РЕСУРСЫ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ: ОПЫТ ДАГЕСТАНА (2024)
С 2020 г. внутренний туризм рассматривается некоторыми российскими регионами как один из возможных драйверов экономического роста. При этом не до концапонятно, за счет чего туристический сектор растет в регионах, считающимися неблагоприятными для ведения в них бизнеса. Цель данной статьи - описать факторы, которые способствуют становлению туристических фирм в новых туристических регионах, и те препятствия, что стоят перед развитием индустрии гостеприимства. В статье представлены результаты полевого исследования, проведенного среди представителей туристической отрасли Дагестана. Были проведены глубинные полуструктурированные интервью с 24 предпринимателями, представляющими разные рыночные сегменты и этапы создания туристического продукта: организаторами экскурсионных туров, владельцами гостиниц, гостевых домов и ресторанов, а также с представителями органов власти. Результаты полевого исследования показали, что основными ресурсами, используемыми для выстраивания туристического бизнеса в Дагестане, оказались человеческий и социальный капитал, а также наличие клиентской базы; роль физического капитала оказалась важна лишь для открытиямест размещения туристов. При этом по мере развития отрасли для входа на рынок необходимо все больше ресурсов. Основными барьерами для развития туризма являются недостаток кадров и инфраструктуры, а также потеря в 2022 г. части каналов продаж. Текущая политика по стимулированию развития туризма на Северном Кавказе не достигает своих целей, представители отрасли воспринимают оказываемую поддержку как недостаточную. Результаты исследования показали, что новые туристические регионы, в которых массовый туристический поток появился лишь с началом пандемии, могут столкнуться с недостаточной транспортной и санитарной инфраструктурой, а также системы подготовки персонала, и меры государственной политики, направленные на устранение этих проблем, могли бы быть особенно эффективны
Идентификаторы и классификаторы
Как показала пандемия коронавируса 2020–2022 гг., вынужденное ограничение свободы международного передвижения (продолжившееся после введения санкций) создает дополнительные стимулы для развития отдельных секторов экономики. Так, очевидным бенефициаром введенных санитарных ограничений стал сектор внутреннего туризма, который, несмотря на снижение доходов граждан и санитарные ограничения, продемонстрировал, по данным Ростуризма (Интерфакс, 2022), рост по сравнению с допандемийными показателями. При этом особенно бурно туризм растет на Северном Кавказе, где, по оценкам федеральных властей, количество отдыхающих за постпандемийную эпоху выросло в 2 раза. Это позволяет представителям как федерального центра, так и региональных властей рассматривать индустрию гостеприимства как на один из потенциальных локомотивов экономики Северо-Кавказского федерального округа; по оценкам Банка России, именно благодаря туристическому буму Дагестан, а также другие республики Северного Кавказа столкнулись с куда меньшим снижением потребительского спроса в 2022 г. (Банк России, 2022).
Список литературы
АТОР. (2022). АТОР подвела предварительные итоги туристического 2022 года. Ассоциация туроператоров России. https://www.atorus.ru/node/50839
Банк России. (2022) Рост турпотока — одна из ключевых тенденций в экономике
Дагестана. https://www.cbr.ru/press/regevent/?id=26571
Зубаревич, Н. В. (2012). «Лукавые цифры» на карте Родины. ЭКО, 4, 74–85.
Интерфакс. (2022). Ростуризм посчитал туристов, отдохнувших за лето в российских регионах. https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/91461/
Леонидова, E. (2021). Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2(74), 59–74. https://doi.org/10.15838/
esc.2021.2.74.4
Орлова, С. Ю. (2020). АО «Курорты Северного Кавказа» в 2018 году не достигли стратегических целей создания туркластера. Счетная палата. https://ach.gov.ru/checks/9649
Стародубровская, И., Казенин, К., & Ситкевич, Д. (2021). Северный Кавказ:
Выбор стратегических ориентиров. Экономическая политика, 3, 112–137. https://doi.
org/10.18288/1994-5124-2021-3-112-137
Adeola, O., & Evans, O. (2020). ICT, infrastructure, and tourism development in Africa.
Tourism Economics, 26(1), 97–114. https://doi.org/10.1177/1354816619827712
Andrades, L., & Dimanche, F. (2019). Destination competitiveness in Russia: Tourism
professionals’ skills and competences. International Journal of Contemporary Hospitality
Management, 31(2), 910–930. https://doi.org/10.1108/IJ CHM-11-2017-0769
Blackman, A., Foster, F., Hyvonen, T., Kuilboer, A., & Moscardo, G. (2004). Factors
Contributing to Successful Tourism Development in Peripheral Regions. Journal of Tourism
Studies, 15(1), 59–70.
