МЕТОД ИМИТАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПЯТНЕ КОНТАКТА «КОЛЕСО-ГРУНТ» С ПОМОЩЬЮ ШТАМПОВ (2024)
Рассматривается моделирование сложного процесса деформации грунта под колесом. Для повышения точности расчетов при имитации прочностных свойств грунта выбран метод численного моделирования на базе дискретных элементов. Представлено взаимодействие жесткого колеса (шина имеет рисунок протектора, но не деформируется при контакте с опорой) с несвязным грунтом типа сухой песок. Выделены два совместно протекающих физических процесса под движущимся колесом: осадка грунта и его плоскостной сдвиг. Пятно контакта колеса имитируется в виде жесткого штампа с равновеликими площадями (круглой и эллиптической). Рассмотрены два случая: гладкая поверхность штампа и контактирующая поверхность с геометрическим рисунком. При расчетах учитываются разные соотношения сдвигающей Px и вертикальной Pz нагрузок, действующих на штамп(0,1… 0,8). Результаты расчетов показали, что применение численного метода дискретных элементов позволяет не только рассчитывать параметры контакта, но и визуализировать реальные физические процессы, происходящие в пятне контакта штампа-колеса с грунтом.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Курдюк, В.А. Расчетный метод моделирования деформационных свойств грунтов в задачах про-
гнозирования взаимодействия колесного движителя с опорной поверхностью / В.А. Курдюк,
Н.С. Вольская, О.А. Русанов // Тракторы и сельхозмашины. 2015. № 2. С. 12-16. – EDN TPDITP. - Levenkov, Y.Y. Simulation of the tire enveloping properties in case of the unmanned car wheel interac-
tion with a rigid uneven surface / Y.Y. Levenkov, N.S. Vol’skaya, O.A. Rusanov // IOP Conference Se-
ries: Materials Science and Engineering, Vol. 534. Iss. 1. 2019. DOI 10.1088/1757-899X/534/1/012023 - Вольская, Н.С. Элементы методики прогнозирования эффективности движения колеса с помо-
щью имитационного моделирования его внешней механики / Н.С. Вольская, И.В. Басманов, Я.Ю.
Левенков, Г.Ю. Ястребов // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2021. № 4(135). С. 81-89. DOI
10.46960/1816-210X_2021_4_81. – EDN SWCCSP. - Вольская, Н. С. Динамический метод оценки напряженно-деформированного состояния полупро-
странства «грунт» в контактных задачах «шина-грунт» / Н.С. Вольская, И.В. Басманов // Труды
НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2022. № 1(136). С. 86-96. – DOI 10.46960/1816-210X_2022_1_86. – EDN
DTGGNI. - Smith, W.C. Modeling of Wheel-Soil Interaction for Small Ground Vehicles Operating on Granular Soil
// A dissertation submitted in partial fulfillment if the requirements for the degree of Doctor of Philosophy
in The University of Michigan, 2014. P. 148.
Машиностроение и транспорт: теория, технологии, производство 97 - Wong, Jo-Yung. Prediction of rigid wheel performance based on the analysis of soil-wheel stresses part
I / Jo-Yung Wong, A.R. Reece // Performance of driven rigid wheels, Journal of Terramechanics, Volume
4, Issue 1, 1967, Pages 81-98. - Ojeda, L. Terrain trafficability characterization with a mobile robot, SPIE / L. Ojeda, J. Borenstein,
G. Witus // Proceedings Vol. 5804: Unmanned Ground Vehicle Technology VII, (27 May 2005). - Zhou, L, Numerical simulation and testing verification of the interaction between track and sandy ground
based on discrete element method / L. Zhou, J. Gao, Ch. Hu, Q. Li // Journal of Terramechanics, Vol. 95, - P. 73-88, https://doi.org/10.1016/j.jterra.2021.03.002.
- Oida, A., Effect of Tire Lug Cross Section on Tire Performance Simulated by Distinct Element Method
(Application of DEM to Simulate Interaction between Soil and Tire Lug) / A. Oida, S. Ohkubo,
H. Schwanghart // Proceedings of 13th International Conference of ISTVS, 1999. pp. 345-352. - Briend, R. Modelling wheel-soil interactions using the discrete element method for tread shape optimi-
zation. Montreal: McGill University, 2010. - Dai, F. Simulative Calibration on Contact Parameters of Discrete Elements for Covering Soil on Whole
Plastic Film Mulching on Double Ridges / F. Dai, X.F. Song, W.Y. Zhao, F.W. Zhang // Trans. Chin.
