Юлий Геккер: Жизнь мыслителя и педагога, оборванная в годы сталинских чисток (2021)
Данная статья посвящена жизни и деятельности философа Юлия (Юлиуса) Геккера, немца по происхождению, ученого и общественного деятеля, который внес свой вклад в становление Советской России. Он привлекал в страну иностранную гуманитарную помощь и помогал реформировать систему образования. В конце концов он был уничтожен сталинским режимом как «шпион империалистов и враг народа», а большинство членов его семьи были несправедливо репрессированы. Профессор Ю. Геккер был реабилитирован только 18 апреля 1957 г. посмертно. Он был дедушкой со стороны матери выдающегося русского археолога и кыргызоведа профессора Юлия Сергеевича Худякова, которого в его честь назвали Юлием.
Идентификаторы и классификаторы
В постсоветское время историографические школы большинство стран бывшего СССР получили огромное преимущество в связи со сменой идеологии. Многие исторические личности, которые подпали под искусственное «забвение», стали теперь объектом специальных научных исследований.
Список литературы
- Алымкожоев О.Ж. Худяков таануу жаатында учкай сөз // Худяков Ю.С. Энесай кыргыздарынын тарыхы: Кыскача баян / Жооптуу ред., котор. топтомун, тиркемелик сүрөттөрдү даярдаган Өмүрбек Алымкожоев; баш сөз жазган Тынчтыкбек Чоротегин. – Бишкек: Жусуп Баласагын атындагы КУУнун «Университет» басмаканасы, 2013. – 204 б., карта, сүрөттөр. – «Тарых жана мурас» түрмөгү [«Мурас» коомдук фонду; «Кыргыз Тарых Коому» ЭКБ.] – ISBN 978-9967-02- 941-5. – Б. 181–184. – [Алымкожоев О.Дж. Прелюдия к худякововедению // Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов: Краткие очерки / Отв. ред. Омурбек Алымкожоев. Бишкек: Тип. «Университет» Кыргызского нац. ун-та им. Жусупа Баласагына, 2013. С. 181–184.]
- Андреева Н. В потоке времени: О судьбе доктора философии Юлия Геккера и его семьи в России, Америке, Европе и снова в России // Иные берега. 2007. № 1(5). С. 128–137.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA- Press, 1955. 159 с.
- Билик И. «Быть настоящим христианином»: Доктор философии Ю.Ф. Геккер провёл несколько лет своей жизни в подмосковной Клязьме // Газета «Маяк». – г. Пушкино Московской области. – 19 авг. 2009. – № 63 (11497). – С. 6.
- Булгакова М. Жизнь души. Рига, 2002. // https://www.proza. ru/2010/03/10/797 Василькова Д. Худякова (Геккер), Ирма Юльевна // http://irkipedia. ru/content/hudyakova_gekker_irma_yulevna
- Ватлин А. Ю. «Ну и нечисть». Немецкая операция НКВД в Москве 1936–1941 гг. М.: Росс. полит. энцикл. (РОС- СПЭН), 2012. 342 с.
