Современная мировая экономика переживает фундаментальную смену парадигмы: от либерального международного порядка, возглавляемого США, к многополярному порядку, характеризующемуся конкурирующими друг с другом геоэкономическими блоками. Этот сдвиг создает для развивающихся экономик как беспрецедентные возможности, так и системные риски для поиска устойчивых путей роста. В данной статье рассматривается роль БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) как основного институционального механизма для создания альтернативных геоэкономических структур, укрепляющих финансовую безопасность в поддержку устойчивого развития. Используя сочетание междисциплинарного анализа, основанного на историческом контексте, теоретических подходов, заимствованных из международной политической экономии, и анализа современной политики, мы выделяем три основных вопроса, стоящих перед многополярными экономиками: (1) использование финансового оружия и зависимость от доллара, (2) фрагментация глобального управления и (3) асимметричная уязвимость к внешним шокам. Мы предлагаем комплексную политическую концепцию, основанную на трёх столпах: финансовый суверенитет, устойчивые торговые сети и укрепление многосторонних институтов. Общие выводы свидетельствуют о том, что пассивное участие (или интеграция) в существующие системы, ориентированные на Запад, больше не представляется возможным для развивающихся экономик. Устойчивое развитие требует активных стратегий геоэкономической политики, использующих рамки БРИКС+ для диверсификации валют, создания альтернативных механизмов финансирования и разработки скоординированных мер политики. В статье предлагается набор практических мер для политиков в развивающихся многополярных экономиках, а также подчеркивается необходимость стратегической автономии без полного отделения от мирового рынка.
The modern world economy is going through a fundamental paradigm change from a unipolar group led, liberal international order in the United States to a multipolar order characterized by geoeconomic blocs competing with one another. This shift provides emerging economies with both unprecedented opportunities and systemic risks to pursue sustainable pathways to growth. This article examines the role of BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa) as the main institutional mechanism to create alternative geoeconomic frameworks that enhance financial security in support of sustainable development. Using a mix of interdisciplinary analysis that draws from historical context, theoretical approaches drawn from international political economy, and analysis of contemporary policy, we identify three major questions faced by multipolar economies: (1) financial weaponization and dependence on the dollar (or dependence on the dollar), (2) fragmentation of global governance, and (3) asymmetric vulnerabilities to external shocks. We propose a comprehensive policy framework with three pillars toward financial sovereignty, resilient trading networks, and strengthened multilateral institutions. Overall findings suggest that passive participation (or integration) into existing Western-led systems is no longer feasible for emerging economies. Sustainable development requires active geoeconomic policy strategies that use BRICS+ frameworks to diversify currencies, create alternative financing frameworks, and develop coordinated policy responses. The article proposes a set of actionable items for policymakers in emerging multipolar economies, as well as a need for strategic autonomy without complete decoupling from the global market.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
В 2022 году произошло ключевое событие в мировой геоэкономике: США и их союзники превратили в оружие систему межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT) и отключили российские финансовые учреждения от глобальной платёжной системы (Айхенгрин, 2022). Никогда ещё ни одна страна не использовала финансовые системы в качестве инструмента внешней политики. Тем самым она подчеркнула значительный сдвиг: эпоха деполитизированной глобальной экономической интеграции закончилась, и теперь мы живём в мире, который становится всё более фрагментированным, в многополярном порядке, где экономическая политика преследует явные геополитические цели. Кризис либерального международного порядка, возглавляемого США, был спровоцирован финансовым кризисом 2008 года, а в нынешней геополитической ситуации экономический рост создаёт экзистенциальный кризис и переломный момент для развивающихся экономик. Страны с развивающейся экономикой больше не могут полагаться на парадигму развития, основанную на экономической интеграции с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и торговым порядком, основанным на долларе. Это связано с неприемлемой уязвимостью перед финансовым принуждением и подчинением политики (Cohen, 2019).
In 2022, a pivotal event in global geoeconomics took place as the United States and its allies weaponized the Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication (SWIFT) system and disconnected Russian financial institutions from the global payments system (Eichengreen, 2022). Never had a nation utilized financial systems as a foreign policy tool, and in doing so underscored the significant shift: the era of depoliticized global economic integration is over, and we now live in a world increasingly in a fragmented multipolar order where economic policy has explicit geopolitical purposes. The crisis of the US-led liberal international order has been unleashed by the 2008 financial crisis, and with the current geopolitical situation, growth is creating an existential crisis and inflection point for emerging economies. Emerging market economies can no longer depend on the development paradigm of economic integration with the International Monetary Fund (IMF), World Bank, and a dollar-based trading order due to unacceptable vulnerabilities to financial coercion and subordination of policy (Cohen, 2019).
