В статье предпринята попытка рассмотрения базовых антропоцентрических идей русского космизма как одного из самых оригинальных и перспективных направлений отечественной философской мысли, как важного источника вдохновения для современных исследователей и мыслителей в области экологии и философии. В частности, утверждается, что экофилософия, во многом базирующаяся на идеях русского космизма, подчеркивает неотделимость человечества от космического дома - Земли, что отличает ее от типичной западной философской мысли. В рамках экофилософии человек рассматривается не как простой гражданин биосферы, а как биосоциодуховное существо, обладающее мыслью, волей и творческим началом, что позволяет ему не просто адаптироваться к окружающей среде, но и активно приспосабливать условия к своим нуждам, осознавая свое воздействие на природу и имея возможность корректировать его. Идея экофутурологии как раздела экофилософии состоит в осознании созидательной и природосохраняющей миссии человека. Человек должен осознать свою ответственность перед жизнью, стать активным субъектом, способным творить и конструировать будущее не только для себя, но и для всей планеты. Это требует изменения в мышлении, взгляда на природу как на дом, на место жизненной силы, о котором нужно заботиться. Экофутурология предлагает новый образ мышления, где человек уже не рассматривается как пассивная единица, а как часть обширной жизненной сети, как садовник космогенеза, искатель смысла, трансцендентное человечество, способное преобразить мир в прекрасное и изящное произведение искусства.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Экофилософия как сравнительно новое философское направление во многом базируется на идейном наследии русского космизма или, по определению BBC, «религии России для эпохи ракет» («Russiaʼs religion for the rocket age») [31]. Это течение является одним из самых уникальных, глубоких и перспективных в истории философской мысли, эффективно объединяет эле - менты восточной и западной философии, а также идеи Русской православной церкви, направленные на гармоничное развитие человека в его взаимодействии с природой. К сожалению, с русским космизмом широкой аудитории, интересующейся философскими вопросами, стало возможно познакомиться лишь после проведения Первых Федоровских чтений, которые прошли в 1988 г. в Боровске, расположенном в Калужской области.
Список литературы
1. Абрамов Ю. А. Циклы Н. Д. Кондратьева и циклы А. Л. Чижевского: соответствия и расхождения // Алтай - Космос - Микрокосм (Алтай - ключевой регион в переходе к духовно-экологической (ноосферной) цивилизации XXI века): материалы III Международной конференции. Алтай, 1995. С. 5-8. Текст: непосредственный.
2. Баркова Э. В. Космизация человеческой деятельности в освоении нового эволюционного уровня бытия // Покорение космоса: история и современность: материалы межвузовской научной конференции с международным участием, посвященной 60-летию полета Ю. А. Гагарина в космос. 16 апреля 2021 г. / ответственный редактор М. А. Киндзерская. Москва: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2021. С. 119-125. Текст: непосредственный. EDN: DNMDRS
3. Горелов A. A. Человек - гармония - природа. Москва: Наука, 1990. 192 с. Текст: непосредственный.
4. Дорст Ж. До того, как умрет природа. Москва: Прогресс, 1968. 416 с. Текст: непосредственный.
5. Ефремов И. А., Ерёмина О. А., Смирнов Н. Н. Глава девятая. МУДРОСТЬ (1963-1972). URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%95/eryomina-oljga-aleksandrovna/ivanefremov/10 (дата обращения: 12.07.2024). Текст: электронный.
6. Кузнецов П. Г. О смысле жизни человечеств. URL: 2003-TheMeaningOfLife.pdf (xn-80adbkckdfac8cd1ahpld0f.xn-p1ai) (дата обращения: 12.07.2024). Текст: электронный.
7. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994. 199 с. Текст: непосредственный.
8. Леопольд О. Календарь песчаного графства. Москва: Мир, 1980. 216 с. Текст: непосредственный.
9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 42. Москва: Госполитиздат, 1974. С. 41-174. Текст: непосредственный.
10. Моисеев H. H. Экология человека глазами математика (человек, природа и будущее цивилизации). Москва: Молодая гвардия, 1988. 254 с. Текст: непосредственный.
11. Моисеев Н. Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 1997. № 3. С. 7-9. Текст: непосредственный.
12. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. Москва: Молодая гвардия, 1997. 212 с. Текст: непосредственный.
13. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. Москва: Молодая гвардия, 1990. 352 с. Текст: непосредственный.
14. Рочняк Е. В. Антропоцентричность экофутурологии как раздела экофилософии // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2024. № 2. С. 47-52. Текст: непосредственный.
15. Русский космизм: антология философской мысли / составители С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. Москва: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с. Текст: непосредственный. EDN: TOVYCT
16. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов / составитель и общая редакция A. A. Яковлева. Москва: Политиздат, 1989. С. 319-345. Текст: непосредственный.
