Актуальность. Согласно существующим данным, порядка 40% работающего населения демонстрируют феномен самозванца. Это означает, что почти половина трудящихся взрослых имеет внутренние препятствия для карьерного развития. Установлено, что профессиональное благополучие в целом и качество выполнения рабочих задач в частности зависят от уровня удовлетворенности трудом и от особенностей поведения сотрудника на рабочем месте. Тем не менее исследования, посвященные изучению поведенческих особенностей сотрудников с феноменом самозванца в контексте их удовлетворенности факторами труда, среди отечественных работ, значительно ограничены.
Цель. Цель данной работы — выявить особенности организационного поведения сотрудников с феноменом самозванца в связи с уровнем их удовлетворенности трудом. Выборка. В кросс-секционном исследовании принял участие 331 взрослый работающий респондент в возрасте от 18 до 68 лет.
Методы. Все участники исследования заполнили анкету, включающую Шкалу феномена самозванца П. Кланс, опросники «Индивидуальное выполнение работы» Л. Купманс, «Прокрастинация на рабочем месте» Б. Метина и «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т. Л. Бадоева.
Результаты. В результате установлено, что сотрудники с низкой выраженностью феномена самозванца (как удовлетворенные трудом, так и нет) продемонстрировали более высокие показатели поведения, направленного на решение рабочих задач и более низкие — контрпродуктивного поведения и прокрастинации на рабочем месте.
Выводы. На основании результатов исследования выдвигается предположение о том, что предиктором поведения, направленного на решение рабочих задач, будет выступать феномен самозванца; поведения, направленного на поддержание организационных ценностей — удовлетворенность трудом, а для контрпродуктивного и прокрастинационного поведения — оба этих фактора профессионального благополучия.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Согласно существующим данным, порядка 40% работающего населения подвержены феномену самозванца (Шевелева и др., 2021; Шевелева и др., 2022). Это означает, что почти половина трудящихся взрослых имеет внутренние препятствия для карьерного развития и сложности с принятием профессиональных достижений, а также — самооценкой (Шевелева и др., 2021б). Более, того, сотрудники с выраженным феноменом самозванца склонны достаточно низко оценивать свои способности и объяснять неудачи внутренними факторами (Thompson et al., 1998; Schubert, Bowker, 2017), что негативно влияет на профессиональное благополучие (Шевелева, 2023; Шевелева и др., 2022) и построение карьеры (Neureiter, Traut-Mattausch, 2016). Установлено, что профессиональное благополучие в целом и качество выполнения рабочих задач, в частности, в определенной степени зависят от уровня удовлетворенности трудом (Meurer, Costa, 2020) и от особенностей поведения сотрудника на рабочем месте (Chiang, Hsieh, 2022). Тем не менее, исследований, посвященных изучению поведенческих особенностей сотрудников с феноменом самозванца в контексте их удовлетворенности факторами труда, среди отечественных исследований нет.
Список литературы
1. Григорян, Л.К., Лебедева, Н.М. (2014). Кросс-культурное исследование роли неформальных связей в формировании организационной лояльности. Экспериментальная психология, 7(2), 128-147.
2. Гулевич, О.А. (2013). Гражданское поведение в организации: условия и последствия. Организационная психология, (3), 78-96.
3. Дайнеко, В.В. (2022). Позитивная организационная доктрина: позитивное организационное поведение Ф. Лютанса и позитивное организационное видение К. Камерона. Организационная психология, (1), 175.
4. Ильин, Е.П. (2011). Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Изд-во “Питер”.
5. Клименко, О.И., Шупило, О.М. (2014). Организационное поведение как фактор управления трудовой деятельностью работников. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 1(49), 114-120.
6. Кочетков, Н.В., Маринова, Т.Ю., Орлов, В.А., Расходчикова, М.Н., Хаймовская, Н.А. (2023). Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей. Современная зарубежная психология, 12(2), 43-52. DOI: 10.17759/jmfp.2023120204 EDN: QNHKUG
7. Погудина, E.Ю. (2013). Микроподход к организационному поведению. Вестник Томского государственного университета, (373), 171-173.