- Вера Геккер (род. 1922) // https://ru.openlist.wiki/Геккер_Вера_Юльевна_(1922) Геккер, Алиса; Геккер, Вера; Геккер, Ирма; Геккер, Юлий // Международный Мемориал (old.memo.ru). – URL: http://old.memo.ru/history/ arkiv/op1017.htm#op1-1018 Геккер, Вера Юльевна (Источник данных: ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1, 2. Д. П-24878) // Бессмертный барак: Проект. – URL: https:// bessmertnybarak.ru/Gekker_Vera_Yulevna/
- Геккер В.Ю. Лагерная быль: Монолог преподавателя музыки из Клязьмы Веры Геккер (Журналисты «Новой газеты» Елена Рачева и Анна Артемьева записали рассказ) // Моск. нем. газ. – 21 марта 2015 г. – URL: https://ru.mdz-moskau.eu/lagernaya-byl/
- Рачева Е., Артемьева А. «58-я. Неизъятое» Вера Геккер. Путешествия рояля: «Музыку в лагере я слышала всего один раз» // Нов. газ. – № 143 от 21 декабря 2011. – URL: https://novayagazeta. ru/articles/2011/12/21/47474-171-58-ya-neiz-yatoe-187-vera-gekkerputeshestviyaroyalya
- Геккер М.Ю. Жизнеописание Елизаветы Павловны Геккер (Элизабет-Шарлотте Юнкер) // Каталог воспоминаний архива «Мемориала». – https://memoirs.memo.ru/memoir/show/id/611 (Геккер Марселла Юльевна. Жизнеописание Елизаветы Павловны Геккер (Элизабет-Шарлотте Юнкер). Поселок Клязьма (Пушкино). [44 л.;машинопись с рукописной правкой (ксерокопия)] – Архивное хранение: Фонд: 2. Опись: 7. Дело: 19а.)
- Геккер, Юлий Фёдорович // Nrme – Российская энциклопедия – ru.nrme.net – URL: https://ru.nrme.net/detail37792108.html]
- Геккер Ю. Русская социология. Вклад в историю социологической мысли и теории / Работа выполнена в соответствии с требованиям к степени доктора философии кафедры политологии Колумбийского университета. – Нью-Йорк, 1915. – Авторское право Юлиуса Геккера и Элизабет Геккер. Эта работа посвящена его жене с любовью. – URL:
https://studref.com/315087/sotsiologiya/prilozhenie_gekker_russkaya_ sotsiologiya_vklad_istoriyu_sotsiologicheskoy_mysli_teorii - Корсаков С.Н. Политические репрессии в институте философии (1930–1940-е гг.) // Философский журнал. – 2012. — № 1(8). – С. 120– 170. – ISSN 2658-4883 (Online). – (С. 132–155: Список сотрудников Института философии – жертв политических репрессий 1930–1940-х гг.) – C. 135: ГЕККЕР Юлиан Фёдорович. – Раздел: Страницы истории института [философии АН СССР / РАН]. –– URL: https://iphras.ru/ uplfile/root/biblio/pj/pj_8/9.pdf
- Оганян К. К. Анализ развития отечественной социальной мысли в работе Ю. Геккера «Русская социология. Вклад в историю социологической мысли и теории». – М.: Инфра-М, 2017. – 211 с. (Научная ISBN-онлайн 978-5-16-103486-6 – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/document?id=274750ата обращения: 05.05.2021). – URL: https://znanium.com/catalog/document?id=274750
- Оганян К. К. Ю. Геккер о русской социологии и взглядах С.Н. Южакова: предисловие переводчика // Социол. журн. – 2014. – № 2. – С. 114–119. – DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.2.498.
- Худяков, Ю.С. Военное дело кыргызов Центральной Азии (IХ –XVIII вв.) / Под. ред. проф. Т.К.Чоротегина. – Бишкек: Турар, 2017. – Чоротегин (Чороев) Т. К., Алымкожоев О. Юлий Геккер 280 с., илл., карты. – Фонд «Мурас». – Серия «История и наследие». – ISBN 978-9967-15-702-6.
- Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. – 272 с.
- Худяков Ю.С. Вооружение центрально-азиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 192 с.
- Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. – Новосибирск, 2004. – 152 с.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Енисее: Учеб. пособие. – Новосибирск:
НГУ, 1986. – 80 с. - Худяков Ю.С. Кыргызы на просторах Азии / Отв. ред. Т.К.Чоротегин. – 2-е, доп., испр. – Бишкек: Камекс-Детай; Фонд «Сорос-Кыргызстан», 1995. – 232 с.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате. – Новосибирск, 1982. – 240 с.