Список литературы
1. Батманова В., Пестова А., Мамонов М. Стоит ли нам бояться цифрового рубля? Серия рабочих документов Банка России, 2019, № 43.
2. Бирманн Ф. и др. Ориентирование в эпоху антропоцена: совершенствование управления системой Земли. Science, 2012, том 335, № 6074, стр. 1306–1307.
3. BIS. Проект mBridge: мульти-CBDC-мост для международных платежей. Инновационный центр Банка международных расчётов, 2022.
4. Блэквилл Р.Д., Харрис Дж.М. Война другими средствами: геоэкономика и государственное управление, Harvard University Press, 2016.
5. БРИКС. Совместное заявление лидеров стран БРИКС. Екатеринбургская декларация, 2009.
6. БРИКС. Договор о создании механизма резервного обеспечения БРИКС. Форталеза, Бразилия, 2014.
7. БРИКС. Декларация XV саммита БРИКС в Йоханнесбурге II. Йоханнесбург, ЮАР, 2023.
8. Бруннермайер М.К., Джеймс Х., Ландау Дж.П. Цифровизация денег. Национальное бюро экономических исследований, 2019, № w26300.
9. ЦБР. Развитие платёжной системы в Российской Федерации в 2018–2020 годах. Центральный банк России, 2022.
10. Chainanalysis. Отчёт о географии криптовалют за 2023 год. Chainanalysis Inc., 2023.
11. Челлани Б. Дипломатия долговой ловушки Китая. Project Syndicate, 23 января 2017 г.
12. Чин Г.Т. Банк развития под руководством БРИКС: цели и политика за пределами G20. Global policy, 2014, т. 5, № 3, с. 366–373.
13. CMN. Система платежей в национальной валюте: годовой отчёт. Национальный валютный совет, Бразилия, 2022.
14. Коэн Б. Дж. Продвинутое введение в международную политическую экономию. Издательство Эдварда Элгара, 2019.
15. Коннолли Р. Ответ России на санкции: как западная экономическая политика меняет политическую экономию в России. Издательство Кембриджского университета, 2018.
16. Купер А.Ф. Новый банк развития БРИКС: переход от материального рычага к инновационному потенциалу. Global Policy, 2017, т. 8, № 3, с. 275–284.
17. Дрезнер Д.У. Экономическое управление в эпоху Трампа. The Washington Quarterly, 2019, том 42, № 3, стр. 7–24.
18. Эйхенгрин Б. Непомерные привилегии: взлет и падение доллара и будущее международной валютной системы. Oxford University Press, 2011.
19. Эйхенгрин Б. Золотые оковы: золотой стандарт и Великая депрессия. Oxford University Press, 2019.
20. Айхенгрин Б. Санкции, SWIFT и китайская система трансграничных межбанковских платежей. Центр стратегических и международных исследований (CSIS), 2022.
21. Айхенгрин Б., Хаусманн Р. Валютные курсы и финансовая нестабильность, 1999.
22. Фаррелл Х., Ньюман А.Л. Междоусобная борьба: как глобальные экономические сети влияют на государственное принуждение. Международная безопасность, 2019, т. 44, № 1, с. 42–79.
23. ФАТФ. Отмывание денег и незаконная торговля дикими животными. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, 2020.
24. Совет по финансовой стабильности. Отчет о банковских данных. Совет по финансовой стабильности, 2017.
25. Гопинат Г., Стейн Дж. К. Банковское дело, торговля и формирование доминирующей валюты. The Quarterly Journal of Economics, 2021, том 36, № 2, стр. 783–830.
26. Гриффит-Джонс С.А. Банк развития БРИКС: мечта, ставшая явью?. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, 2014 г., № 215.
27. Хеллейнер Э. Кризис статус-кво: глобальное финансовое управление после кризиса 2008 года. Oxford University Press, 2014.
28. МВФ. Реформы квот и управления МВФ. Информационный бюллетень Международного валютного фонда, 2016 г.
29. Кани Н., Бирманн Ф. (ред.). Управление через цели: цели в области устойчивого развития как инновационная форма управления. mit Press, 2017.