8. Рудакова, Н.Л. (2019). К вопросу об удовлетворенности трудом у сотрудников организационных подразделений в условиях различных организационных субкультур. Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения, (3), 31-41.
9. Руднова, Н.А., Корниенко, Д.С. (2022). Психометрические характеристики опросника “Индивидуальное выполнение работы”. Психологические исследования, 15(84). DOI: 10.54359/ps.v15i84.1171
10. Сидоренков, А.В., Бохоровский, Е.Ф. (2020). Гражданское поведение и организационная коммуникативность работников в институциональном контексте. Journal of Institutional Studies, 12(2), 119-131. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.2.119-131
11. Темницкий, А.Л. (2002). Социокультурные факторы трудового поведения промышленных рабочих, 1990-е годы. Социологический журнал, (2), 76-93.
12. Шевелева, М.С. (2023). Феномен самозванца: обзор зарубежных исследований. Современная зарубежная психология, 12(2), 116-124. DOI: 10.17759/jmfp.2023120211
13. Шевелева, М.С., Золотарева, А.А., Руднова, Н.А. (2021а). Феномен самозванца в профессиональной среде: роль мотивации и перфекционизма. Национальный психологический журнал, 3(43), 96-104. DOI: 10.11621/npj.2021.0308
14. Шевелева, М.С., Золотарева, А.А., Руднова, Н.А., Корниенко, Д.С., Пермякова, Т.М. (2022). Перфекционизм и феномен самозванца как предикторы увлеченности работой и субъективного благополучия. Психологический журнал, 43(3), 80-88. DOI: 10.31857/S020595920020498-3
15. Шевелева, М.С., Корниенко, Д.С., Пермякова, Т.М. (2021б). Шкала феномена самозванца: психометрические характеристики русскоязычной версии. Психологический журнал, 42(1), 132-142. DOI: 10.31857/S020595920013343-3 EDN: CPKCZX
16. Addae-Konadu, K., Carlson, S., Janes, J., Gecsi, K., Stephenson-Famy, A.B. (2022). Am I Really Qualified to Be Here: Exploring the Impact of Impostor Phenomenon on Training and Careers in OB/GYN Medical Education. Journal of Surgical Education, 79(1), 102-106. DOI: 10.1016/j.jsurg.2021.08.013 EDN: URRXZQ
17. Badawy, R.L., Gazdag, B.A., Bentley, J.R., Brouer, R.L. (2018). Are all impostors created equal? Exploring gender differences in the impostor phenomenon-performance link. Personality and Individual Differences, (131), 156-163. DOI: 10.1016/j.paid.2018.04.044
18. Bernard, N.S., Dollinger, S.J., Ramaniah, N.V. (2002). Applying the big five personality factors to the impostor phenomenon. Journal of Personality Assessment, 78(2), 321-333. DOI: 10.1207/S15327752JPA7802_07
19. Bernat, E. (2008). Towards a pedagogy of empowerment: The case of “impostor syndrome” among pre-service non-native speaker teachers in TESOL. English Language Teacher Education and Development, 11(1), 1-8.
