В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в анализе ретроспективной системы представлений женщин о ситуации насилия. Методом исследования стал качественный контентана лиз, базирующийся на идеографическом подходе. В качестве текста выступили аудиозаписи интервью с женщинами, обращавшимися в Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), преодолевшими ситуацию насилия; а также использовались личные контакты с бывшими жертвами насилия. Проанализировано 12 интервью. Показано, что в ретроспективную систему представлений женщин входят следующие элементы: виды домашнего насилия, которым они подвергались; переживаемые чувства; особенности восприятия себя и своей жизни; стратегии собственного поведения в ситуации домашнего насилия; представления о причинах принятия насилия. Данные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; они включают как образы прошлых событий, так и их рефлексивный анализ.
Рефлексивный анализ пережитой ситуации насилия способствовал идентификации насилия как такового и осмыслению его как недопустимого, а также более глубокой дифференциации своих чувств, поведения, причин долгого пребывания в ситуации насилия, что в конечном итоге способствовало принятию ответственности за себя и свою жизнь. Вместе с тем перенесенная психологическая травма продолжает оказывать влияние на женщин, что проявляется во взаимоотношениях прежде всего с мужчинами, в переживании негативных эмоций из-за того, что допустили жестокое отношение к себе в прошлом.
Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны специалистам в области психологии, социальной работы при проведении ими профилактической работы, а также при сопровождении женщин - жертв домашнего насилия.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Домашнее насилие в отношении женщин — распространенное явление во всем мире [24], несмотря на укоренненые в культуре представления о гуманизме и гуманном отношении человека к человеку [8] и о возможностях для совершенствования потенциала взаимодействия [9].
Список литературы
1. Аптикиева Л. Р. Последствия психологического насилия для разных возрастных категорий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224). С. 6-13. DOI: 10.25198/1814-6457-223-6 EDN: RUPQBX
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 424 с.
3. Бурова С. Н., Янчук О. А. Домашнее насилие в отношении женщин и их жизненные стратегии // Социология. Минск, 2010. № 4. С. 99-116.
4. Везетиу Е. В., Вовк Е. В. Контент-анализ как метод качественно-количественного анализа содержания документов // МедиаVектор. 2022. № 3. С. 9-12. EDN: OPXOLN
5. Выгодская А. В. Насилие в семье: гендерный аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. 20 с. EDN: ZNZQPF
6. Даренских С. С. Семейное насилие в отношении женщин // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2. С. 52-55. DOI: 10.14258/izvasu(2013)2.2-10 EDN: RSEXXJ
7. Евстратенко Е. В. Домашнее насилие: найти компромисс // Вестник ЮУрГУ. Серия “Право”. 2022. Т. 22. № 2. С. 7-11. DOI: 10.14529/law220201
8. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Истоки гуманистических идей в психолого-педагогической теории // Теория и практика гуманизации педагогического процесса. Вып. 7. Иркутск: ИГПУ, 2006. С. 262-274. EDN: ESSEJX
9. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Основные акмеологические понятия в курсе “Акмеология” для студентов профессионально-педагогических специальностей // Образовательные технологии и качество обучения: сб. Иркутск: ИрГСХА, 2014. С. 190-203. EDN: UKUWMB
10. Костромина С. Н., Гончаренко А. В. Переживание личностью опыта домашнего (партнерского) насилия // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Т. 31. № 3. С. 114-131. DOI: 10.17759/cpp.2023310306 EDN: UGWKVB
11. Ларина Т. И., Старостина А. А. Социокультурные особенности проблемы домашнего насилия в России // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 33-39. DOI: 10.24158/spp.2023.6.4 EDN: XBDGUT
12. Леденцова С. Л., Солоп А. О. Этапы преодоления позиции жертвы у женщин, подвергшихся домашнему насилию // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. № 1. С. 177-190. DOI: 10.25799/AR.2019.43.1.066 EDN: ANQBMN
13. Малкова Г. Ю. Контент-анализ автобиографических рассказов в изучении личностных свойств: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 27 с. EDN: NINPJB
14. Рубанцова Т. Семейно-бытовая преступность в России: причины и условия // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 68. С. 15-18. EDN: YNRAKA
15. Рыжов Б. Н. Четыре возраста человека. Системная психология: монография. М.: АСТ, 2024. 432 с.
16. Семерикова А. А., Анисимова Н. Р. Психологические особенности виктимного поведения женщин в ситуации домашнего насилия // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 1. С. 57-66. DOI: 10.12737/11708 EDN: RWTZJY
17. Синельников А., Ипполитова Е. А., Казанцева О. А., Гуж Т. А. Социально-психологическая реабилитация женщин и детей, пострадавших от домашнего насилия: учеб.-метод. пособие. Барнаул: Краевой кризисный центр для женщин. 2012. 50 с.