Soc. Agric. 2019. Mach. 50 (2), 50-56. https://doi.org/10.6041/j.issn.1000-1298.2019.02.006 - Yonghao, Du. Numerical analysis on tractive performance of off-road wheel steering on sand using dis-
crete element method / D. Yonghao, G. Jingwei, J. Lehua, Z. Yuanchao // Journal of Terramechanics,
Vol. 1, 2017, P. 25-43, https://doi.org/10.1016/j.jterra.2017.02.001 - Lommen, S. DEM speedup: Stiffness effects on behavior of bulk material / S. Lommen, D. Schott,
G Lodewijks,// Particuology, Vol. 12. 2014. P. 107-112, https://doi.org/10.1016/j.partic.2013.03.006 - Abdeli, M. Discrete element method modelling of sand cutting (19) / M. Abdeli, SA, Miedema, van Rhee
C, Schott DL, Grima M.А. In Dobson J, editor // Proceedings of the 19th world dredging congres. Beijing,
China: Chida. 2010. Р. 616-635. - Xiuhan, Ch. Porosity calculation in discrete element modeling of sand cutting process / Ch. Xiuhan, M.
Sape // Proceedings WODCON XX – Congress and Exhibition: The Art of Dredging. 2013. - Агейкин, Я.С. Проходимость автомобилей / Я.С. Агейкин. – М.: Машиностроение, 1981. – 232 с.
- Белоусов, В.Н. Прикладная механика наземных тягово-транспортных средств с мехатронными
системами: монография / В.Н. Белоусов, С.Б. Шухман. – М.: Агроконсалт, 2013. – 612 с. - Полотно пути транспортно-технологических машин: учебник [под ред. В.В. Белякова, А.А. Кур-
кина]. – Нижний Новгород, Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2014. – 447 с. - Ларин, В.В. Теория движения полноприводных колесных машин: учебник / В.В. Ларин. – М.: Изд-
во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 391 с. - Беккер, М.Г. Введение в теорию систем местность-машина / М.Г. Беккер. – М.: Машиностроение.
- – 520 с.
- Зеленин, А.Н. Лабораторный практикум по резанию грунтов: учебное пособие / А.Н. Зеленин и
др. – М., Высшая школа, 1969. – 310 с. - Вольская, Н.С. Моделирование взаимодействия жесткого колеса с грунтом на основе метода
дискретных элементов / Н.С. Вольская, И.В. Басманов // Сборник научных статей по итогам ра-
боты Международного научного форума «Наука и инновации − Современные концепции». Т. 1. –
М.: Инфинити, 2023. – 159 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены теоретические основы построения алгоритма однопедального управления движением электробуса и результаты виртуального исследования, подтверждающего его энергоэффективность. Методом имитационного математического моделирования исследованы закономерности определения уставок крутящего момента тягового электропривода с помощью только педали хода. Для этого формируются уставки запрашиваемого момента электродвигателя с учетом скорости движения, а также других условий и характеристик транспортного средства. Реализация такого закона позволяет водителю снизить энергопотребление за счет управления машиной, позволяющего двигаться по инерции (накатом) и максимально использовать рекуперативное торможение с минимальным задействованием рабочей тормозной системы. Исследование выполнено в программном комплексе Matlab Simulink. Предложенный закон тягового и рекуперативного крутящего момента тягового электропривода, режима выбега для разработки системы управления тягового привода может быть использован для повышения энергоэффективности электротранспорта.
Представлены результаты разработки прототипа гибридного трехосного мотовездехода на базе серийного образца, осуществлен выбор и обоснование конструктивных и технических решений по реализации гибридного привода мотовездехода за счет добавления модульной конструкции третьей оси с грузовой платформой. Обоснованы преимущества выбранной схемы привода, связанные с улучшением проходимости, удобством эксплуатации и управления. Приведены математические уравнения схем трансмиссии для моделирования, алгоритмы управления и результаты исследования влияния гибридной схемы на энергоэффективность мотовездехода. Отражены результаты практической реализации конструктивного исполнения мотовездехода с колесной формулой 6х6 и модулем электропривода, обеспечивающего повышение проходимости, грузоподъемности и уве-
личенный запас хода.
Проведен анализ конструкции несущих систем пикапов, данных статистики аварий с их участием и нагрузочных режимов при испытаниях по разным правилам оценки пассивной безопасности. Разработан и обоснован режим нагружения специально для грузопассажирских автомобилей пикапов с учетом воздействия грузов на заднюю стенку кузова автомобиля при фронтальном столкновении. Сравнены преимущества и недостатки двух методов моделирования по данному режиму нагружения – фронтальный удар и салазковое испытание. Моделирование осуществлялось с помощью программного комплекса LS-DYNA. Во время замедления пиковое ускорение груза составляет около 12 g. По результатам виртуального испытания груз внедрялся в кабину на глубину более 1500 мм, полностью уничтожая возле стенки жизненное пространство пассажиров. Требуется разработать конструкции кабины и грузовой платформы, применяя разные материалы, в том числе, композиционные и новые технологии соединений для обеспечения прочности, жесткости задней стенки кабины пикапа, а также пассивной безопасности.