20. Bravata, D.M., Watts, S.A., Keefer, A.L., Madhusudhan, D.K., Taylor, K.T., Clark, D.M., Nelson, R.S., Cokley, K.O., Hagg, H.K. (2020). Prevalence, Predictors, and Treatment of Impostor Syndrome: a Systematic Review. Journal of General Internal Medicine, 35(4), 1252-1275. DOI: 10.1007/s11606-019-05364-1 EDN: MOFWGI
21. Budi Santoso, P., Asbari, M., Siswanto, E., Fahmi, K. (2021). The Role of Job Satisfaction and Organizational Citizenship Behavior on Performance: Evidence from Indonesian Teachers.International Journal of Social and Management Studies, 1(1), 22-31. DOI: 10.5555/ijosmas.v1i1.2
22. Chiang, C.-F., Hsieh, T.-S. (2012). The impacts of perceived organizational support and psychological empowerment on job performance: The mediating effects of organizational citizenship behavior.International Journal of Hospitality Management, 31(1), 180-190. DOI: 10.1016/j.ijhm.2011.04.011
23. Cokley, K., Awad, G., Smith, L., Jackson, S., Awosogba, O., Hurst, A., Stone, S., Blondeau, L., Roberts, D. (2015). The roles of gender stigma consciousness, impostor phenomenon and academic self-concept in the academic outcomes of women and men. Sex Roles: A Journal of Research, 73(9-10), 414-426. DOI: 10.1007/s11199-015-0516-7
24. Koopmans, L., Bernaards, C.M., Hildebrandt, V.H., Schaufeli, W.B., de Vet Henrica, C.W., van der Beek, A.J. (2011). Conceptual frameworks of individual work performance: a systematic review. Journal of Occupational and Environmental Medicine, 53(8), 856-866. DOI: 10.1097/JOM.0b013e318226a763
25. Lee, H., Anderson, C.B., Yates, M.S., Chang, S., Chakraverty, D. (2022). Insights into the complexity of the impostor phenomenon among trainees and professionals in STEM and medicine. Current Psychology, 41(9), 5913-5924. DOI: 10.1007/s12144-020-01089-1 EDN: GKEDFM
26. Leonhardt, M., Bechtoldt, M.N., Rohrmann, S. (2017). All impostors aren’t alike - differentiating the impostor phenomenon. Frontiers in Psychology, (8), 1505.
27. Mak, K.K., Kleitman, S., Abbott, M.J. (2019). Impostor phenomenon measurement scales: A systematic review. Frontiers in Psychology,(10), 1-15. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00671
28. Metin, U.B., Taris, T.W., Peeters, M.C.W., Korpinen, M., Smrke, U., Razum, J., Kolářová, M., Baykova, R., Gaioshko, D. (2020). Validation of the Procrastination at Work Scale: A seven-language study. European Journal of Psychological Assessment, 36(5), 767-776. DOI: 10.1027/1015-5759/a000554 EDN: MSIITC
29. Metin, U.B., Taris, T.W., Peeters, M.C.W. (2016). Measuring procrastination at work and its associated workplace aspects. Personality and Individual Differences, (101), 254-263. DOI: 10.1016/j.paid.2016.06.006
30. Matthews, G., Clance, P.R. (1985). Treatment of the impostor phenomenon in psychotherapy clients. Psychotherapy in Private Practice, 3(1), 71-81. DOI: 10.1300/J294v03n01_09
31. Meurer, A.M., Costa, F. (2020). Behold the best and worst of me: the impostor phenomenon and academic behavior in the business area. Revista Contabilidade & Finanças, (31), 348-363. DOI: 10.1590/1808-057x201910370 EDN: BLSJNN ▼ Контекст
32. Nemteanu, M.S., Dabija, D.C. (2021). The Influence of Internal Marketing and Job Satisfaction on Task Performance and Counterproductive Work Behavior in an Emerging Market during the COVID-19 Pandemic.International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(7), 3670. DOI: 10.3390/ijerph18073670
33. Neureiter, M., Traut-Mattausch, E. (2016). An Inner Barrier to Career Development: Preconditions of the Impostor Phenomenon and Consequences for Career Development. Frontiers in Psychology, (7), 48. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00048
34. Parkman, A. (2016). The imposter phenomenon in higher education: Incidence and impact. Journal of Higher Education Theory and Practice, 16(1), 51-60.
