В данной научно-теоретической работе представлена концепция модульной тормозной системы низкого давления для железнодорожного подвижного состава. Эта система предназначена для эффективного регулирования скорости движения и надежного удержания состава на месте в течение длительного времени. Проведен анализ существующих тормозных систем, используемых в современных грузопассажирских перевозках. Рассмотрено их историческое развитие, выявленные недостатки и современные подходы к модернизации, применяемые различными производителями. Разработанная тормозная система получила название «модульная тормозная система» (МТС). Она отличается использованием для создания тормозного нажатия мощной сжатой пружины, а ее поворотом достигается плавное изменение тормозной силы. Существенное преимущество МТС — работа при пониженном давлении. Это не только снижает интенсивность износа компрессорного оборудования, что приводит к уменьшению эксплуатационных расходов, но и способствует существенной экономии энергоресурсов, что полностью соответствует современным мировым тенденциям в области энергосбережения. Модульная конструкция системы обеспечивает возможность интеграции в существующие системы как грузового, так и пассажирского подвижного состава. При этом сохраняется важная функция автоматического срабатывания в случае несанкционированного расцепления вагонов, что гарантирует высокий уровень безопасности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Машиностроение
В последнее время активно развиваются технологии, направленные на переход железнодорожного транспорта с ископаемого топлива на более экологичные источники энергии. Особое внимание уделяется таким аспектам, как энергоэффективность, упрощение конструкций, снижение затрат на обслуживание и уменьшение уровня шума.
Список литературы
1. Галай, Э.И. Тормозные системы железнодорожного транспорта. Конструкция тормозного оборудования: учеб. пособие / Э.И. Галай, Е.Э. Галай; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2010. - 315 с.
2. Patent US656516A. Air-brake: publ. date 21.08.1900 / Clark F.L.; applicant WESTINGHOUSE AIR BRAKE CO. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/002725085/publication/US656516A?q=pn%3DUS656516A (date of access: 01.08.2024).
3. Patent US687773A. Air-brake: publ. date 03.12.1901 / Noyes H.F.; applicant WESTINGHOUSE AIR BRAKE CO. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/002756315/publication/US687773A?q=pn%3DUS687773A (date of access: 01.08.2024).
4. Patent CA3116439A. Pneumatic brake for a rail vehicle: publ. date 23.04.2020 / Hormann C., Schneider H.; applicant Siemens Mobility Austria GmbH. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/068072325/publication/CA3116439A1?q=CA3116439A (date of access: 01.08.2024).
5. Patent CN201680070814A. Compressed air brake device for a rail vehicle with a direct, electropneumatic brake: publ. date: 17.07.2018 / Reinicke S., Mauder M., Wiesand M.; applicant SIEMENS AG. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/057460492/publication/CN108290560A?q=CN201680070814A (date of access: 01.08.2024).
6. Патент RU 2661175 C1. Электропневматический тормоз вагонотолкателя (варианты): заявлено 29.03.2017: опубл. 12.07.2018 / Смирнов В.П., Одиноков О.И., Рошинец О.И; заявитель ПромТехТранс. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37377134 (дата доступа: 01.08.2024).
7. Patent EP2017056482W. Brake system, rail vehicle having a brake system, and method for operating a brake system: publ. date: 05.10.2017 / Lichterfeld J.P., Wernert H.; applicant SIEMENS MOBILITY GMBH. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/058461271/publication/WO2017167592A1?q=EP2017056482W (date of access: 01.08.2024).
8. Smart and electrified: brakes for the train of the future // Knorr-Bremse. - URL: https://www.knorr-bremse.com/en/magazine/smart-and-electrified-brakes-for-the-train-of-the-future.json (date of access: 01.08.2024).
9. Die Elektro-Mechanische Bremse: Elektrisch bremsen per Brake-by-wire // Rail Vehicle Systems. - URL: https://rail.knorr-bremse.com/media/test_e/6400_publications/6420_fachliteratur/em_bremse_tagung_graz/zevrail_em_brake_2023_de.pdf (date of access: 01.08.2024).
10. Patent EP 21212588. Electromechanical brake actuator, brake system having the electromechanical brake actuator and method for operating the electromechanical brake actuator: publ. date: 07.06.2023 / Barath G.; applicant KNORR BREMSE SYSTEME. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/078822479/publication/EP4190648A1?q=EP21212588A (date of access: 01.08.2024).
11. Patent EP 22173501A. Brake system of a railway vehicle, railway vehicle, and method for operating the brake system: publ. date: 22.11.2023 / Kremer M.; applicant KNORR BREMSE SYSTEME. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/081748691/publication/EP4279344A1?q=EP22173501A (date of access: 01.08.2024).