18. Таусинова О. К. Причины и последствия насилия в отношении женщин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10. № 1 (36). С. 93-101. DOI: 10.23888/humJ202210193-101 EDN: HXJMFW
19. Таусинова О. К. Психологическая помощь женщинам на разных этапах переживания травмы насилия в семье: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2024. 250 с. EDN: CPUQIM
20. Черемискина И. И., Капустина Т. В., Игнатюшина М. А., Ильина И. С. Совладающее поведение у женщин, испытавших домашнее насилие // Человеческий капитал. 2023. № 5 (173). С. 282-289. DOI: 10.25629/HC.2023.05.29 EDN: WDAKEE
21. Шимановская Я. В., Сарычев А. С., Гольдзин Е. Индивидуально-психологические особенности женщин молодого и среднего возраста, подвергшихся домашнему насилию: опыт социально-педагогического исследования // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 431-440. DOI: 10.15350/24097616.2021.4.40 EDN: PMESZK
22. Шукшина Л. В. Личностные особенности женщин, переживших насилие // Инновационная наука. 2016. № 3. С. 227-228. EDN: VQBGGT
23. Anderson K. M., Runner L. M., Denis F. S. Recovery: Resilience and growth in the aftermath of domestic // Violence. Violence Against Women. 2012. Vol. 18 (11). P. 1279-1299. DOI: 10.1177/1077801212470543
24. Global and regional estimates of violence against women: prevalence and health effects of intimate partner violence and non-partner sexual violence / World Health Organization. Italy, 2013. 58 p. https://www.who.int/publications/i/item/9789241564625.
25. Grych J. M., Hamby Sh., Banyard V. The resilience portfolio model: Understanding healthy adaptation in victims of violence // Psychology of Violence. 2015. Vol. 5. № 4. Р. 343-354. DOI: 10.1037/a0039671
26. Felter E. A history of the state’s response to domestic violence // Feminists negotiate the state: the politics of domestic violence/ edited by C. R. Daniels. Lanham, Maryland: University Press of America, 1997. P. 5-20.
27. Matlow R. B., De Prince A. P. The impact of appraisals and context on readiness to leave a relationship following intimate partner abuse // Violence Against Women. 2015. Vol. 21. № 9. P. 1043-1064. DOI: 10.1177/1077801215590668
28. Özçaka N., Yeşiltepe G., Karaman G., Ergönen A. T. Domestic violence survivors and their experiences during legal process // Journal of Forensic and Legal Medicine. 2016. Vol. 40. P. 1-7. DOI: 10.1016/j.jflm.2016.01.023
29. Sassetti M. R. Domestic violence // Primary Care. 1993. Vol. 20. № 2. P. 289-305.
30. Tsirigotis K., Łuczak J. Resilience in women who experience domestic violence // Psychiatric Quarterly. 2018. Vol. 89 (1). P. 201-211. DOI: 10.1007/s11126-017-9529-4 EDN: YEPGQX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи - обобщение результатов ранее проведенных исследований на тему личностных коррелятов цифровой зависимости. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 694 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет. В исследовании использованы опросник APA для оценки зависимости от видеоигр, опросник зависимости от смартфона (автор - В. П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии / Hospital Anxiety and Depression Scale - HADS (адаптация М. А. Морозовой и др.), шкала агрессивности Х. Ю. Айзенка.
Проведенное исследование выявило, что зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр у русскоязычных испытуемых положительно взаимосвязаны между собой, а также с такими проблемными личностными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация и проблемы со сном.
Установлены гендерные различия: мужчины чаще демонстрируют зависимость от видеоигр и более продолжительное ежедневное участие в играх, тогда как у женщин выражены зависимость от социальных сетей и зависимость от смартфона, а также более высокие показатели тревожности и прокрастинации. Уровень депрессии и проблемы со сном одинаково проявляются у представителей обоих полов. С возрастом в целом большинство негативных качеств усиливаются.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в осознании того, что разные виды зависимости (от смартфона, социальных сетей и видеоигр) формируют триединую концепцию, которую можно определить как проблемный комплекс цифровой зависимости. Он включает в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр, которые взаимосвязаны между собой и с такими проблемными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневного участия в видео- играх.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке программ профилактики цифровой зависимости среди учащихся и студентов.
Эффективность интегрированного обучения детей с двигательной патологией определяется адекватностью условий среды с целью реализации потенциальных возможностей развития. В настоящее время важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды, специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Для реализации этой задачи используется целый комплекс мер, прежде всего тесное сотрудничество с родителями.