35. Sambung, R. (2019). Job satisfaction on employee performance; Counterproductive work behavior and organizational citizenship behavior as mediations.International Journal of Economic Behavior and Organization, 7(3), 50-56. DOI: 10.11648/j.ijebo.20190703.12
36. Schubert, N., Bowker, A. (2017). Examining the impostor phenomenon in relation to self-esteem level and self-esteem instability. Current Psychology, (38), 749-755. DOI: 10.1007/s12144-017-9650-4
37. Sığırcıkoğlu, E.B., Güğerçin, U. (2022). The role of perceived organizational justice and job satisfaction in municipality employees’ cyberslacking behaviors. In: B. Akkaya, K. Jermsittiparsert, A. Gunsel, (eds.). Handbook of Research on Current Trends in Asian Economics, Business, and Administration, (pp. 366-383). Hershey: IGI Global. DOI: 10.4018/978-1-7998-8486-6.ch020
38. Thompson, T., Davis, H., Davidson, J. (1998). Attributional and affective responses of impostors to academic success and failure outcomes. Personality and Individual Differences, 25(2), 381-396. DOI: 10.1016/S0191-8869(98)00065-8
39. Thompson, T., Foreman, P., & Martin, F. (2000). Imposter fears and perfectionistic concern over mistakes. Personality and Individual Differences, 29(4), 629-647. DOI: 10.1016/S0191-8869(99)00218-4
40. Urien Angulo, B., Díez Valdés, V., Osca Segovia, A. (2018). Justice, satisfaction and counterproductive behaviour: A Job Demands-Resources (JD-R) theory study on social workers. Cuadernos de Trabajo Social, (32), 141-152. DOI: 10.5209/cuts.56882
41. Vergauwe, J., Wille, B., Feys, M., De Fruyt, F., Anseel, F. (2015). Fear of being exposed: The trait-relatedness of the impostor phenomenon and its relevance in the work context. Journal of Business and Psychology, 30(3), 565-581. DOI: 10.1007/s10869-014-9382-5 EDN: ZNTLFZ
42. Villwock, J.A., Sobin, L.B., Koester, L.A., & Harris, T.M. (2016). Impostor syndrome and burnout among American medical students: a pilot study.International Journal of Medical Education, (7), 364-369. DOI: 10.5116/ijme.5801.eac4
43. Want, J., Kleitman, S. (2006). Imposter phenomenon and self-handicapping: Links with parenting styles and self-confidence. Personality and Individual Differences, 40(5), 961-971. DOI: 10.1016/j.paid.2005.10.005
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность. Существует необходимость в разработке более совершенных методов диагностики и коррекции тревожности, так как в настоящее время существенное количество людей испытывает данное состояние.
Цель. В данной работе исследуется взаимосвязь между соотношением мощности бета- и альфа-ритмов (индекс концентрации), альфа-асимметрией в височных долях, субъективным уровнем личностной тревожности и уровнем стресса в спокойном состоянии и в условиях когнитивной нагрузки. Выборка. В исследовании приняли участие 38 здоровых испытуемых в возрасте от 21 до 47 лет (Md = 23,0, SD = 7,99, 24 женщиы).
Методы. Для определения уровня тревожности испытуемые заполняли опросники: шкала тревожности Спилбергера — Ханина и Пенсильванский опросник беспокойства. Регистрация электрической активности мозга осуществлялась на электроэнцефалографе Neiry Headband Pro. Когнитивная нагрузка вызывается с помощью словесно-цветового теста Струпа и его модификаций. Статистическая обработка данных проводилась с использованием инструментов описательной статистики, а также анализировался коэффициент корреляции Спирмена, T-критерий Вилкоксона.
Результаты. Было выявлено, что чем выше субъективные оценки тревожности, тем слабее растет индекс концентрации на этапах с когнитивными заданиями. Также при наличии в фоновом состоянии левосторонней альфа-асимметрии наблюдается увеличение субъективного уровня стресса на последующих этапах с когнитивной нагрузкой.
Выводы. Мобильные нейрофизиологические измерения могут быть эффективным средством для разработки методов ранней диагностики и индивидуализированного подхода в лечении тревожных расстройств.
Актуальность. В современном обществе повышается требовательность к профессионализму психологов, что отражается в инновационных тенденциях реформ высшего профессионального образования. В настоящее время в молодежной среде наблюдается сложная и противоречивая динамика. С одной стороны, происходят положительные сдвиги в области формирования профессиональной «Я-концепции» молодых специалистов. С другой стороны, наблюдается возрастание негативных социальных процессов: распространение иждивенческой позиции, потребительского отношения к жизни, раздвоение моральных норм и др. Соответственно, актуальными являются исследования, выявляющие предикторы профессиональной «Я-концепции» у будущих специалистов с целью совершенствования системы их профессиональной подготовки и воспитания.