30. Кеохейн Р.О., Най Дж.С. Власть и взаимозависимость. Survival, 1973, т. 15, № 4, с. 158–165.
31. Киршнер Дж. Валюта и принуждение: политическая экономия международной валютной власти. 1995.
32. Краутхаммер К. Однополярный момент. Foreign Affairs, 1990, т. 70, № 1, с. 23–33.
33. Луттвак Э.Н. От геополитики к геоэкономике: логика конфликта, грамматика торговли. Национальные интересы, 1990, № 20, с. 17-23.
34. Миршаймер Дж.Дж. Трагедия политики великих держав (обновлённое издание). WW Norton & Company, 2003.
35. NDB. Соглашение о Новом банке развития. Форталеза, Бразилия, 2014 год.
36. NPCI. Статистика продуктов UPI. Национальная платежная корпорация Индии, 2023 год.
37. Обстфельд М., Тейлор А. М. Глобальные рынки капитала: интеграция, кризис и экономический рост. Издательство Кембриджского университета, 2004.
38. О’Нил Дж. и др. Создание более эффективных глобальных экономических объединений БРИК. Нью-Йорк: Goldman Sachs, 2001, т. 66, с. 1–16.
39. НБК. Отчет о развитии трансграничной межбанковской платежной системы. Народный банк Китая, 2023.
40. Прасад Э.С. Долларовая ловушка: как доллар США усилил своё влияние на глобальные финансы. 2015.
41. Рей Х. Дилемма, а не трилемма: глобальный финансовый цикл и независимость денежно-кредитной политики. Национальное бюро экономических исследований, 2015, № w21162.
42. SHFE. Годовой отчёт Шанхайской международной энергетической биржи. Шанхайская фьючерсная биржа, 2023.
43. Стиглиц Дж. Э. Глобализация и недовольство ею: антиглобализация в эпоху Трампа. WW Norton & Company, 2017.
44. Штюнкель О. БРИКС и будущее мирового порядка. Bloomsbury Publishing PLC, 2020.
45. Туз А. Крах: как десятилетие финансовых кризисов изменило мир. Penguin, 2018.
46. Туз А. Шок: как Covid потряс мировую экономику. Penguin UK, 2021.
47. Унгер Б., Ван дер Линде Д. (ред.). Справочник по исследованию отмывания денег. Edward Elgar Publishing, 2013.
48. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: введение. Издательство Дьюкского университета, 2004.
49. Уилламсон Дж. Что Вашингтон подразумевает под реформой политики. Латиноамериканская адаптация: что произошло. Институт международной экономики, Вашингтон, 1990.
50. Уилсон Д., Пурушотаман Р. Мечтая о БРИКС: путь к 2050 году. Развивающиеся экономики и трансформация международного бизнеса. Издательство Эдварда Элгара, 2006.
1. Batmanova V., Pestova A., Mamonov M. Should we fear the digital ruble? Bank of Russia Working Paper Series, 2019, no. 43.
2. Biermann F. et al. Navigating the Anthropocene: improving earth system governance. Science, 2012, vol. 335, no. 6074, pp. 1306-1307.
3. BIS. Project mBridge: Multi-CBDC bridge for international payments. Bank for International Settlements Innovation Hub, 2022.
4. Blackwill R.D., Harris J.M. War by other means: Geoeconomics and statecraft, Harvard University Press, 2016.
5. BRICS. Joint statement of the BRIC countries’ leaders. Yekaterinburg Declaration, 2009.
6. BRICS. Treaty for the establishment of a BRICS contingent reserve arrangement. Fortaleza, Brazil, 2014.
7. BRICS. XV BRICS Summit Johannesburg II Declaration. Johannesburg, South Africa, 2023.
8. Brunnermeier M.K., James H., Landau J.P. The digitalization of money. National Bureau of Economic Research, 2019, no. w26300.
9. CBR. Payment system development in the Russian Federation 2018-2020. Central Bank of Russia, 2022.
10. Chainanalysis. The 2023 geography of cryptocurrency report. Chainanalysis Inc., 2023.
11. Chellaney B. China’s debt-trap diplomacy. Project Syndicate, January 23, 2017.
12. Chin G.T. The BRICS-led development bank: Purpose and politics beyond the G20. Global policy, 2014, vol. 5, no. 3, pp. 366-373.
