О НАУЧНЫХ СТАНДАРТАХ В БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУКАХ И АВТОРСКОЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ГИПОТЕЗЕ «КРЕАЦИОННО-САЛЬТАЦИОННЫЙ ПРЕФОРМИЗМ» (2024)
В биологической науке стандартами признаются характеристики живой природы, являющейся объективной реальностью и непосредственно наблюдаемой исследователями в прошлом или в настоящем. Сменяющимися парадигмальными стандартами появления и развития жизни были теории: преформизма (Ш. Бонне), материалистической эволюции (Ч. Дарвина), биохимической эволюции (А.И. Опарина – Дж. Холдейна), «мичуринской биологии» (Т.Д. Лысенко) синтетической теории эволюции (дарвинизм + генетика). К признанию в качестве парадигм приближаются «номогенез» Л.С. Берга как закономерный характер изменчивости и «теория прерывистого равновесия» Н. Элдриджа и С. Гулда как современный апофеоз многообразных гипотез сальтационизма – «скачкообразной эволюции». Авторы в 2003 году предложили комплексный, научно-апологетический подход к теории эволюции, сочетающий как материалистическую, так и креационную парадигмы, выдвинув гипотезу «креационно-сальтационный преформизм»: 1) организмы созданы Богом – креационизм; 2) созданы с огромным запасом генетической информации – преформизм; 3) переход одних групп организмов в другие происходит скачками, в рамках генетической информации, путем быстрого развертывания этой информации под влиянием изменений среды как внешней, так и внутренней – сальтационизм. Каждый из стандартов, признанных в свое время парадигмами, объявлялся истиной в последней инстанции, а его непризнание клеймилось, в лучшем случае, печатью невежества или мракобесия, в худшем – административными и уголовными преследованиями. Философия науки призвана помочь избавиться от традиционализма, не обязана руководствоваться наработками предшественников и может мыслить в любом оригинальном направлении.
Идентификаторы и классификаторы
Наука, как деятельность людей, собирающая и анализирующая объективные и субъективные знания о природе и человеческой деятельности, возникла в контексте исторических этапов развития рациональности. Информация, как содержание внешнего мира, поступала к людям в определенный исторический период и всегда пропускалась через призму господствующего в обществе мировоззрения: мифологического, религиозного, научного, идеологического с их разновидностями: космоцентризмом, теоцентризмом, антропоцентризмом, марксизмом и т. д. [1. С. 82–84; 2. С. 43].
Список литературы
- Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Человек как системообразующий фактор научного позна-
ния // Омский научный вестник. 2015. № 1 (135). С. 82–84. - Сидоров Г. Н., Шустова О. Б. Информация и интуиция в науке с позиций рационально-
сти и трансцендентности // Вестник Омского государственного педагогического универ-
ситета. Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (23). С. 42–46. - Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Проблема доказательства в эмпирическом и теоретиче-
ском знании // Метафизика. 2022. № 3 (45). С. 46–53. - Лихтенштадт В. О. Учение Вольфганга Гете о трансформизме // Дарвинизм: хрестома-
тия Т. 1 / сост. В. А. Алексеев. М.: Изд-во Московского университета, 1951. 848 с. - Фихте И. Г. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / сост. и прим. Вл. Волжского. СПб.: Мифрил, 1993.
687 с. - Порус В. Н. Цена «гибкой» рациональности (о философии науки Ст. Тулмина) // Фило-
софия науки. Вып. 5. М.: ИФ РАН, 1999. С. 228–245. - Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. 204 с.
- Сидоров Г. Н., Савицкий В. П., Ботвинкин А. Д. Ландшафтное распределение хищных
млекопитающих семейства собачьих (Canidae) как фактор формирования ареала вируса
бешенства на юго-востоке СССР // Зоологический журнал. 1983. Т. 62, № 5. С. 761–770. - Сидоров Г. Н., Ботвинкин А. Д., Малькова М. Г., Красильников В. Р. Распределение,
плотность населения, вероятность биоценотических контактов и степень синантропиза-
ции диких собачьих (Canidae) в природных очагах бешенства СССР // Зоологический
журнал. 1992. Т. 71, № 4. С. 115–130. - Сидоров Г. Н., Сидорова Д. Г., Колычев Н. М., Ефимов В. М. Эпизоотический процесс
бешенства: роль диких млекопитающих, периодичность // Сибирский вестник сельско-
хозяйственной науки. 2008. № 12 (192). С. 68–74. - Сидоров Г. Н., Полещук Е. М., Сидорова Д. Г. Изменение роли млекопитающих в зара-
жении людей бешенством в России за исторически обозримый период в 16-21 веках //
Зоологический журнал. 2019. Т. 98, № 4. С. 437–452. - Сидорова Д. Г., Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Системный подход при изучении экологии
природно-очаговых заболеваний на примере рабической инфекции // Вестник Омского
государственного аграрного университета. 2016. № 4 (24). С. 253–259. - Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Традиции рационализма в преодолении кризиса научного
познания: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. 152 с. - Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Проблема доказательств в эмпирическом и теоретическом
знании // Метафизика. 2022. № 3. С. 46–53. - Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. Москва: КМК, 2004. 432 с.