17. Семенова С. Г. О философских категориях Федорова // На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829-1903). Москва: Пашков дом, 2003. С. 5-8. Текст: непосредственный.
18. Смирнов Д. Г. Универсумная линия в философии истории // Глобальная коэволюция сознания как ноосферная история: монография. Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2015. С. 59-81. Текст: непосредственный.
19. Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения: в 5 частях / ответственный редактор А. Л. Ястребицкая. Ч. 4. От Средневековья к Новому времени. Новый человек. Москва: Интерпракс, 1994. 320 с. Текст: непосредственный.
20. Субетто А. И. Русский космизм в логике становления Ноосферизма в XXI веке // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Вып. 204. Санкт- Петербург, 2014. С. 120-143. Текст: непосредственный. EDN: TLPZDV
21. Султанова М. А. Философия культуры Теодора Роззака. Москва: Изд-во Ин-та философии РАН, 2005. 194 с. Текст: непосредственный.
22. Татур В. Ю. Практические, научные и социальные основания Ноосферы // Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2003. С. 216-244. Текст: непосредственный.
23. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Москва: Прогресс, 1965. 296 с. Текст: непосредственный.
24. Фёдоров Н. Ф. Сочинения / составитель С. Г. Семёнова. Москва: Мысль, 1982. 711 с. Текст: непосредственный. EDN: VRPSHL
25. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела. Москва: ЭКСМО, 2008. 752 с. Текст: непосредственный. EDN: PEWVJU
26. Фиорио Ф. Социальные преимущества для человечества от “космического подхода” к международным отношениям // Космические исследования и их практическое применение: документы, представленные на конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, г. Вена, 14-27 августа 1968 г. Нью-Йорк, 1969. Т. 2. С. 1129-1153. Текст: непосредственный.
27. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии “Природа человека” // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Москва: Прогресс, 1990. С. 149-156. Текст: непосредственный.
28. Энгельс Ф., Маркс К. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Сочинения: в 50 томах. Москва: Госполитиздат, 1961. Т. 20. С. 486-499. Текст: непосредственный.
29. Kuenkel P. Stewarding Sustainability Transformations: An Emerging Theory and Practice of SDG Implementation. Springer Publ., 2019. 553 p. Текст: непосредственный.
30. Kuenkel P. The Art of Leading Collectively: Co-Creating a Sustainable, Socially Just Future. Vermont, Chelsea Green Publishing, 2016. 304 p.
31. Ramm B. Cosmism: Russia’s Religion for the Rocket Age. Available at: https://www.bbc.co.uk/future/article/20210420-cosmism-russias-religion-for-the-rocket-age (accessed 24.06.2024) 32. Shrader-Frechette K. S. Environmental Ethics. Pacific Grove, Boxwood Press, 1981, 358 pp.
32. Shrader-Frechette K. S. Environmental Ethics. Pacific Grove, Boxwood Press, 1981, 358.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются проблемы возведения Бурятского участка БАМа. Анализируются основные мотивы сооружения трассы, превращения ее во всенародную стройку, формы и методы вовлечения в число строителей представителей всех национальных и социально-классовых общностей и групп страны. Обсуждаются социальные, духовно-нравственные проблемы бамовцев, включение научных подразделений Бурятии в решение производственных и социально-культурных вопросов в местах возведения трассы. Показана практика возведения на БАМе городов, поселков городского типа, забота об их благоустройстве, бережное отношение к экологии рассматриваемой местности. Все это создается совместными усилиями россиян.
В статье представлен анализ социальных задач современной модельной библиотечной сети. В основе рассуждений авторские оценки трансформации общественных стратегий, определивших динамику социальных институтов. В фокусе внимания авторов примеры моделей выгод включенности модельной библиотечной системы в социальные практики: формирование повестки развития культуры как основы национальной безопасности, повышение управляемости работы с различными категориями граждан, дополнительные ресурсы для решения текущих административных задач в регионе, развитие сельских территорий через развитие человеческого потенциала во взаимодействии с учреждениями культуры, повышение туристической привлекательности регионов, разработка концепции развития музеев в широком партнерском взаимодействии, интегрированная модель формального и неформального образования в сетевом взаимодействии с учреждениями культуры. Обоснованы значительные потенции модельной библиотечной сети в создании и развитии условий для повышения индекса приверженности населения к территории проживания.