Ghalia, T., Fidrmuc, J., Samargandi, N., & Sohag, K. (2019). Institutional quality,
political risk and tourism. Tourism Management Perspectives, 32, 100576. https://doi.
org/10.1016/j.tmp.2019.100576
Hohl, A. E., & Tisdell, C. A. (1995). Peripheral tourism: Development and management.
Annals of Tourism Research, 22(3), 517–534. https://doi.org/10.1016/0160-7383(95)00005-Q
Khadaroo, J., & Seetanah, B. (2007). Transport infrastructure and tourism
development. Annals of Tourism Research, 34(4), 1021–1032. https://doi.org/10.1016/J.
ANNALS.2007.05.010
Moscardo, G. (2005). Peripheral tourism development: Challenges, issues and success
factors. Tourism Recreation Research, 30(1), 27–43. https://doi.org/10.1080/02508281.2005
.11081231
Moyle, C., Moyle, B., & Burgers, H. (2020). Entrepreneurial strategies and tourism
industry growth. Tourism Management Perspectives, (35), 100708. https://doi.org/10.1016/j.
tmp.2020.100708
Navickas, V., & Malakauskaite, A. (2009). The possibilities for the identifi cation
and evaluation of tourism sector competitiveness factors. Engineering Economics, 1(61), 37–
44.
Nguyen, L. P., & Nguyen, H. T. (2021). Factors Impacting Tourism Demand: An Analysis
of 10 ASEAN Countries. Journal of Asian Finance, Economics and Business, 8(1), 385–393.
https://doi.org/10.13106/jafeb.2021.vol8.no1.385
Omarov, M. M., Omarova, N. Y., & Minin, D. L. (2020). Territory branding development
as a regional economy activation factor. In Digital Economy: Complexity and Variety vs.
Rationality (p. 270–277). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-
030-29586-8_32
Paramati, S. R., Alam, Md. S., & Lau, C. K. M. (2018). The eff ect of tourism investment
on tourism development and CO2 emissions: Empirical evidence from the EU nations. Journal
of Sustainable Tourism, 26(9), 1587–1607. https://doi.org/10.1080/09669582.2018.1489398
Sheresheva, M., Efremova, M., Valitova, L., Polukhina, A., & Laptev, G. (2021).
Russian Tourism Enterprises’ Marketing Innovations to Meet the COVID-19 Challenges.
Sustainability, 13(7), 3756. https://doi.org/10.3390/su13073756
Solnet, D. J., Ford, R. C., Robinson, R. N. S., Ritchie, B. W., & Olsen, M. (2014).
Modeling locational factors for tourism employment. Annals of Tourism Research, 45, 30–45.
https://doi.org/10.1016/J.ANNALS.2013.11.005
Szivas, E., Riley, M., & Airey, D. (2003). Labor mobility into tourism attraction
and satisfaction. Annals of Tourism Research, 30(1), 64–76. https://doi.org/10.1016/S0160-
7383(02)00036-1
Tosun, C. (2006). Expected nature of community participation in tourism development.
Tourism Management, 27(3), 493–504. https://doi.org/10.1016/J.TOURMAN.2004.12.004
Voinova, N., Arcibashev, D., Aliushin, R., & Malina, V. (2019). Interaction of agricultural
and ethnographic tourism for the development of Russian regions. Journal of Cultural
Heritage Management and Sustainable Development, 9(2), 247–262. https://doi.org/10.1108/
JCHMSD-08-2018-0060
Wang, S., Yamada, N., & Brothers, L. (2011). A case study: Discussion of factors
and challenges for urban cultural tourism development. International Journal of Tourism
Research, 13(6), 553–569. https://doi.org/10.1002/jtr.826
Wilson, S., Fesenmaier, D. R., Fesenmaier, J., & Van Es, J. C. (2001). Factors for success
in rural tourism development. Journal of Travel Research, 40(2), 132–138. https://doi.