- Поппер К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа. URL:
http://www.originlife.ru.data/documents (дата обращения: 03.12.2023). - Fraassen van B. C. The Scientific Image. Oxford: Oxford Univ. Press, 1980. 235 р.
- Ясперс Карл. Понятие философской веры. URL: https://studfile.net/preview/2475673/
page:13/ (дата обращения: 03.12.2023). - Сидоров Г. Н., Шустова О. Б., Разумов В. И. Наука и философия о развитии жизни на
Земле // Философия науки. Новосибирск. 2003. № 4 (19). C. 36–63. - Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Эволюционизм и креационизм: наука или философия?:
монография. Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. 200 с. - Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Московская патриар-
хия, 1979. 1371 с. - Фонвизин Д. И. Бригадир. Недоросль. М.: Гос. изд-во «Художественная литература»,
- 127 с.
- Сидоров Г. Н., Шустова О. Б. Об основном вопросе философии, об информации и о
разделении ученых и философов на эмпириков, идеалистов, богословов, креационистов,
агностиков и атеистов // Вестник Омской Православной Духовной семинарии. 2018.
Вып. 1 (4). С. 36–53. - Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Философская категория веры в научном познании //
Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 87–89. - Гнедаш Г. Н., Гнедаш Д. В., Иванов Д. А. Научные традиции или низвержение авторите-
тов: что выбирает мир? // Метафизика. 2020. № 1 (35). С. 133–140. - Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Законы природы и научные объяснения как объект гносеологического анализа // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 87–89.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается одно терминологическое различение, сопряжённое с переосмыслением концепции материи у Иоанна Филопона в его трактате De aeternitate mundi contra Proclum. Автор показывает на конкретных текстологических примерах, что употребление понятий ὕπαρξις и ὑπόστασις у Иоанна Филопона, при всей их близости, всё же различно и каждое понятие имеет вполне конкретное онтологическое означаемое и соответствующий фокус означения. Чёткое различение сфер употребления этих понятий проливает свет на онтологический статус материи. Переопределение materia prima является главной темой одиннадцатой книги трактата Contra Proclum. Статья показывает, как указанное терминологическое различие связано с различием онтологическим, индуцированным новой концепцией материи у Иоанна Филопона.
Предлагается, для конкретизации понятия рациональности различать значение слова в широком и узком смысле. Научность понимается как слияние рациональности и логичности. Наука Нового времени стала возможной после отказа от перипатетических принципов, ориентированных на поиск конечного целеполагания, в пользу установления действующей причины. Наука на основе классической рациональности изучает и синтезирует лишь простые, механистические системы, характеризующиеся лапласовской причинностью. Классическая наука воспринимает эмпирический объект в виде «чёрного ящика», функционирующего по принципу «стимул – реакция», и безразлична как к природе, так и внутренней организации объекта исследования. Переход науки на неклассический тип рациональности предполагает вовлечение в сферу своих интересов объектов, имеющих форму кванта сложной системы.
Даётся краткий анализ основополагающих проблем космологии, сущности пространства и времени, их взаимосвязи с материей. В предлагаемой концепции основные положения опираются на понимание материи как единственной реальности того, что есть, включая и то, что ещё не познано. Материя характеризуется резкой своей физической неоднородностью в объёме Пространства и непрерывным развитием во Времени. Пространство-время рассматривается как активная среда, исполняющая роль основы функциональной связи между всеми природными объектами. Обсуждаются космологические модели и феномен «Большого взрыва» в рамках онтологических проблем Бытия.