Статья посвящена рассмотрению такого современного направления социально-философского анализа как техногуманизм с точки зрения обоснования его в качестве современного вида мировоззрения. В статье указывается, что техногуманизм может выступать как «новая форма гуманизма» на текущем витке научно-технического прогресса. Через технику и технологии у человека формируются возможности проявлять любовь к себе, своей природе, свободе и ответственности, самосовершенствованию. Сформированный в эпоху Возрождения классический гуманизм посредством техники и технологий возрождается в новом, неизученном еще, качестве. Техногуманизм как мировоззрение человека XXI в. захватывает все большее количество людей и получает распространение среди больших общностей. Также в статье рассматриваются возможные отдельные направления общей мировоззренческой системы техногуманизма. Выделено пять направлений: техносоциоцентризм, техноиндивидуализм, технонатурализм, технотрансцендентализм, технокоммунитаризм. Техносоциоцентризм ориентирует человека на ценности социального взаимодействия через научно-технический прогресс. Техноиндивидуализм формирует пространство для обращения к индивидуальной природе человека благодаря новейшим технике и технологиям. Технонатурализм создает предпосылки к возврату первозданного облика планеты Земля с использованием новейших технологий. Технотрансцендентализм показывает возможные выходы человека за границы материального благодаря таким технологиям. Технокоммунитаризм намечает перспективы построения утопического социального мира. Границы статьи не позволяют полностью представить каждое направление, но позволяют обозначить возможность их возникновения при должном академическом философском интересе.
В статье осуществляется анализ осмысления проблемы архаизации в современном социально-гуманитарном дискурсе России. Отмечается активность обсуждения данного феномена на самых разных уровнях: от авторских блогов в сети Интернет до монографических работ в академических изданиях. Большинство исследователей придерживаются критической позиции, ими утверждается невозможность осуществления модернизационных преобразований в силу средневекового характера самого государства с сырьевой экономикой и особым вниманием к архаичным культурным ценностям. Автор работы подчеркивает важность исследований, в которых предпринята попытка осуществить методологический анализ процессов архаизации и увидеть ее диалектическую взаимосвязь с процессами модернизации. Отстаивается точка зрения об утрате актуальности прямолинейной западной модели модернизации и возможности будущих трансформаций российского социума с использованием потенциала архаических оснований и стратегий.
В статье рассматривается экзистенциальное измерение политического в концепциях Макса Вебера и Карла Шмитта. Анализируется, как Вебер и Шмитт понимают политическую реальность через призму расколдовывания мира и конфликта, выявляя различия в их подходах к природе власти, рациональности и ценностей. Анализ экзистенциального измерения политического в концепциях Макса Вебера и Карла Шмитта позволяет выявить два фундаментально различных ответа на проблему утраты политического смысла в условиях модерности. Если Вебер констатирует разочарование мира и фрагментацию ценностей, превращая политику в сферу конкурентной борьбы за власть в рамках рационально-административных структур, то Шмитт предлагает альтернативное решение - реполитизацию смысла через экзистенциальное различие между другом и врагом. В отличие от веберовского релятивизма, который делает политику ареной субъективных предпочтений, шмиттовская концепция утверждает, что политика укоренена в коллективной идентичности и неустранимом конфликте. Статья показывает, что политическая экзистенциальность у Шмитта не является идеологической апологией конфликта, но служит инструментом осмысления природы политической жизни, где смысл и ценности приобретают объективный статус через коллективные обязательства, что позволяет по-новому взглянуть на вызовы современной политической теории, связанные с кризисом легитимности, суверенитета и демократического порядка.
В статье представлен анализ дефиниций концепта «мягкая сила» с позиций силового, инфлюентного, технологического, конструктивистского, инструментального, ресурсного, романтического подходов. Обоснована потребность развития социально-философского анализа феномена в силу его перспективности как в теоретическом осмыслении, так и в ревитализации дипломатических принципов применения ненасильственных методов и технологий влияния. С позиций социально-философского анализа внесены коррективы в семантическое поле понятия. «Мягкая сила» понимается как стратегический ресурс государства, организации или группы, который выражен комплексом ненасильственных методов и технологий влияния, реализуемых с целью обеспечить расположение объекта воздействия в свою пользу и требующих определенных материальных и нематериальных затрат. Авторами акцентировано внимание на значительной перспективности диалоговой формы «мягкой силы» в современном политическом дискурсе.
В статье рассматривается содержание философского принципа антропоцентризма в сопряжении с экологическими проблемами современности. Безусловная актуальность последних, исходящая от них возможная угроза существованию человечества привели, в частности, к критике идеи антропоцентризма и появлению неатропоцентристских форм мировоззрения: натуроцентризма, экоцентризма, нон-антропоцентризма и т. д. Однако сложившаяся в мировом дискурсе ситуация фактического отвержения антропоцентризма со стороны нон-антропоцентристских движений, философии «глубинной экологии», а также в контексте обсуждения потенциальных возможностей искусственного интеллекта, по мнению авторов, таит неменьшие угрозы человеческому существованию, поскольку сегодня поиск возможных путей и способов решения многочисленных проблем современного мира и ответственность за результаты и последствия любых предпринятых действий целиком и полностью ложатся на плечи центрального элемента мироздания - человека.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Улан-Удэ
- Почтовый адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- Юр. адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- ФИО
- Дамдинов Алдар Валерьевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- univer@bsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (301) 2297170
- Сайт
- https://bsu.ru