В статье рассматриваются современные исследования психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей. Обозначены работы, в которых психолого-педагогическое сопровождение направлено на систематизацию психологической помощи родителям обучающегося с двигательной патологией и его близкому окружению, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития с учетом психических и физических возможностей.
В статье основное внимание уделено результатам анкетирования сотрудников учреждений культуры города Москвы, проводимого с целью изучения готовности учреждений культуры к организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также выявления проблем и барьеров, с которыми сталкиваются сотрудники при реализации инклюзивных практик. В рамках исследования было оценено текущее состояние трех компонентов инклюзивной среды учреждений культуры - пространственно-предметного, содержательно-методического и коммуникативно-организационного. Опрос проводился с использованием электронной анкеты в сервисе по созданию форм и сбора информации Yandex Forms; он включал сбор и анализ количественных данных. Анкетирование прошли 904 сотрудника библиотек, культурных центров, домов культуры, музеев, парков, усадеб и выставочных залов Москвы.
На основании полученной информации авторы делают вывод о том, что в большинстве учреждений с определенной периодичностью проводятся мероприятия для посетителей с инвалидностью и ОВЗ. Это свидетельствует об учете их потребностей при разработке культурного контента, наличии адаптированных программ культурно-досуговой деятельности и доступной среды. Большинство сотрудников положительно относятся к участию детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в культурно-досуговой деятельности, понимают важность организации инклюзивной среды и нуждаются в специальном обучении.
Вместе с тем в процессе исследования обнаружен дефицит компетенций специалистов учреждений культуры при взаимодействии с данной категорией посетителей, выявлена сниженная мотивация к овладению навыками конструктивного взаимодействия. Все это указывает на необходимость осознания перемен в обществе, развитие инклюзивных процессов, создание специальных условий для организации доступной среды, повышения инклюзивной культуры среди сотрудников учреждений, участвующих в исследовании.
В статье показаны результаты изучения особенностей самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в сравнении с нормотипичными сверстниками. Произведен аналитический обзор имеющихся психолого-педагогических исследований, которые помогли раскрыть данные об особенностях формирования самооценки у детей с различными нарушениями развития.
Исследование показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает заниженный уровень самооценки, что может негативно сказаться на дальнейшем становлении их личности и социализации в обществе. Было подмечено, что дети с речевыми нарушениями более категоричны к себе, испытывают трудности в аргументации и обосновании своих суждений, определении своих трудностей и достижений (что во многом объясняется недоразвитостью речи, особенно в плане словарного запаса), с трудом оценивают себя по разным критериям, перенося свои успехи и неудачи на оценку своей личности в целом.
Восприятие собственных речевых недостатков, затрудняющих процесс общения с другими людьми, является одним из главных критериев, влияющих на уровень самооценки дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявленные проблемы указывают на взаимосвязь речевого дефекта с формированием самооценки, что требует учета эмоционально-личностных особенностей детей при организации работы с ними и проведения профилактических, коррекционно-развивающих мероприятий по формированию адекватной самооценки для гармоничного становления личности и успешной социализации в социуме.
Статья посвящена возможности использования метафорических ассоциативных карт (МАК) для диагностики и профилактики внутриличностных конфликтов у студентов. Данные карты являются арт-терапевтическим инструментом и способствуют более быстрой визуализации образов, что является их основополагающим преимуществом. В статье дается описание этапов в работе с метафорическими ассоциативными картами, приводятся в пример практические упражнения, последовательно описывается эксперимент с методическими рекомендациями. По результатам предварительной диагностической беседы были выявлены 60 студентов с различными внутриличностными конфликтами. Для проведения достоверного психолого-педагогического эксперимента их разделили на две равные группы - контрольную и экспериментальную. Со всеми испытуемыми проводились индивидуальные занятия по одному часу в неделю, всего три встречи. Стандартные методики арт-терапии, песочной терапии, терапевтической беседы применялись в обеих группах. Однако только в экспериментальной добавлялось использование МАК и материалов. Описательная статистика показателей представлена по U -критерию Манна - Уитни, средней арифметической; обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics 27 и Microsoft Excel. Результаты исследования доказывают эффективность применения МАК для гармонизации соотношения между желаниями и потребностями через самоосознание, снижение дезадаптации, оказание помощи в целеполагании и балансировке самооценки у студентов, что снижает уровень внутриличностной конфликтности. Видится крайняя необходимость в продолжении изучения метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента для нормализации психоэмоционального состояния студентов.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/