org/10.1177/004728750104000203
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обзору научных публикаций по противодействию отмыванию денег (ПОД). Предметом исследования является систематизация экономических явлений и процессов, раскрывающих роль финансового сектора в противодействии отмыванию преступных доходов (ОД). Основная цель статьи состоит в установлении научных аргументов за и против обременения финансовых организаций антиотмывочными мерами, выявлении малоисследованных аспектов в тематике публикаций и акцентировании внимания на их решении. В базах электронных библиотек e-library, ResearchGate, Academia проведен систематический обзор публикаций по ПОД с акцентом на специфические особенности различных финансовых и нефинансовых институтов. После изучения публикаций были определены их основные темы: деньги как главный ресурс теневой экономики, схемы отмывания денег, среда ОД, роль банков в ОД. Затем роль банков была изучена углубленно путем контентного анализа публикаций, указанных в ссылках отобранных источников. Установлены основные направления, в которых движутся ученые, работающие над этой темой, а также пробелы в исследованиях, которые могут быть устранены в будущих научных работах. Отмывание денег осуществляется в банковском секторе, иные секторы финансовой системы и нефинансовые виды деятельности используются преступниками для подготовки документов, скрывающих незаконное происхождение активов. Статья раскрывает перспективное направление исследований, обусловленное недостаточностью научных публикаций по проблеме установления адекватных мер воздействия со стороны регулирующих органов к физическим лицам и банкам за несоблюдение антиотмывочных норм, позволяющих соблюдать баланс между строгостью наказания (в целях профилактики будущих нарушений) и сохранением стабильности бизнес-процессов в банках (в целях укрепления репутации банковской системы).
В данной работе подтверждается информационная ценность отложенных налогов для оценки текущих начислений по налогу на прибыль и соответствующих им денежных потоков. В настоящее время многие эксперты указывают на то, что регистрация налоговых эффектов искажает восприятие финансовой действительности и не приводит к принятию оптимальных деловых решений, а современные исследования вовсе отрицают связь балансовых отложенных налоговых с будущими денежными потоками. Указанные аспекты были рассмотрены и проверены для российских организаций за период 2012-2018 гг. с помощью стандартной техники эконометрического анализа. Включение факторов отложенного налогообложения существенно повышает волатильность как налоговых начислений, так и налоговых денежных потоков в зависимости от того, какой чистой отложенной налоговой позиции придерживаетсяэкономический субъект. Было выявлено, что при активных позициях национальные организации начисляют почти на 7,8-10,0% больше и одновременно уплачивают в бюджет на 8,1-8,7% меньше налога на прибыль относительно прочих ситуаций. На основе подтвержденных гипотез была разработана концептуальная схема связиналоговых начислений с отложенными налоговыми позициями, что позволяет анализировать текущее корпоративное налоговое поведение компании и ее потенциальные налоговые возможности. Результаты показывают, что изменение налоговых начислений в структуре финансовой прибыли до налогообложения в среднем увеличивают налоговые денежные потоки в 1,28-1,41 раза, в то время как налоговые начисления увеличиваются в 0,46-0,54 раза с приростом на 1% денежных потоков, связанных с уплатой налога на прибыль. Устанавливается также статистическая значимость факторов дивидендной (выплаты доходов собственникам бизнеса) и инвестиционной политики (приобретение внеоборотных активов) для оценки налоговых начислений и денежных потоков. Выводы работы дают широкий инструментарий для будущих исследований в области анализа устойчивости прибыли, признаков банкротства и платежеспособности российских организаций
В качестве предмета исследования выступил рынок крупяных товаров Республики Крым. Проблема исследования заключалась в отсутствии апробации научных подходов к оценке регионального рынка с позиции влияния на спрос товаров-заменителей, характеризующихся выраженной сезонностью продаж. Исследовательская задача заключалась в попытке проведения анализа аспектов формирования и развития рынка крупяных товаров под влиянием рынков товаров-заменителей. Методология исследования базировалась на экономико-статистических методах с применением инструментов корреляционно-регрессионного анализа. В статье определено состояние крымского рынка товаров исследуемой группы, основанное на данных официальной статистики. Отражена динамика изменения объемов производства зерновых культур в республике и их переработки в крупу, дана оценка состояния цен на товары исследуемой группы, представленные в розничной торговой сети. Оценены показатели, характеризующие региональный рынок крупяных товаров. Выявлены основные крымские производители, продукция которых представлена в торговой сети. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие регионального рынка крупяных товаров. По итогам исследования определены группы товаров-заменителей, формирующих структуру покупательского спроса, в качестве которых отмечены макаронные изделия и свежие овощи. На основании результатов корреляционного анализа установлена зависимость объемов продаж крупяных товаров от цен на товары-заменители, По представленным прогнозным трендовым моделям развития рынков товаров-заменителей на будущий период установлено продолжение роста рынка крупяных товаров за счет сокращения сбыта свежих овощей. При помощи регрессионного анализа составлен прогноз дальнейшего развития регионального рынка крупяных товаров. Новизна исследования заключается в определении степени зависимости покупательского спроса при приобретении крупяных товаров от цен на сезонные товары-заменители. В качестве выводов отмечено наличие прямой зависимости спроса на крупяные товары от цен на свежие овощи, тенденция роста продаж в будущие периоды будет положительной, экономическая и политическая ситуация в регионе повлияют на стабилизацию цен на социально-значимые продукты питания.
