В статье рассмотрена правовая природа ассоциаций территориального общественного самоуправления и обобщена практика их организации и деятельности; исследовано взаимодействие ассоциаций и органов публичной власти, местного самоуправления в разрезе федеральных округов; выявлены региональные особенности формирования и деятельности ассоциаций территориального общественного самоуправления; изучены и рассмотрены правовые акты, регламентирующие деятельность ассоциаций, и их уставные документы, а также направления и виды деятельности ассоциаций; рассмотрена судебная практика по спорам с участием ассоциаций. Показана роль ассоциаций территориального общественного самоуправления в консолидации локальных и местных сообществ и приобщении их к решению задач развития территорий; систематизированы направления деятельности региональных ассоциаций территориального общественного самоуправления. Отражены общие подходы ассоциаций территориального общественного самоуправления в вопросах вовлечения сообществ в решение задач развития территорий, некоторые из которых могут быть отражены в модельных правовых актах.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.35266/2949-3455-2024-2-10
Автор полагает, что эффективность участия ТОС в реализации государственных и муниципальных программ обусловлена не только его собственной активностью, но и сложившейся системой взаимодействия с иными участниками процесса стратегического планирования.
Список литературы
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации (с изм. и доп.) : федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // СЗ РФ. 30.06.2014. № 26 (часть I). Cт. 3378. Доступ из СПС «Гарант».
2. Градостроительный кодекс РФ ( ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ. 03.01.2005. № 1 (часть I). Ст. 16. Доступ из СПС «Гарант».
3. Вовлечение россиян в преобразование городской среды. URL: https:/ национальныепроекты.рф/opportunities/vserossiyskoe-onlayn golosovanie-za-obektyblagoustroystv (дата обращения: 07.01.2024).
4. Проект по поддержке местных инициатив в Кировской области // Правительство Кировской области : офиц. сайт. URL: https://www.kirovreg.ru/social/ppmi (дата обращения: 07.01.2024).
5. Конкурсный отбор ППМИ-2022. Ранжированный список «Города». URL: https://www.socialkirov.ru/files/SocialKirovDocs/Соцпортал Проект%20по%20поддержке%20местных%20инициатив Реализация%20проект/2022/Конкурс%20городов.%20ППМИ-2022_февраль%202022.pdf ( дата обращения: 07.01.2024).
6. Один клик на «Госуслугах»: граждане смогут участвовать в проектах развития и благоустройства // Агентство стратегических инициатив : офиц. сайт. URL: https://asi.ru/news/197895 (дата обращения: 04.01.2024).
7. Кокотова М. А. Социально-правовая природа ассоциаций, объединяющих граждан исходя из места их проживания // Муниципалитет: Экономика и управление. 2023. № 4. C. 58-64. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2023-4-58-64.
8. Воропанов В. А., Бурянина О. А., Бушуева Т. Н. Организация местных сообществ как способ повышения гражданской активности и развития территорий муниципальных образований (на примере Челябинской области) // Социум и власть. 2022. № 3. C. 46-55. https://doi.org/10.22394/1996 0522-2022-3-46-55.
9. Сурдина А. В., Максимов М. И. Организация деятельности в общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020) : сб. ст. национал. (всерос.) науч.-практич. конф., 29‒30 октября 2020 г., г. Москва. М. : Русайнс, 2020. С. 215-230.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12.01.1996 № 7 ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145. Доступ из СПС «Гарант».
12. Действующие Ассоциации территориального общественного самоуправления по состоянию на январь 2024 года с учетом данных из Реестра некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust. gov.ru/ru/pages/reestr nekommercheskih-organizacij/(дата обращения: 07.01.2024).
13. Общероссийская ассамблея развития территорий и общественного самоуправления. URL: https://oatos.ru/delo (дата обращения: 07.01.2024).
14. Устав Ассоциации территориального общественного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Коми. URL: https://vk.com/s/v1/doc/GFy18Mv-VCxHmwtX0s0feKcwSd1xBOIhAYqD6MzNvBNTw-i8J7ko (дата обращения: 15.01.2024).
15. О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Мурманской области : закон Мурманской области от 08.11.2019 № 2425-01-ЗМО. Доступ из СПС «Гарант».
16. Об утверждении Концепции развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2025 года постановление Правительства Архангельской области от 22.03.2023 № 265-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/2900202303240003 (дата обращения: 15.01.2024).
17. Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования : постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006 № 2263-П. Доступ из СПС «Гарант».
18. Об учреждении Памятного знака Законодательного Собрания Краснодарского края «За активное участие в территориальном общественном самоуправлении» (с изм. и доп.)» : постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 29.01.2020 № 1561-П. Доступ из СПС «Гарант».
19. Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Пензы от 02.12.2019 по делу № 5-436/2019. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района г. Твери от 13.07.2016 года по делу № 5 467/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2019 по делу № А65-13223/2019. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/c8b48fd3-9c24-420d-ad79 c02c05309401/2ff13198-0488-4631-8e40-bfd4a0f261fc/A65-13223 2019_20190708_ Reshenie_v_vide_rezoljutivnoj_chasti_(st._229_APK).pdf isAddStamp=True (дата обращения: 04.04.2024).
22. Шугрина Е. С. Судебная практика по вопросам, связанным с созданием и ликвидацией территориального общественного самоуправления. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/48966 sudebnayapraktika-voprosam-svyazannym-sozdaniem-likvidaciej territorialnogo (дата обращения: 02.03.2024).
23. Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций : приказ Минюста России от 30.06.2023 № 163. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
24. Общественное самоуправление ( ТОС, Советы территорий). URL: https://admrzn.ru/napravleniyadeyatelnosti/sotsialnaya politika/obshchestvennoesamoupravlenie-tos-sovety-territoriy/ (дата обращения: 01.04.2024).
