и убедительность. Цель исследования: в статье предпринимается попытка переосмысления стратегии развития российской государственности сквозь призму приоритета национальных идеалов, целей и ценностей, включая прежде всего обоснование национальной модели правового статуса человека и гражданина, исходя из понимания преемственности цивилизационного, государственно-правового развития страны. Результаты и ключевые выводы: отчужденность правового понимания свободы и в целом правового статуса человека и гражданина от сложившегося общественного контекста, социокультурной и исторической специфики приводит к серьезным дефектам и дисфункциям в праве, которое перестает рассматриваться как форма выражения суверенной воли и интересов народа, теряет легитимность и убедительность. Российская юриспруденция долгое время находилась в плену и до сих пор еще не избавилась от иллюзорного научно-гуманитарного превосходства Запада. Квинтэссенция национальной модели прав человека заключается в идеях доминантной ценности Родины, благополучие которой является основой и условием для самореализации каждого ее члена, органической связи свободы и долга, прав и обязанностей, нравственной детерминации свободы, идеи государства как основной силы, хранящей и обеспечивающей свободу, равенство, справедливость.
Актуальность исследования: события, происходящие сегодня на территории бывшей «Советской Украины», объективно свидетельствуют о чудовищной трансформации современного украинского государства, превратившегося после антиконституционного переворота 2014 г. в антидемократическое, русофобское образование с ярко выраженной нацистской идеологией и политикой. Реабилитация нацизма и его лидеров, использование запрещенной символики, факельные шествия, героизация бандеровцев, последователи которых также и сегодня расправляются с оппозиционным населением некоторых частей Украины, обусловили драматические процессы гражданского и военного противостояния, дезинтеграции и распада страны. Активными маркерами этого процесса служат признание в феврале 2022 г. Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик, а также последующее вхождение в состав Российской Федерации в октябре 2022 г. республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей. Постановка проблемы: в числе важнейших событий отечественной истории особое место занимают проблемы, связанные с деятельностью радикальных националистических формирований на территории Украины в 1939 - второй половине 1940-х гг. в контексте их последующего влияния на характер общественно-политических процессов. В результате современное общество столкнулось с опасностью возрождения неонацизма, на изучении механизмов противодействия которому сосредоточена современная правовая наука. Целью исследования является изучениевопросов организации противодействия националистическим формированиям на территории Украины со стороны органов внутренних дел УССР в 1939 - второй половине 1940-х гг., а также представление оценки значимости данных событий в контексте современной историко-правовой реальности.
Методы исследования: исторический, аксиологический, формально-логический, компаративистский. Результаты и ключевые выводы: значительная часть усилий в деятельности органов внутренних дел УССР в 1939 - второй половине 1940-х гг. на территории Украины была направлена на противодействие националистическим проявлениям, представленным в историческом контексте в виде лоббируемых гитлеровской Германией радикально настроенных вооруженных подпольных формирований Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии. Указанную деятельность невозможно переоценить в контексте современной историко-правовой реальности. Проведенная органами внутренних дел масштабная работа по ликвидации вооруженных оуновских группировок и различных уголовно-бандитских антисоветских формирований позволила отвоевать важный в идеологическом плане плацдарм для построения гражданского общества и укрепления советской государственности.
Актуальность исследования: статья посвящена исследованию особенностей нормативного правового закрепления в законодательстве Российской Федерации специальных правовых режимов. Последние объективируются в тексте законодательных актов посредством юридических лексем: «особые условия», «специальные меры» и пр., что приводит к последующему изменению юридического положения сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в нестандартных, исключительных обстоятельствах. Постановка проблемы: базируясь на содержательных позициях правовой доктрины о специальном правовом регулировании, действующих нормативных правовых актах, а также правоприменительных решениях (в том числе органов судебной власти) постулируется отсутствие унификации терминологии законодательства, регламентирующего особенности применения средств, методов правового воздействия в нестандартных условиях (природных, социальных, техногенных и др.). Приводятся аргументы относительно рисков, возникающих ввиду неоднозначного понимания и последующего применения нормативных правовых актов, регламентирующих допустимость применения специальных мер правового воздействия. Цель исследования: выявить причины многообразия трактовок феномена «специальный правовой режим» и появление дисбаланса в содержании правового статуса сотрудника органов внутренних дел; установить риски, обусловленные излишне разнообразной интерпретацией положений законодательства и последующей его реализацией; предложить пути решения проблемы, обусловленной вариативностью юридической терминологии специального правового регулирования, приводящей к ослаблению правового положения сотрудников органов внутренних дел. Методология: совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, описание и интерпретация; теоретические методы формальной и диалектической логики. Результаты и ключевые выводы: доказывается, что, выступая тенденциозным явлением, вызванным усложнением общественных отношений, специальный правовой режим регулирования особенных, нестандартных обстоятельств и условий жизни является адекватным актом реагирования законодательства, но при отсутствии конкретизирующих формально-юридических элементов может привести к отрицательным последствиям, в том числе искажению, ущемлению правового положения личности. Среди факторов, снижающих определенность правового регулирования, служащих рискогенными обстоятельствами, является использование в положениях нормативных правовых актов оговорки «без уважительных причин». Обращено внимание на оценочный характер данной формулировки, снижающий полноту правового регулирования, приводящий к упущениям интерпретационного характера и ошибкам правоприменения. В качестве заключения авторами аргументируются предложения по унификации законодательства, регламентирующего специальный правовой режим службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при помощи закрепления родового понятия. Констатируется потребность гармонизации элементов специального правового статуса личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации за счет сбалансирования ограничительных элементов и правовых преимуществ.