Представлена новая конструкция пневмогидравлического амортизатора с выносной пневмокамерой, обеспечивающей специфическую упругую характеристику, эффективно снижающую амплитуды колебаний при движении транспортно-технологической машины (ТТМ) по неровной дороге, повышая при этом скорость движения по неровностям дороги. Приведены сравнительные графики давления и жесткости упругого элемента амортизатора с учетом выносной пневмокамерой и без нее. Акцент сделан на снижение динамических нагрузок за счет применения выносной пневмокамеры. В качестве оценки колебательного процесса рассматривается двухмассовая колебательная система, учитывающая поведение неподрессоренной массы, которая выполнена в виде математической модели в программной среде MathCAD. Результаты подтверждают эффективность применения нового амортизатора. Проведено компьютерное моделирование свободных колебаний двухмассовой колебательной системы, представлена методика колебательного процесса динамической двухмассовой колебательной системы
Представлен концептуальный проект модернизации системы отвода тепла от парогенераторов (ПМ СПОТ), функционирующей в следующих режимах эксплуатации энергоблока атомной станции (АЭС) с водоводяной реакторной установкой: нарушение нормальной эксплуатации и запроектные аварии. ПМ СПОТ разработан для адаптации проектов российских АЭС к требованиям международных Регуляторов по автономности энергоблоков и с целью повышению автономности. Приведены результаты теплогидравлического моделирования, экономическая оценка LCOE и оценка влияния ПМ СПОТ на коэффициент готовности АЭС. Исследованы надежность элементов ПМ СПОТ и достижение целевых показателей безопасности при эксплуатации системы по прямому назначению. Проведен анализ соответствующих требований международных Регуляторов, дана оценка капитальных затрат на внедрение ПМ СПОТ в проекты существующих АЭС.
Представлены результаты всестороннего аналитического исследования оценки зоны поражения, создаваемой летящим предметом на АЭС при разрушении элемента с высокой потенциальной или кинетической энергией. В рамках консервативного и реалистичного подходов получены явные формулы для построения как частных траекторий полета, так и огибающей всех возможных траекторий с учетом динамического воздействия струи и сил аэродинамического сопротивления. Выполнен оценочный расчет для высокоэнергетической арматуры.
Актуальность работы определяется тем, что в соответствии с апробированной методикой анализа влияния внутренних воздействий оценка перечня отказов из-за воздействия летящих предметов выполняется на основе зоны поражения. Геометрические размеры зоны поражения напрямую влияют на объем зависимых отказов, которые должны быть учтен при обосновании безопасности ОИАЭ в соответствии с ФНП РФ. Полученные результаты рекомендуются для обоснования безопасности ОИАЭ, в частности, при выполнении анализов внутрен-
них и внешних воздействий, анализов проектных и запроектных аварий.
Предложен новый подход к моделированию и анализу поверхностных волн идеальной жидкости, основанный на стохастическом моделировании поверхностных волн, позволяющем генерировать профили поверхности без решения динамических уравнений гидродинамики идеальной жидкости со свободной поверхностью. Стохастическое моделирование профилей поверхностных волн применено для исследования статистики возникновения экстремально больших волн (волн-убийц). Показано, что с помощью статистического моделирования поверхностных волн можно оценивать вероятность их возникновения. Полученные вероятности были сравнены с теми, которые были рассчитаны с использованием численного решения полных уравнений гидродинамики идеальной жидкости со свободной поверхностью. Обосновано, что предложенный подход может быть эффективно использован и для исследования экстремальных трехмерных поверхностных волн в океане.
Исследованы возможности применения алгоритмов компьютерного зрения для распознавания клеток крови на биомедицинских изображениях. В качестве основного инструмента используются искусственные нейронные сети. Выполнена разметка и аугментация анализируемых изображений, подготовлены данные для обучения нейронных сетей, представлено сравнение различных нейросетевых архитектур. Также разработан алгоритм распознавания пересекающихся объектов, основанный на разделении контура объекта на сегменты по ключевым точкам. Приведены результаты работы алгоритмов на реальных изображениях микроскопии крови, выполнено сравнение их эффективности, выделены достоинства и недостатки. Наиболее высокие показатели точности распознавания были достигнуты с применением нейронной сети YOLOv8. Проведенные в рамках работы эксперименты показали эффективность применения нейросетевого подхода для анализа биомедицинских
изображений.
Представлено исследование физических аспектов столкновения двух тел, в результате которого впервые получены прямые зависимости скоростей отскока тел от коэффициента восстановления при нецентральном ударе и определены условия отсутствия отскока при абсолютно неупругом столкновении. Привлечение символьного процессора MathCAD 15 для вывода сложных формул позволило снизить трудоемкость процесса, избежать возможных ошибок ручного вывода и повысить достоверность полученных результатов.
Издательство
- Издательство
- НГТУ им. Р.Е. Алексеева
- Регион
- Россия, Нижний Новгород
- Почтовый адрес
- 603155, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул Минина, д 24
- Юр. адрес
- 603155, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул Минина, д 24
- ФИО
- Дмитриев Сергей Михайлович (Ректор)
- E-mail адрес
- nntu@nntu.ru
- Контактный телефон
- +7 (783) 1436630
- Сайт
- https:/www.nntu.ru