25. Проект Ассоциации ТОС « Хлеб насущный». URL: https://vk.com/khleb_nasushchnyy (дата обращения: 06.04.2024).
26. Ассоциация ТОС Ульяновской области. URL: http://www.astos73.ru/shkola-obshchestvennogoekologicheskogo inspektora-ulyanovskoj-oblasti/ (дата обращения: 06.12.2023).
27. Ассоциация территориального общественного самоуправления «Регион 23». URL: https://toskrasnodar.tilda.ws/services (дата обращения: 01.04.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Зная содержание и характер когнитивных ошибок, мы можем влиять на совершенствование подхода к освещению информации о преступлениях террористической направленности. Понимание когнитивных искажений в восприятии реальности поможет и в мониторинге статистики указанных деяний. В анализе восприятия обществом угроз террористического характера выявлена необходимость размышлений о непредвзятости и последовательности информации о совершенных преступлениях. Идея оценить психологию познания в отношении террористических угроз появилась в силу нарушений объективной реальности, спровоцированной особенностями трансляции данных о совершенных преступлениях, конструктивных свойств нормативных запретов и оценки открытых статистических данных. Целью данной работы выступает потребность в формировании в обществе неискаженных объективных данных о преступности террористической направленности.
Автором проанализированы статистические сведения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по частям 4 и 6 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2022 год (статистические данные за 2023 год отсутствуют). На основе полученных выводов формулируются теоретические положения, расширяющие и актуализирующие имеющиеся научные знания о личности преступника, совершившего преступление, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ. Автором проведен актуальный анализ основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаков (в контексте наказания) осужденных за преступления, предусмотренные частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ, что позволяет актуализировать криминологический портрет личности преступника, совершившего преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта. Автором проведен сравнительный анализ осужденных по исследуемой статье исходя из данных, полученных автором в ранее опубликованном исследовании в июне 2020 года, с актуальными данными, в том числе в вопросе избираемой меры ответственности к осужденным.
Одной из глобальных мировых тенденций является формирование городских агломераций – крупных сложносоставных территориальных формирований. В практике управления городскими агломерациями в современных демократических государствах успешно применяются механизмы межмуниципального сотрудничества как основного элемента кооперации муниципальных образований. Вместе с тем институт межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации развит слабо и не позволяет муниципалитетам решать вопросы местного значения совместно путем передачи полномочий и ресурсов между муниципальными образованиями городской агломерации. В связи с этим в настоящей статье проводится исследование перспектив развития правового регулирования особых форм межмуниципального сотрудничества в городских агломерациях, характерной особенностью которого является передача полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальными образованиями, входящими в состав агломерации.
По показателям, характеризующим уровень развития малого бизнеса, Россия отстает от развитых стран мира. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны особенно возрастают в нынешних условиях экономической нестабильности, вызванной усилением санкционного давления со стороны Запада с целью ослабить экономику страны. Предмет исследования – действующая система налогообложения малого и среднего бизнеса. Цель исследования – оценка эффективности применяемых специальных налоговых режимов, изменений, внесенных в них после отмены единого налога на вмененный доход. Задача исследования – выявить преимущества и недостатки применяемых налоговых режимов. В исследовании использованы: анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный метод и др. Установленные законодательством критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, в том числе позволяющие применять специальные налоговые режимы и др., автором рассматриваются с учетом фактически сложившихся показателей. Исследованием установлено, что в практике налогообложения малого бизнеса имеются проблемы, на разрешение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства.
Статья посвящена анализу банковских рисков, возникающих в условиях перехода к устойчивому развитию (Environmental, Social, and Governance риски, ESG-риски). В ходе исследования были рассмотрены основные экологические, социальные и управленческие факторы (ESG-факторы) и риски, которые возникают при их интеграции. Установлено, что на сегодняшний день в российской практике прослеживается слабая разработанность механизмов по контролю и мониторингу таких рисков, что, при их проявлении, может привести к снижению финансовых показателей кредитной организации. В связи с этим на первоначальных этапах интеграции ESG-факторов рекомендуется прибегнуть к одному из способов упрощенной системы мониторинга: учитывать ESG-риски в системе текущих рисков либо использовать инструменты стресс-тестов ESG-рисков. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего развития теоретических и эмпирических разработок по вопросам, которые связаны с интеграцией ESG-факторов.
Имеющиеся методики идентификации субъектов теневой экономики позволяют проводить качественный анализ текущей ситуации на региональном уровне. Даже при успешном применении на определенном субъекте модель исследования может быстро терять свою актуальность. Это связано с техническим прогрессом, обновлением правового поля и изменением общего подхода к управлению хозяйствующими субъектами. Вторым аспектом снижения эффективности ранее применяемых расчетов является то, что бóльшая часть предприятий комбинирует легальные и нелегальные способы ведения финансовой деятельности, ориентируется на индикативные показатели отдельной отрасли или региона. В работе представлен обзор методов статистического наблюдения за деятельностью предприятий и субъектов, которые позволяют выявить признаки теневой экономической активности, определить наиболее проблемные отрасли региона, оценить ущерб, наносимый его благосостоянию. Формирование индикаторов осуществляется на основе анализа официально публикуемых статистических данных, что позволяет определить долю предприятий, проявляющих теневую активность. Обзор существующих моделей позволит правильно определить методику, подходящую под заданные условия исследования, выявить субъекты, применяющие схемы ухода от налогообложения, в том числе использующие труд нелегальных работников. Успешное оперирование моделями обеспечит верный научный подход, создаст основу для получения качественных результатов анализа.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900