Актуальность: с учетом современной геополитической ситуации особую важность приобретает задача обеспечения легитимности (поддержки, доверия народа) всех сфер государственной деятельности, среди которых внимания требует уголовное судопроизводство, как наиболее жестко ограничивающее конституционные права личности. Население России еще не в полной мере доверяет уголовному судопроизводству. Среди причин такого к нему отношения - недостаточная реализация в сфере уголовного процесса традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей. До настоящего времени не изжиты представления об уголовном судопроизводстве как о технологичной, исключительно чиновничьей деятельности, в которой нет места такому фактору его формирования и критерию оценки, как справедливость. Отсюда и процессуальные процедуры, ненаправленные на установление истины и не обеспечивающие реализацию публичной функции уголовного процесса. Понятие справедливости, действительно, дискуссионно. Однако понимание людьми направленности тех действий, которые должны быть совершены государством для формирования убеждения жителей страны в справедливости уголовного процесса, а значит для обеспечения его легитимности, необходимо. Постановка проблемы: народ оценивает уголовное судопроизводство прежде всего на справедливость, между тем ее сущность именно в народном понимании не только не выявлена, но и ставится под сомнение как предмет исследования в целях уголовного процесса. Между тем без обеспечения убежденности жителей страны в справедливости уголовного процесса вызывает сомнение его легитимность. Методология: исследование основано на методе диалектического материализма (проблема обеспечения справедливости уголовного судопроизводства исследуется на основе материалистического подхода к уголовному процессу как части надстройки, проявлению политики, основанной на общественном строе, конкурирующем с духовно-нравственными ценностями жителей России). Справедливость рассматривается с философских, социологических, юридических позиций во взаимосвязи с целями уголовного процесса и доказывания, функцией публичности, ролью граждан в уголовном процессе, правилами толкования уголовно-процессуального права и аналогией в судопроизводстве. Использовались общие методы: анализ (отдельно рассматривались факторы, обеспечивающие справедливость), синтез (справедливость изучалась как целостная категория, обеспечиваемая комплексом составляющих), социологический (оценивались официальные данные об оценке правосудия на справедливость), исторический (обращение к причинам сформировавшегося отношения населения к справедливости судопроизводства, проистекающим из предшествующих этапов реформирования судопроизводства). Применялся формально-юридический метод (текст уголовно-процессуального закона оценивался с точки зрения отражения в нем определенных ценностей и оптимальности формулировок). Результаты и ключевые выводы: по результатам исследования определена значимость справедливого понимания уголовного процесса как фактора обеспечения его легитимности, направления развития в уголовном судопроизводстве духовно-нравственных ценностей в виде непременного условия оценки уголовного процесса населением страны в качестве справедливого. Легитимность уголовного судопроизводства, обеспечение которой в настоящее время приобретает особую значимость, определяется прежде всего ощущением жителями страны справедливости производства по уголовным делам. Именно справедливость - основа гуманизма. Она обеспечивается должной, вызывающей доверие, направленной на установление истины процедурой и правоприменительной деятельностью, реализуемой на уровне совестливого служения и применения уголовно-процессуального закона с учетом конкретных обстоятельств («контекста событий»). Государство обязано принимать меры, основанные на насыщении уголовного судопроизводства традиционными духовно-нравственными ценностями и направленные на убеждение жителей в справедливости судопроизводства.
Актуальность: в складывающихся социально-экономических и политико-правовых условиях, обострившейся геополитической борьбе большое значение придается эффективному устройству различных сфер деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Немаловажную роль в этом процессе играет поддержание воинской дисциплины и законности уголовно-правовыми средствами за счет установления уголовной ответственности за совершение воинских преступлений. Однако, как показали события последних лет, многие уголовно-правовые положения, регламентирующие уголовную ответственность военнослужащих нуждаются в своем совершенствовании. Постановка проблемы: одним из перспективных и малоисследованных направлений уголовно-правовой науки выступает сравнительное военно-уголовное право, выражающееся в познании военно-уголовного права (законодательство, доктрина и судебная практика) зарубежных стран. Данная область знаний, находящаяся на стыке уголовного, военного и сравнительного права, не получила в настоящий момент своей концептуальной и методологической разработки. В современной уголовно-правовой и военной науке не сформулированы специальные цели, задачи, принципы сравнительного военно-уголовного права. Однако обращение к существующему научному опыту главным образом дореволюционной эпохи показывает, что указанная сфера исследований признавалась очень значимой и ей уделялось большое целенаправленное внимание. Имеющиеся наработки в данной области могут послужить теоретической основой для разработки аналогичных проблем в настоящее время. Цель исследования: выявление эволюции и закономерностей развития сравнительного военно-уголовного права в трудах дореволюционных правоведов.
Методы исследования: методологическую основу работы составила система методов, традиционно применяемых при проведении юридических исследований: универсальный общефилософский диалектико-материалистический метод, а также группа общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частнонаучных методов, ключевое место среди которых занимает историко-правовой и компаративистский методы. Результаты и ключевые выводы: содержание трудов дореволюционных российских военных юристов доказывает, что они придавали большое значение системному рассмотрению зарубежного военно-уголовного права, осознавая необходимость его изучения для совершенствования отечественного механизма противодействия преступлениям военнослужащих. Подчеркивается, что ограничение познания военно-уголовного права исключительно рамками европейской цивилизации ведет к обрывочности и неполноте получаемых знаний о военно-уголовном законодательстве, доктрине и судебной практике других развитых, неевропейских стран. Делается вывод о том, что сравнительное военно-уголовное право в период со второй половины XIX в. до событий октября 1917 г. получило свое становление и полноценное развитие.
Издательство
- Издательство
- АУ МВД РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- Юр. адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- ФИО
- Синенко Сергей Андреевич (Начальник Академии)
- E-mail адрес
- press_akadem@mvd.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1501669