- Худяков Ю.С. Сабля Багыра: Вооружение и военное искусство средневековых кыргызов. – СПб.: Петерб. Востоковедение; М.: Филоматис, 2003. – 192 с. – (Militaria Antiqua, I).
- Чоротегин Т.К. Неустанный археолог, историк-кыргызовед и его предки: Штрихи к биографии Ю.С. Худякова и его предков (К 70-летию профессора Юлия Сергеевича Худякова) // Худяков, Юлий Сергеевич. Военное дело кыргызов Центральной Азии (IХ – XVIII вв.) / Под ред. проф. Т.К. Чоротегина. – Бишкек: Турар, 2017. – 280 с., илл., карты. – Фонд «Мурас». – Серия «История и наследие». С. 3–30.
- Чоротегин Т.К. 1937: Юлий жана кызы Ирма Геккер: Жазыксыз жазалангандардын тагдырлары // Азаттык үналгысы. – 29.05.2017. – URL: https://www.azattyk.org/a/julius-and-irma-hecker_ yuliy-khudiakov_1937_series_tch_ky/28517017.html (кырг.: Чоротегин Т.К. Юлий и его дочь Ирма Геккер: Судьбы безвинно репрессированных)
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассказывается о новой выставке института археологии и этнографии
В статье рассматривается значение термина «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі»), в отдельном списке тюрко-татарской хроники конца XVII в. Дафтар-и Чингиз-наме. Кроме того, предпринята попытка идентификации некоторых персонажей из данного источника как «обладателя сорока копий Болат бахадура» и его сына «Бек бия» с реальными историческими личностями (беками, племенными вождями) эпохи золотоордынского хана Джанибека. В военной истории древних насельников Евразии и поздних средневековых тюрко-монгольских кочевых племён копья и пики были одним из основных видов оружия, ближнего боя и неоднократно в летописях отмечалась их важность. Помимо основного, функционального, боевого назначения, копья и пики в воинской культуре и традиции тюрко-монгольских кочевников Великой степи имели еще символическое значение. Копье как предмет вооружения, использовавшийся при таранной атаке и в ближнем бою, эволюционировало в символ государственности в виде штандартов, знамен, а обладание им приравнивалось к статусу «главнокомандующего» или «крупного военачальника». В связи с этим, анализируя и учитывая непрерывную многовековую воинскую традицию степных кочевников, в статье предполагается, что словосочетание «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі») в Дафтар-и Чингиз-наме эквивалентно «командующему огромного войска». По нашему мнению, в данном источнике копье-пика представлено как абстрагированный текстовый символ, обозначающий «армию», «огромное войско», а ее обладатель является «главнокомандующим», «крупным военачальником».
Бытует мнение, что в исламе существует запрет на живопись. Это ошибочная точка зрения. У тюрок, кок-тюрок, уйгуров изобразительное искусство существовало, но только в другом формате – в виде миниатюр. Именно это стало причиной того, что в османской истории живописные работы большая редкость, и в основном это миниатюрные картины. В последние годы существования Османской империи искусство живописи особенно развилось. Одним из самых значительных представителей турецкой художественной школы периода конца Османской державы был Шевкет Даг. Он один из первых выпускников школы Şevket Dağ Sanayi-i Nefise. В картинах Шевкета Дага не прослеживаются какие-либо заимствования или влияния. В его художественных работах представлены исключительно народные персонажи. В статье рассматриваются пять полотен, на которых присутствуют изображения турецких ковров. Особое внимание автор статьи акцентирует на том, что текстильные изделия изображены в комплексе с предметами мебели и архитектурными особенности того периода.