12. Patent CN 201880056138A. Electro-mechanical brake actuator with internal power electronics unit and energy store: publ. date: 21.04.2020 / Mosbach C., Elstorpff M.-G., Muller C., Sussmann A.; applicant KNORR BREMSE SYSTEME. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/063490418/publication/CN111051166A?q=CN201880056138A (date of access: 01.08.2024).
13. Das neue druckluftfreie Bremssystem der Siemens Bremse // SIEMENS. - URL: https://assets.new.siemens.com/siemens/assets/api/uuid:1ebea61e-1fa7-4d30-ae52-562318c7e516/Beleg-pdf-Beitrag-EI-9-21-61-63-Lichterfeld-Steinfelder.pdf (date of access: 01.08.2024).
14. Patent CN 202020009019U. Railway vehicle electromechanical brake system: publ. date: 04.09.2020 / Miao F., Hu B., Lyu Y., Yang L., Luo K.; applicant CRRC QINGDAO SIFANG ROLLING STOCK RES INST CO LTD. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/072276039/publication/CN211417237U?q=CN202020009019U (date of access: 01.08.2024).
15. Patent CN 202010843018A. Rail vehicle electromechanical brake system: publ. date: 20.11.2020 / Sun H., Wang Y., Lu J., Wang Q.; applicant CRRC NANJING PUZHEN HAITAI BRAKE EQUIPMENT CO LTD. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/073388721/publication/CN111959466A?q=CN202010843018A (date of access: 01.08.2024).
16. Patent CN 202020584234U. Electromechanical brake and brake system: publ. date: 17.11.2020 / Ma F., Lin H., Miao F., Li J., Hao B., Wang S.; applicant CRRC QINGDAO SIFANG ROLLING STOCK RES INST CO LTD. - URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/073164671/publication/CN211951276U?q=CN202020584234U (date of access: 01.08.2024).
17. Report on the budgetary and financial management 2022. Europe’s Rail Joint Undertaking // European Parliament. - European Parliament: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/269930/Europe’s%20Rail%20JU_%20RBFM%202022.pdf (date of access: 31.01.2024).
18. Быковский, Е.В. Обоснование применения модульной тормозной системы / Е.В. Быковский / Инновационное развитие транспортного и строительного комплексов: материалы междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию БелИИЖТа - БелГУТа, Гомель, 16-17 ноября 2023 г.: в 2 ч. / М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, БелЖД, БелГУТ. - Гомель, 2023. - Ч. 1. - С. 17-18.
19. Simulation study on friction and wear law of brake pad in high-power disc brake / S. Zhang, Q. Hao, Y. Liu [et al.] // Mathematical Problems in Engineering. - 2019. - Vol. 2019, iss. 1. -. DOI: 10.1155/2019/6250694
20. Wear-friction properties of friction pairs in disc-pad brakes / M. Kindrachuk, D. Volchenko, N. Fidrovska [et al.] // EasternEuropean Journal of Enterprise Technologies. - Vol. 4, no. 12(124). - P. 56-61. -. DOI: 10.15587/1729-4061.2023.285699
21. Полезная модель BY 12735. Гидравлическая тормозная система транспортного средства: заявлено 05.10.2020:01.10. опубл. 01.10.2021 / Юницкий А.Э., Зайцев А.Д., Сосинович С.В., Немаровский Ю.В.; заявитель ЗАО “Струнные технологии”. - URL: https://ust.inc/img/12735.pdf.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены глобальные и региональные тенденции развития аккумуляторного рынка с акцентом на сегмент систем накопления электроэнергии (СНЭЭ, ESS), стартерные и тяговые аккумуляторные батареи (АКБ). Особое внимание уделено оценке динамики рынка и рыночным драйверам. Отдельно рассмотрены перспективы развития рынка аккумуляторов в СНГ и Беларуси, а также стратегия перехода к инновационным и энергоэффективным решениям холдинга 1AKGROUP как крупнейшего белорусского производителя аккумуляторных батарей.