Цель. Сравнение особенностей профессиональной «Я-концепции» у курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза, обучающихся по направлению «Психология».
Выборка. В исследовании приняли участие 59 студентов гражданского вуза и 50 курсантов военного вуза, обучающихся на третьем и четвертом курсах вуза по направлению «Психология» в возрасте от 20 до 26 лет.
Методы. Исследование проводилось с помощью методик: 1. «Якоря карьеры» Э. Шейна; 2. «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3. Методика изучения статуса профессиональной идентичности А. А. Азбель, адаптированной для студентов и курсантов вуза. Для выявления значимых различий между двумя группами применялся непараметрический критерий U-критерий Манна — Уитни (использовалась статистическая программа SPSS Statistics 26).
Результаты. В ходе эмпирического исследования были выявлены значимые статистические различия между группами по отдельным параметрам профессиональной «Я-концепции»: в выраженности отдельных карьерных ориентаций, в ценностных ориентациях и в статусе профессиональной идентичности.
Выводы. У студентов-психологов и курсантов-психологов особенности профессиональной «Я-концепции» различаются, что объясняется спецификой их обучения: у курсантов-психологов формируются карьерные ориентации и ценности, связанные с управлением, работой в коллективе, высокой активностью, мобильностью; у студентов-психологов карьерные ориентации часто направлены на предпринимательство.
Актуальность. Шкала стигмы ВИЧ -инфекции Б. Бергер (Berger HIV Stigma Scale, BHSS) является одной из самых известных среди инструментов измерения стигматизации ВИЧ -инфицированных. Российские специалисты использовали шкалу в эмпирических исследованиях, но до сих пор не адаптировали ее для русскоязычных респондентов.
Цель. Целью исследования является адаптация и оценка психометрических свойств русскоязычной краткой версии Шкалы стигмы ВИЧ -инфекции Б. Бергер (Berger HIV Stigma Scale-12, BHSS-12).
Выборка. Сбор данных был проведен в июне-июле 2024 года. В исследовании приняли участие 120 ВИЧ -инфицированных, в том числе 65 женщин и 55 мужчин в возрасте от 18 до 57 лет (М = 38,1; SD = 8,93).
Методы. Участники исследования заполнили анкету, содержащую русскоязычную версию BHSS-12, шкалу депрессии, тревоги и стресса (Depression, Anxiety and Stress Scale-21, DASS-21) и блок социально-демографических вопросов о поле, возрасте, образовании, наличии/отсутствии детей и партнеров/супругов, наличии/отсутствии СПИ Да, посещении СПИ Д-центра и длительности заболевания.
Результаты. Анализ данных показал четырехфакторную структуру русскоязычной версии BHSS-12, совпадающую со структурой оригинального инструмента и подтверждающую факторную валидность адаптированной шкалы. Показатели α Кронбаха составили значения 0,816, 0,794, 0,819 и 0,797 для подшкал «Персонализированная стигма», «Раскрытие информации», «Отношение общественности» и «Негативная самооценка», соответственно, что подтверждает внутреннюю надежность русскоязычной версии BHSS-12. Стигма ВИЧ -инфекции оказалась статистически значимо позитивно взаимосвязанной с депрессией, тревогой, стрессом и общим психологическим дистрессом, что свидетельствует в пользу конвергентной валидности адаптированной шкалы. ВИЧ -инфицированные более старшего возраста имели наиболее высокие баллы по подшкале «Отношение общественности». Участники исследования, не состоящие в партнерских/супружеских отношениях, набрали наиболее высокие баллы по подшкалам «Отношение общественности» и «Негативная самооценка».
Выводы. Русскоязычная версия BHSS-12 надежна и валидна, в связи с чем может быть рекомендована в качестве диагностического инструмента для изучения стигмы ВИЧ -инфекции у русскоязычных респондентов.