Расселение людей по территории современного Лачинского района Азербайджана, расположенного в предгорьях Малого Кавказа, восходит к глубокой древности. Основой процесса были в первую очередь родоплеменные отношения. Строительство поселений проводилась с учетом рельефа местности. В связи с этим можно выделить различные типы поселений: горные, предгорные, склонные и равнинные. Поскольку Лачинский район расположен в горной местности, поселения возводились компактно и, вероятно, получали свои названия по имени тех, кто их сооружал. Несмотря на то что основным занятием местного населения было животноводство, но они также занимались садоводством – выращиванием дынь, лесным хозяйством и пчеловодством. В результате проведённых на этой территории археологических и этнографических исследований было также выявлено, что население занималось многими видами ремёсел – гончарным и камнерезным делом, металообработкой. Одновременно были всесторонне изучены поселения, надгробные памятники, мосты, церкви и гробницы, расположенные на их территории. Район, расположенный в горной местности, состоит из одного города, одного посёлка и 125 деревень.
Смена трансгрессий и регрессий Каспия приводила к тому, что эти следы по- переменно оказывались то на морском дне, то на суше. И, конечно, эти следы прошлого надо искать на тех глубинах, которые временами становились сушей. Выявление этих памятников дает ценный материал по истории народов, населявших этот водный бассейн, отражая жизнь моря за многие тысячелетия и века, а затонувшие суда и их такелаж позволяют пролить свет на вопросы древнего мореплавания на Каспии.
В статье рассмотрены особенности тактики армии Амира Тимура, а также их влияние на развитие военного искусства мусульманского Востока. Установлено, что Тимуру удалось эффективно использовать мобилизационный потенциал своего государства. Из оседлого населения Хорасана и Мавераннахра были созданы подразделения пеших лучников, обученных сражаться под прикрытием больших станковых щитов-чапаров. В свою очередь, лояльные племена кочевников исправно поставляли в войска Тимура кавалерийские подразделения. Основой боевого построения был тактический «каркас» из усиленных канбулов, мощного авангарда и резерва, составленного из отборных воинов. Такой боевой порядок позволял эффективно противостоять охватам и фронтальным атакам противника. Кроме того, данное боевое построение было приспособлено и для быстрого перехода от обороны к массированной контратаке, проводимой силами авангарда и канбулов, выдвинутых в сторону противника. Уязвимость ослабленных фланговых корпусов частично компенсировалась за счет применения стрел-
ковых пехотных подразделений, к которым присоединялись спешенные конные лучники. Концентрированный лучной удар, как правило, останавливал атаку противника и создавал условия для перехода в контрнаступление. Важную роль играла организационно-тактическая автономность корпусов-кулов, которые могли самостоятельно вести бой даже в условиях прорыва фронта и окружения. Спешившись и прикрывшись щитами, воины атакованного корпуса могли про- держаться до подхода деблокирующего отряда. Мобильный резерв, находящийся под личным командованием Тимура, мог быть использован как для отражения вражеской атаки, так и для усиления наступающего прорыва войск.
В статье представлена история тюрок от периода миграции народа из центрально-азиатских степей к границам китайской империи и переселения их на Алтай до второй половины I тыс. н. э., когда древнетюркское государство находилось на пике своего могущества, подчинило себе ряд оседло-земледельческих оазисов и успешно противостояло сильнейшим державам того времени – Китайской, Иранской и Византийской империям. По всей обширной территории Саяно-Алтая и Центрально-Азиатского региона широко представлены все основные типы погребальных и поминальных сооружений древних тюрок, которые представляют собой захоронения по обряду ингумации в сопровождении верховых лошадей или баранов и поминальные комплексы в виде оградок из вертикально врытых каменных плит с вертикально установленными каменными стелами. Авторы статьи рассматривают обозначенный исторический период древнетюркской истории с точки зрения взаимодействия древних тюрок и кыргызов, проживавших на территории Минусинской котловины. Взаимоотношения между этими двумя народами в разные периоды носили различный характер – от пассивно вассальных, когда енисейские кыргызы предпочитали не оказывать им активного сопротивления, до откровенно враждебных. Однако такая нестабильность их собственного положения не мешала кыргызам расширять круг своих собственных вассалов.
В статье описывается новый номер журнала Universum Humanitarium
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/