Данная статья посвящена вопросу оценки экономической эффективности комплексных инвестиционных проектов. В инвестиционных программах современных нефтегазовых компаний (например, ПАО «НК «Лукойл», ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк») все больший вес приобретают комплексные проекты, и эффективность для инвестора в такой ситуации следует оценивать в точки зрения совокупной эффективности проектов. В качестве объекта исследования авторы рассматривают комплекс проектов видов деятельности добыча и транспорт газа. Ставится вопрос о нахождении ставки дисконтирования для комплексного проекта с учетом особенностей нефтегазовой отрасли. Актуальность выбранной темы обусловливается необходимостью нахождения сбалансированной нормы прибыли комплексного инвестиционного проекта для включения в инвестиционный портфель нефтегазовой компании. При оценке экономической эффективности комплексных проектов, включающих подпроекты различных видов, такие как добыча или транспортировка, ставка дисконтирования всего проекта должна сбалансировать нормативные ставки по видам деятельности, представленным в проекте. В своей работе авторы на основании анализа формул математического аппарата для расчета комплексной ставки дисконтирования предлагают вариант расчета внутренней нормы доходности (ВНД) для группы проектов, для которых существует сформированный уровень нормативных значений ВНД. Статья выдержана в рамках экономических методов исследования. Анализ научной литературы и сравнительный подход сочетаются с применением методов экономико-математического моделирования. Теоретическая значимость исследования состоит в описании основных постулатов, связанных с анализом доходности инвестиционных проектов нефтегазовой отрасли. Практическая значимость заключается в выработке подходов к определению ставки дисконтирования при оценке экономической эффективности комплексных высокорискованных проектов на примере газовой отрасли и возможности применения данных подходов в инвестиционном и стратегическом анализе нефтегазовых компаний
Целью настоящей работы является разработка методологии выявления дефицитных индустрий на основе системы таблиц «Затраты - Выпуск». Теоретической базой исследования стали основные положения и принципы макроэкономики и экономической теории. В условиях тесной взаимосвязи всех сфер экономики отрасли, находящиеся в состоянии дефицита, могут оказывать негативное влияние на прочие элементы системы, в том числе являющиеся стратегически важными для государства. Причиной состояния дефицита является неспособность обеспечения полного покрытия потребительского спроса отраслями, испытывающими явную недостаточность производственных мощностей. Таким образом, своевременное выявление таких отраслей является критической задачей для государственных органов в целях оперативной разработки комплекса предупредительных мер. В работе предложена методика определения оптимальной цены, отклонение от которой сигнализирует о сокращении или наращивании дефицитности. Расчет оптимальной цены осуществляется путем нахождения точки максимума добавленной стоимости отрасли при заданной функции спроса. Модель учитывает такие факторы, как его эластичность и изменение уровня экономических издержек производства. На модельных экспериментах демонстрируется влияние изменения коэффициента наклона указанной функции на динамику дефицитности отраслей. Проведен анализ среднегодовой и кумулятивной дефицитности в целом по России, а также исследованы особенности поведения каждого из секторов, представленных в системе таблиц «Затраты - Выпуск». В результате оценена степень влияния мировых финансовых потрясений, таких как кризис 2008 г.,на отрасли с эластичным и неэластичным спросом. Данная модель может быть применена государственным сектором для анализа текущей экономической ситуации и разработки стратегии финансового развития.