Актуальность. Технологии виртуальной реальности (ВР) находят свое применение в различных областях жизнедеятельности человека, однако их использование часто сопряжено с возникновением симуляторного расстройства (СР). На сегодняшний день нет единого мнения относительно механизмов возникновения СР и факторов, влияющих на его выраженность. Особый интерес представляет его рассмотрение с учетом характера действий, выполняемых пользователем в виртуальной среде.
Цель. Изучить влияние ведущего уровня построения двигательного навыка в виртуальной реальности на выраженность симуляторного расстройства. Выборка. 40 человек (18 женщин и 22 мужчины) в возрасте от 19 до 46 лет (Мвозраст = 24, SD = 9,197). Участники были проинформированы о возможных кратковременных негативных последствиях участия в эксперименте и дали на него добровольное согласие.
Методы. Две группы участников эксперимента после предварительного тестирования в течение трех дней обучались выполнению определенных типов движений в виртуальной среде с последующим повторным тестированием. Группы различались направленностью тренировочной серии — на выполнение поворотов собственного тела (уровень пространственного поля, «группа C») или на управление вращением элементов окружения (уровень предметных действий, «группа D»). Оба движения выполнялись контроллером при максимально схожей зрительной стимуляции. Выраженность СР оценивалась по психофизиологическим (ЧСС, теппинг-тест), когнитивным (обратный счет с вычитанием) и субъективным (опросник «Симуляторные расстройства» и субъективное шкалирование) показателям.
Результаты. Показано, что проявления и интенсивность СР связаны со сформированностью навыка определенного типа движений в виртуальной среде. Участники группы C продемонстрировали более выраженное СР в начале тренировочной серии, чем участники группы D. Однако в тестировании после серии тренировок выраженность СР по всем показателям в условиях пассивного наблюдения вращающейся стимуляции и решения задачи уровня пространственного поля у этой группы была значимо ниже, чем у группы D.
Выводы. Сформированность движения на ведущем уровне пространственного поля обуславливает меньшую выраженность СР в виртуальной реальности, чем сформированность навыка на ведущем уровне предметного действия. Изучение СР с позиции теории уровней построения движения способствует более полному объяснению формирования данного явления.
Актуальность. Обращение к проблеме рождения Пушкина-читателя актуально в историко-культурном аспекте для выявления генезиса его творчества, в историко-психологическом и общепсихологическом — для уточнения и расширения факторов, участвующих в становлении гения, а также в педагогическом — в целях преодоления кризиса чтения конца XX — начала XXI в.
Цель. Представить опыт психологического анализа ранней читательской биографии Пушкина, выявить роль чтения как одного из факторов, способствующих развитию и формированию гениальности поэта.
Методы. Использован ретроспективный и историко-биографический методы, а также анализ продуктов творчества поэта.
Результаты. В ранней читательской биографии Пушкина выделено три периода: 1) 1799–1803 гг. («предчтение») — младенчество и раннее детство, во время которых приобретается опыт слушания Пушкиным-ребенком малых жанров фольклора, происходит овладение речью как предпосылкой будущего навыка чтения; 2) 1804–1806 гг. — раннее обучение чтению и первый самостоятельный опыт в чтении; 3) 1807–1811 — «охота к чтению» (А. С. П ушкин), роль отцовской библиотеки в читательской биографии поэта. Выявлены основные черты читательского развития Пушкина в детстве (ускоренное развитие, двуязычие, широта читательских интересов, инициативность, одержимость чтением, связь с ранним поэтическим опытом).
Выводы. Расширено представление о социальных факторах, влияющих на развитие и реализацию личности гения в ранние годы. К таким факторам, в частности, относится «фактор чтения», который совместно с другими (благоприятный историкокультурный контекст, роль литературно одаренной семьи С. Л. и Н. О. Пушкиных и ближайшего окружения) и при обязательном действии генетического фактора, участвует в становлении пушкинского гения.