В работе предложен сопряженный алгоритм, представляющий собой комбинацию метода конечных элементов (МКЭ) и метода блочных элементов (МБЭ), для моделирования механического поведения массивов горных пород в окрестности глубоких подземных сооружений. МКЭ используется для расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) вмещающего массива горных пород и выявления зон предельного состояния (ПС) в окрестности подземного сооружения посредством использования комплексного критерия предельного состояния. В таких зонах в дальнейшем применяется МБЭ для моделирования механического состояния области массива дискретной структуры с использованием деформируемых блочных элементов, что позволяет точно описывать локализованные зоны нарушения сплошности в массиве (разрушения, сдвигов и вывалов породных масс). Эффективность алгоритма подтверждена численным решением двух классических задач геомеханики: задачи об устойчивости одиночной выработки и задачи моделирования обрушения породных масс при ведении горных работ лавами применительно к месторождениям калийных солей Беларуси. Верификация результатов моделирования данными натурных замеров показала погрешность 5–17 % в количественных показателях при адекватном качественном повторении исследуемых геомеханических процессов. Среди преимуществ разработанного алгоритма учет неоднородности породных массивов (за счет использования методов механики дискретных сред), экономия вычислительных и временных ресурсов при проведении численных расчетов.
Выполнены расчеты и проведен анализ их результатов для случаев изо- и неизотермического вязкоупруго-вязкопластического и вязкоупругопластического изгибного деформирования цилиндрических панелей из стеклопластика, имеющих прямоугольную удлиненную форму в плане. Сравниваются пологие оболочки с традиционной 2D-структурой армирования и с пространственной 4D-структурой при одинаковом расходе волокон. Стеклопластиковые конструкции жестко закреплены по всей кромке и фронтально нагружаются избыточным кратковременным давлением высокой интенсивности со стороны вогнутой или выпуклой лицевой поверхности. Продемонстрировано, что в процессе осцилляций при отсутствии внешних источников тепла немеханического происхождения температура достигает таких пиковых значений, которые всего на 8–17 °C больше температуры естественного состояния композитной панели. Стабилизированные максимальные значения температуры (после затухания осцилляций конструкции) всего на 3–10 °C превосходят температуру естественного состояния. Пологие оболочки с 4D-структурой армирования нагреваются несколько больше, чем конструкции с 2D-структурой. Показано, что, несмотря на столь незначительный нагрев, расчет неупругой динамики таких панелей обязательно нужно проводить, учитывая не только чувствительность пластических свойств их компонентов композиции к скорости деформирования, но и температурный отклик. Продемонстрировано, что при динамическом нагружении искривленной панели со стороны любой из лицевых поверхностей в процессе осцилляций она прощелкивает в сторону вогнутости. В результате чего после затухания колебаний удлиненная цилиндрическая стеклопластиковая панель приобретает гофрированную форму со складками, ориентированными в продольном направлении. Показано, что в относительно тонкой пологой оболочке замена 2D-структуры армирования на пространственную 4D-структуру является неэффективной.
В данной работе представлены результаты новаторского исследования, направленного на повышение эффективности жидкостных подшипников скольжения путем применения кавитационно-волновой технологии обработки смазочной среды. Описана уникальная методика создания газогидродинамического потока в специально разработанном модельном устройстве, имитирующем гидродинамическую канавку упорного подшипника скольжения. Эта модель позволила детально изучить процессы, происходящие в подшипнике при воздействии кавитации. В ходе экспериментов были установлены важные закономерности, характеризующие изменения структуры газожидкостных потоков, распределение статического давления (разряжения) вдоль канала, расход смазки и интенсивность звуковых колебаний. Исследовано влияние таких параметров, как входное давление, расход балластной жидкости и подача воздуха в систему. Проведенный анализ позволил определить оптимальные значения этих параметров для достижения наилучших характеристик смазочного слоя. Результаты показали, что существует определенный, оптимальный для данной конструкции уровень входного давления, расхода балластной жидкости и воздуха, при котором статическое давление газожидкостной среды в канале модельного устройства распределено наиболее равномерно по длине, а звуковые колебания, отражающие эрозионное воздействие кавитации, достигают минимальных значений. Важным наблюдением стал эффект отсутствия снижения расхода жидкости при возникновении кавитации и введении балластной воды и воздуха. Это открывает перспективы применения искусственной кавитации и воды в качестве смазки для повышения работоспособности жидкостных подшипников скольжения, что может превзойти традиционные методы смазывания и материалы. Полученные данные являются основой для дальнейших исследований в области разработки подшипников с улучшенными характеристиками
В данной работе представлена математическая модель для анализа работы модифицированного радиального подшипника скольжения, функционирующего на истинно-вязком смазочном материале. Модифицированная конструкция подшипника отличается нестандартным профилем опоры подшипниковой втулки и наличием полимерного покрытия с осевой канавкой на поверхности вала. Разработанная математическая модель учитывает ключевые факторы, влияющие на работу подшипника: вязкость смазочного материала, параметры конструкции подшипника (включая геометрические характеристики полимерного покрытия с канавками и форму опорного профиля втулки), а также влияние тепловых и механических нагрузок на величину рабочего зазора. Для моделирования гидродинамических процессов в смазочном слое использованы методы вычислительной гидродинамики и численные методы, позволившие получить детальные данные о распределении давления и скорости. В основе математической модели лежат уравнение движения жидкого смазочного материала в приближении «тонкого слоя» и уравнение неразрывности. Валидация модели проведена путем сопоставления результатов расчетов с данными лабораторных испытаний, что подтверждает ее адекватность и применимость для анализа и оптимизации характеристик подобных подшипниковых узлов. Результаты исследования подчеркивают значительную роль ширины канавки в полимерном покрытии и адаптации профиля опорной поверхности под реальные условия эксплуатации. Полученные данные могут быть использованы для проектирования и оптимизации подшипниковых узлов с улучшенными характеристиками трения.