Публикация нефинансовых отчетов за последние 20 лет обрела широкую популярность среди транснациональных корпораций и крупнейших национальных компаний. По мнению исследователей, компаниям, стремящимся занимать и удерживать лидирующие позиции, важно демонстрировать, помимо финансовых результатов своей деятельности, активную социальную, экологическую и просветительскую позиции, раскрывая информацию о нефинансовых аспектах своей деятельности в соответствующих отчетных формах. Все больше публикаций ориентировано на изучение влияния нефинансовых факторов на эффективность деятельности компаний, укрепление их конкурентоспособности. Однако далеко не все закономерности выявлены, недостаточно изучены отраслевые аспекты вопроса, небольшое количество публикаций направлено на изучение ESG-трансформации российских компаний. Цель статьи - выявить, существует ли влияние объема публикуемой нефинансовой отчётности и количества языков, на которых данная отчетность составлена, на рыночную капитализацию российских и зарубежных компаний. В статье также ставится вопрос: есть ли различия между российскими и зарубежными компаниями в плане влияния объема нефинансовой отчетности и количества языков ее представления на финансовую эффективность компании? Предмет исследования - форма представления нефинансовой информации и ее влияние на рыночную капитализацию российских и зарубежных компаний. Методологическую основу работы составляет регрессионный анализ влияния нефинансовых факторов на рыночную капитализацию российских и зарубежных компаний. Результаты работы демонстрируют наличие взаимосвязи между формой представления нефинансовой информации и таким финансовым показателем результативности компании, как рыночная капитализация. Более лаконичное представление результатов деятельности, стратегии развития, а также степени воздействия на окружающую среду и общество положительно влияет на рыночную капитализацию компаний. Авторами также доказано, что компании с наибольшей рыночной капитализацией формируют нефинансовые отчеты только на английском языке. Исследование показало наличие одинаковых закономерностей для российских и зарубежных компаний
Старение населения - серьезный вызов экономическому развитию - быстрыми темпами развивается в Китае в XXI в. Задачи настоящей работы включают: 1) выявление степени старения и вклада демографических факторов в старение населения в различных провинциях Китая; 2) установление связи между возрастной структурой населения и темпами роста ВРП на душу населения в провинциях КНР в 2002-2021 гг.; 3) оценка динамики демографического дивиденда в Китае в последние десятилетия. Для решения поставленных задач авторы используют методы демографического и регрессионного анализа с использованием данных официального статистического органа КНР. В работе выявлены существенные различия в уровне старения населения разных провинций Китая. Отличаются и основные демографические факторы старения. В одних провинциях важный вклад в рассматриваемый период вносят изменения в рождаемости, в других - в смертности. Подтверждена статистически значимая отрицательная связь между темпами прироста реального ВРП на душу населения и коэффициентом демографической нагрузки на современном этапе развития Китая, рассчитан вклад демографического дивиденда в экономический рост страны
В работе рассмотрен процесс перехода в ведущих странах мира от режима низкой инфляции и процентных ставок в 2012-2019 гг. к режиму высокой инфляции и даже стагфляции в 2020-2023 гг. Для анализа выбрано 11 стран: страны БРИКС, США, Великобритания и четыре ведущие страны Евросоюза: Германия, Испания, Италия Франция. Рассмотренные тенденции в первом периоде показывают (на месячной статистике) трудность выделения роли классических факторов, определяющих инфляционные процессы (по индексу потребительских цен), таких как денежная политика(М2) и безработица. Уже в этом периоде заметно влияние лаговых факторов цен на продовольствие и энергию. Не слишком энергичный подъем при ужесточении Базельских стандартов создал относительно комфортную - предсказуемую обстановку низкой инфляции. В условиях шоковой рецессии 2020 г. и последующего перехода к режиму быстрой инфляции среднемесячный темп прироста цен в развитых странах увеличился округленно в три раза. Общий темп инфляции разгонялся энергетическими (и продовольственными) ценами и закреплялся так быстро, что такие факторы, как безработица и рост денежной массы, не успевали сыграть самостоятельную роль. Дjстигнув высоких текущих значений, инфляция подтянула за собой заработную плату и закрепила как уровень (односторонняя эластичность) инфляции, так и динамику. Показатель базовой инфляции (промышленные товары) вырос параллельно с показателем номинальных расходов по труду на физическую единицу продукции (ЮЛК),а последнее создавало эффект “cost-push”. Увеличение процентных ставок было призвано затормозить инфляцию через сжатие экономической активности, но это далеко не просто в отношении ЮЛК в краткосрочном плане. Можно сказать, что мы видим «кривую Филлипса» в микроэкономических действиях участников процесса.