Актуальность. На фоне трансформации гражданского самосознания в период социальной нестабильности государство обращается к активности граждан, и многие граждане готовы и стремятся проявить активность для преобразования жизненного пространства. С другой стороны, не все склонны к такого рода активности. В силу этого важным является выявление ценностей личности, способствующих просоциальной активности.
Цель. В работе изучалось различие ценностной сферы (десять базовых ценностей по Ш. Шварцу) у студентов вузов, вовлеченных в волонтерское движение и не участвующих в нем.
Выборка. Участники исследования: студенты Тюменского государственного и Курганского государственного университетов, обучающиеся по направлению «Психология»: 172 человека (32 юноши, 140 девушек) от 18 до 39 лет (Мвозраст= 21,25; SD = 3,96).
Методы. Опросник ценностей Ш. Шварца (в адаптации В. Н. Карандашева). Скрининговый опрос: пол, возраст, наличие/отсутствие опыта занятий волонтерской деятельностью, вид волонтерской деятельности. Наличие и характер различий проверялись посредством двухвыборочного критерия Колмогорова — Смирнова.
Результаты. Студенты, участвующие в волонтерской деятельности и не участвующие в ней, обладают схожей структурой ценностей личности, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. На уровне нормативных идеалов наиболее значимыми выступают ценности универсализма, самостоятельности и доброты, на уровне индивидуальных приоритетов — ценность безопасности. Статистически значимые различия студентов-волонтеров от тех, кто волонтерской деятельностью не занимается, состоит в выраженности ценности доброты на уровне нормативных идеалов и ценности традиции на уровне индивидуальных приоритетов.
Выводы. Существуют различия в структуре индивидуальных предпочтений и нормативных идеалов ценностей у студентов, которые вовлечены в волонтерское движение и не участвующих в нем. Основные различия заключаются в ценностях доброты, которые более выражены у студентов, участвующих в волонтерской деятельности.
Актуальность. Актуальность исследования мотивации волонтерства молодежи обусловлена высоким значением добровольческой активности как с точки зрения фактического результата — оказания помощи нуждающимся, так и в аспекте позитивного личностного развития участников добровольческого движения.
Цель. Целью исследования было изучение характера мотивации волонтерской деятельности молодежи с учетом кросс-культурной специфики на примере двух стран — Российской Федерации и Республики Азербайджан.
Выборка. Выборка участников исследования составила 156 студентов в возрасте от 19 до 25 лет (M = 20,9; SD = 1,92) из России и Азербайджана, обучающихся в вузах на дневном отделении. Российская выборка составила 81 человек, группа респондентов из Азербайджана — 75 человек.
Методы. Были использованы методики — опросник мотивации волонтерской деятельности Клери в адаптации Молчанова С. В., Алмазовой О. В., Поскребышевой Н. Н., авторская методика оценки личностных качеств типичного волонтера Молчанова С. В., Алмазовой О. В., Поскребышевой Н. Н., анкета, направленная на выявление опыта волонтерской деятельности респондентов, Молчанова С. В., Алмазовой О. В., Поскребышевой Н. Н.
Результаты. Сравнительное исследование кросс-культурных различий мотивации волонтерской деятельности молодежи России и Азербайджана обнаружило как сходство, так и различия мотивации. Сходство нашло отражение в высокой значимости мотивации волонтерства как ценности и источника компетенций и низкой значимости волонтерства как способа психологической защиты. Различия в том, что оценки «волонтерства как карьерной возможности» и «волонтерства как социальной функции» у студентов Азербайджана значимо выше, чем у молодых людей из России. Исследование мотивации волонтерства у групп молодежи, имеющих и не имеющих опыта участия в добровольческой активности, подтверждает установленную ранее связь опыта волонтерства с особенностями его мотивации.
Выводы. Полученные результаты в целом подтвердили выдвинутые гипотезы. Кросс-культурные различия в мотивации волонтерства заключаются в большей значимости мотивации карьерных возможностей и социальной функции волонтерства у азербайджанской молодежи, по сравнению с российской. Проведенное исследование обнаружило, что опыт волонтерской деятельности приводит к возрастанию сходства мотивации участия молодежи в добровольческой активности.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/