Для повышения эффективности методов электролитно-плазменной обработки разработаны режимы, основанные на использовании управляемых импульсов. Режимы реализуются за счет чередования импульсов высокого напряжения, соответствующего электролитно-плазменной области, и бестоковых пауз между ними. В начальный момент включения импульса высокого напряжения действует электрохимический процесс (в стадии формирования парогазовой оболочки). Повышение эффективности импульсного процесса достигается за счет интенсивного съема металла при протекании электрохимического процесса и оптимизации продолжительности электролитно-плазменного процесса, при котором обеспечивается высокое качество поверхности. По результатам исследований установлено, что разработанный импульсный метод за счет совмещения преимуществ как электролитно-плазменного, так и электрохимического процессов обеспечивает формирование поверхности с более гладким и пологим профилем микронеровностей по сравнению с традиционной электролитно-плазменной обработкой на постоянном токе. Наличие электрохимической составляющей приводит к преимущественному растворению высоких выступов и интенсивному сглаживанию неровностей, что способствует снижению угла наклона профиля и уменьшению количества выступов на единицу длины (параметр HSC). Акцентированное растворение выступов в импульсном процессе, по сравнению с обработкой на постоянном токе, подтверждается динамикой изменения параметра Rsk, определяющего асимметричность профиля (преобладание выступов или впадин) — для импульсного режима параметр Rsk выше, что свидетельствует о более интенсивном сглаживании выступов.
В статье предложена и верифицирована концепция системы типа Component-in-the-Loop (CiL), предназначенной для лабораторных виртуально-физических испытаний автомобильных комбинированных (гибридных) энергоустановок (КЭУ). Особенностью концепции является модульная архитектура с унифицированными способами взаимодействия между физической и виртуальной частями системы, а также между виртуальными компонентами. Основу виртуальной части CiL-системы составляет модель трансмиссии, тип которой может быть выбран в зависимости от схемы исследуемой энергоустановки. Взаимодействуя с установленными на стенде силовыми агрегатами посредством динамометров, модель согласует их нагрузочные режимы в соответствии с имитируемыми режимами функционирования КЭУ и движения автомобиля. Данный подход позволяет строить масштабируемые CiL-системы для энергоустановок с произвольным числом агрегатов. Верификация концепции выполнена посредством вычислительных экспериментов с математической моделью CiL-системы на основе КЭУ Toyota Hybrid System с двухпоточной бесступенчатой трансмиссией. Результаты моделирования показывают, что CiL-система адекватно воспроизводит работу КЭУ в заданных режимах движения автомобиля, а ее управляющая структура функционирует в соответствии с заложенными принципами и является устойчивой.
Рассматриваются математические и компьютерные модели, которые могут быть использованы при анализе долговечности элементов тормозных систем железнодорожного подвижного состава и систем «токоприемник - контактный провод». Представлена теоретическая модель, позволяющая оценивать значения температур, возникающих в элементах конструкции колодочного тормоза при длительном торможении. Выполнен конечно-элементный анализ пластических деформаций, возникающих в деталях дискового тормоза при его включении. Разработана связанная конечно-элементная модель взаимодействия токосъемной вставки и контактного провода, позволяющая определять температуры и механические напряжения в них при перемещении транспортного средства.
В настоящей статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника маслоохладителя системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе проведена декомпозиция маслоохладителя на отдельные узлы, а также созданы математическая и компьютерная модели узлов маслоохладителя системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических и тепловых процессов при работе узлов маслоохладителя с целью верификации и валидации моделей с привлечением экспериментальных данных. На основе результатов расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной модели цифрового двойника маслоохладителя, а также предложены подходы к усовершенствованию конструкции.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ НАН БЕЛАРУСИ
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- Юр. адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- ФИО
- ПОДДУБКО Сергей Николаевич (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- info@oim.by
- Контактный телефон
- +375 (17) 3700749
- Сайт
- http://oim.by/