В работе дан краткий обзор экспериментальных работ Н. Тесла, связанных с беспроводной передачей электрической энергии. Рассмотрен также ряд экспериментальных работ, которые можно рассматривать как прямое продолжение исследований, начатых в работах Тесла. Эти эксперименты суммарно показывают возможность существования продольных электромагнитных волн. Наиболее убедительным доказательством существования продольных волн являются эксперименты по подводной радиосвязи.
Исследуется история создания единой теории электромагнитного и слабого взаимодействий (электрослабой теории, называемой также теорией Вайнберга – Салама), которая является существенной частью современной теории элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий между ними, именуемой стандартной моделью. Выделены основные поворотные события в этой истории: концепция неабелевых калибровочных полей (полей Янга – Миллса, 1954), выдвижение идеи объединения электромагнитных и слабых сил (1958-1959), обнаружение глобальной внутренней симметрии электрослабых взаимодействий (1961, Ш. Глэшоу), открытие на основе спонтанного нарушения симметрии – механизма Хиггса (1964), позволившего решить проблему массы калибровочных частиц (теория Вайнберга – Салама, 1967). Рассмотрены метафизические аспекты теории и процесса ее построения, связанные главным образом с принципом симметрии и его различными расширениями и модификациями.
В статье рассматривается проблема установления основных категорий метафизики, которые в дальнейшем разворачиваются в метафизику Абсолюта, Вселенной, человека. Показано, что основными категориями метафизики являются категории нус/Я, идея/форма, субстрат/пневма. В этом случае человек может быть представлен в виде антропной триады Я-форма–субстрат, а Абсолют в виде абсолютной Троицы абсолютное Я / абсолютная Форма / абсолютный Субстрат. При этом антропная триада оказывается – как бы «частью» абсолютной Троицы. В антропной триаде диада «форма–субстрат» представляет собой физическое тело человека, а Я является внефизической управляюще-созерцающей инстанцией. Показано, что зло, существующее в мире, является платой за свободу человека и само существование человека как личности. При этом свобода человека основана на возможности выбора альтернатив во вневременном мире потенциальных возможностей Вселенной.
Мы разработали концепцию единой и целостной реальности, состоящую из взаимодействия реализованных и потенциальных событий путём спонтанного возникновения информационного резонанса, изменяющего сразу три сущности, шестью способами, но сохраняя количество реализованной информации. Повторение информационного резонанса, генерирующего новую структуру, формирует границу для сложной системы и увеличивает память в ней. Информационный резонанс мы описали уравнением симметрии для трёх классов динамических переменных. Повторение информационного резонанса удовлетворяет рекуррентному уравнению, приводящему к золотой пропорции. Математические действия уже с золотой пропорцией позволили ввести алгебраические фракталы золотого отношения, свойства которых удовлетворяют теореме Пифагора, и на их основании вывести натуральный ряд и геометрию Евклида, приближая науку к пониманию физики живого организма. Между различными сложными системами возникают свои информационные, энергетические и вещественные взаимодействия, приводящие к их естественному отбору на выживание.
В работе с точки зрения метафизики рассмотрена взаимосвязь между общей теорией относительности и гравитационной механикой. Анализ приводит к выводу о том, что искривленное пространство-время (точнее говоря, его кривизна) является причиной динамики частиц. Предложена схема рассуждений, приводящих к аналогичному выводу для случая реляционной теории. Схема использует переходы с метафизического уровня на онтологический и обратно с учетом взаимно-однозначного соответствия понятий и терминов. В реляционной парадигме анализ взаимосвязи между реляционной теорией и теорией поля приводит к выводу о том, что реляционные частицы (точнее говоря, корреляции между ними) являются мерой динамики поля.
Статья посвящена изложению основных положений метареляционной парадигмы, основанной на принципах метафизики и нацеленной на объединение принципов трех дуалистических физических парадигм с позиций реляционного подхода. Показаны принципиально важные проблемы, решаемые в рамках метареляционного подхода. К таковым относятся обоснования спинорного описания частиц в квантовой электродинамике, алгебраическая формулировка теории атомов, вскрытие истоков происхождения понятий классического пространства-времени, новый подход к обоснованию видов и свойств элементарных частиц, участвующих в сильных взаимодействиях, реляционный подход к описанию структуры атомных ядер, описание перехода от прообраза к ныне используемым понятиям классического пространства-времени, дуалистическая реляционная трактовка классической физики и альтернативный к ОТО подход к природе гравитационных взаимодействий.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/