Предлагаемая статья посвящена методам корпоративного управления сложными ситуациями, в которых планирование невозможно. Авторы статьи более пяти лет используют и развивают метод Cynefin для работы со сложными ситуациями в российских компаниях. В статье вводятся понятия управленческой ситуации и ее различных видов: очевидной, усложненной, сложной и хаотической. Излагается разработанный нами метод Cynefin, основанный на фреймворке Cynefin (автор Дэвид Сноуден), для поддержки принятия решений в сложных ситуациях. Описаны пять шагов его исполнения, его особенности, возможности и ограничения. В статье также представлен пример практики применения метода Cynefin в части осмысления ситуации импортозамещения в области программного обеспечения на российском рынке.В статье также рассматривается применение метода Cynefin в принятии управленческих решений в разных ситуациях. В статье показано, что метод хорошо работает в сложных и хаотических управленческих ситуациях, в которых цикл управления больше похож на цикл Бойда OODA (Observe - наблюдение, Orient - ориентация, Decide - решение, Act - действие). В очевидных и усложненных ситуациях, в которых цикл управления больше похож на цикл Деминга PDCA (Plan - планирование, Do - выполнение, Check - проверка, Act - воздействие и корректировка) использование метода Cynefin избыточно. В заключении авторы выдвигают гипотезу о возрастании значимости метода Cynefin с ростом масштаба и сложности корпоративных проектов, например, связанных с импортозамещением и цифровой трансформацией, особенно в условиях роста неопределенности рыночной среды.
В последние годы формирование и накопление человеческого капитала приобретает все более важное значение в ряду конкурентных преимуществ фирмы. При этом теоретические подходы к управлению человеческим капиталом по-прежнему мало используются в практике менеджмента. Стратегический подход к формированию и накоплению человеческого капитала практически не применяется. Настоящее исследование направлено на выявление ключевых элементов, необходимых для формирования стратегии развития человеческого капитала. Базу исследования составляет синтез ряда теоретических подходов к пониманию человеческого капитала и стратегического планирования, публичные материалы, описывающие практику формирования долгосрочных установок в документах российских корпораций, и другие данные по этой тематике. Основополагающими методами исследования являются комплексный подход, сравнительный анализ и наблюдение, обобщение, также применен авторский подход к выделению формата стратегии реального предприятия. Анализ показал, что в настоящее время понятие стратегии развития человеческого капитала трактуется крупным бизнесом в подавляющем большинстве исключительно в рамках управления человеческими ресурсами, а инфраструктурная составляющая и прочие факторы часто остаются вне рамок данного понятия. При этом теоретики описывают данное понятие достаточно подробно, с выделением ряда ключевых аспектов, способствующих формированию данного нематериального актива, в том числе на длительную перспективу. В результате сформулирована и предложена структура 30а также ряд ключевых характеристик универсальной стратегии развития человеческого капитала - ее срок, степень открытость и пр. Обоснована необходимость выделения трёх направлений развития данной области в долгосрочном периоде, согласованных с прочими стратегическими решениями. Это развитие работника, а также формирование инфраструктуры знаний и социальной инфраструктуры предприятия
Большинство из многочисленных публикаций и материалов по корпоративному управлению (КУ) в современной России посвящено анализу развития модели такого управления за последние три десятилетия и отдельным его аспектам. Однако практически отсутствуют работы, в которых проводилось бы обобщение того, как развивались взгляды российских исследователей по этим вопросам, как формировались, изменялись и анализировались идеология и культура КУ, его диалектика. В статье предлагается авторская периодизация изучения проблем КУ в России, которая не совпадает, но идет параллельно с периодизацией истории развития самой системы такого управления. Так, с 1992 г. по настоящее время выделяются и анализируются три исследовательских этапа - классический, эмпирический (или аналитический),и ситуационный - и пять стадий развития системы КУ. На основе сравнительного анализа и обобщения накопленного за эти годы эмпирического материала определяются характерные черты и проблемные вопросы каждого исследовательского этапа. Изменение фокуса, содержания и культуры как собственно КУ, так и его изучения является важнейшим результатом чуть более 30-летней истории развития современного российского бизнеса. Это очевидно прослеживается, если сравнить проблемы КУ и их научный анализ в каждом из прошедших десятилетий - от описания системы, основных механизмов и создания институциональной основы КУ к более глубокому пониманию задач повышения его эффективности в новой реальности, от преимущественно теоретических и концептуальных исследований до аналитических и практикоориентированных. Статья является первым шагом на пути более углубленного изучения вопросов эволюции управленческой мысли в этом направлении.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/