В современных экономических условиях человеческий капитал выступает одним из ключевых структурный элемент деятельности предприятия, а также неотъемлемым средством повышения его конкурентоспособности. Однако так было невсегда. Изучение проблем и особенностей развития человеческого капитала уходит корнями в историю экономической мысли. Еще философы Античности задумывались о роли человека в социальных и экономических отношениях, выделяя важность обучения и развития человеческих качеств [10, С. 7].
Теория человеческого капитала начала формироваться намного позже, в работах У. Петти, А. Смита и А. Маршалла. Однако полностью сформировалась в середине XX века благодаря Т. Шульцу и его макроэкономическому подходу, в котором впервые ввел понятие «человеческого капитала», рассматривая расходы на образование и здоровье как инвестиции в будущее человека. Развитие теории получили у многих видных экономистов-исследователей. Г. Беккер дополнив теорию, утверждал, что человеческий капитал включает навыки, знания и умения, перенося его на микроуровень. Он подчеркнул необходимость постоянных инвестиций в человеческий капитал для его поддержания и развития. В 70-е годы XX века появился статистический метод расчета стоимости человеческого капитала предложенный Дж. Кендриком. В конце XX века было оценено влияние образования и трудового стажа на человеческий капитал исследователем Дж. Минсером. Впоследствии, появился способ индексированного анализа человеческого капитала, отраженный в трудах Х.С. Мартина и К.Б. Маллигана. Следует упомянуть, что в начале XXI века наблюдается положительная динамика развития области знаний в сфере интеллектуального капитала. Среди исследователей нашего времени идеи воздействия человеческого капитала на клиентский или организационный капитал подробно изучал Э. Брукинг, а М. Кирнен определил, что именно человеческий капитал является основным фактором конкурентоспособности любого предприятия [3, С. 81].