13. CMN. Sistema de pagamentos em moeda local: Relatório anual. Conselho Monetário Nacional, Brazil, 2022.
14. Cohen B.J. Advanced introduction to international political economy. Edward Elgar Publishing, 2019.
15. Connolly R. Russia’s response to sanctions: how western economic statecraft is reshaping political economy in Russia. Cambridge University Press, 2018.
16. Cooper A.F. The BRICS’New Development Bank: Shifting from material leverage to innovative capacity. Global Policy, 2017, vol. 8, no. 3, pp. 275-284.
17. Drezner D.W. Economic statecraft in the age of Trump. The Washington Quarterly, 2019, vol. 42, no. 3, pp. 7-24.
18. Eichengreen B. Exorbitant privilege: The rise and fall of the dollar and the future of the international monetary system. Oxford University Press, 2011.
19. Eichengreen B. Golden fetters: The gold standard and the Great Depression. Oxford University Press, 2019.
20. Eichengreen B. Sanctions, SWIFT, and China’s cross-border interbank payments system. Center for Strategic and International Studies (CSIS), 2022.
21. Eichengreen B., Hausmann R. Exchange rates and financial fragility, 1999.
22. Farrell H., Newman A.L. Weaponized interdependence: How global economic networks shape state coercion. International security, 2019, vol. 44, no. 1, pp. 42-79.
23. FATF. Money laundering and the illegal wildlife trade. Financial Action Task Force, 2020.
24. Board F.S. FSB correspondent banking data report. Financial Stability Board, 2017.
25. Gopinath G., Stein J.C. Banking, trade, and the making of a dominant currency. The Quarterly Journal of Economics, 2021, vol. 36, no. 2, pp. 783-830.
26. Griffith-Jones S.A BRICS development bank: a dream coming true?. United Nations Conference on Trade and Development, 2014, no. 215.
27. Helleiner E. The status quo crisis: Global financial governance after the 2008 meltdown. Oxford University Press, 2014.
28. IMF. IMF quota and governance reforms. International Monetary Fund Factsheet, 2016.
29. Kanie N., Biermann F. (ed.). Governing through goals: Sustainable development goals as governance innovation. mit Press, 2017.
30. Keohane R.O., Nye Jr J.S. Power and interdependence. Survival, 1973, vol. 15, no. 4, pp. 158-165.
31. Kirshner J. Currency and Coercion: The Political Economy of International Monetary Power. 1995.
32. Krauthammer C. The unipolar moment. Foreign Affairs, 1990, vol. 70, no. 1, pp. 23-33.
33. Luttwak E.N. From geopolitics to geo-economics: Logic of conflict, grammar of commerce. The national interest, 1990, no. 20, pp. 17-23.
34. Mearsheimer J.J. The tragedy of great power politics (Updated edition). WW Norton & Company, 2003.
35. NDB. Agreement on the New Development Bank. Fortaleza, Brazil, 2014.
36. NPCI. UPI product statistics. National Payments Corporation of India, 2023.
37. Obstfeld M., Taylor A.M. Global capital markets: integration, crisis, and growth. Cambridge university press, 2004.
38. O’neill J. et al. Building better global economic BRICs. New York: Goldman Sachs, 2001, vol. 66, pp. 1-16.
39. PBOC. Cross-border Interbank Payment System development report. People’s Bank of China, 2023.
40. Prasad E.S. The dollar trap: How the US dollar tightened its grip on global finance. 2015.
41. Rey H. Dilemma not trilemma: the global financial cycle and monetary policy independence. National Bureau of Economic Research, 2015, no. w21162.
42. SHFE. Shanghai International Energy Exchange annual report. Shanghai Futures Exchange, 2023.
43. Stiglitz J.E. Globalization and its discontents revisited: Anti-globalization in the era of Trump. WW Norton & Company, 2017.
44. Stuenkel O. The BRICS and the future of global order. Bloomsbury Publishing PLC, 2020.
45. Tooze A. Crashed: How a decade of financial crises changed the world. Penguin, 2018.
46. Tooze A. Shutdown: How Covid shook the world’s economy. Penguin UK, 2021.
47. Unger B., Van der Linde D. (ed.). Research handbook on money laundering. Edward Elgar Publishing, 2013.
48. Wallerstein I. World-systems analysis: An introduction. Duke University Press, 2004.
49. Willamson J. What Washington Means by Policy Reform. Latin American Adjustment: How Much has Happened. Institute for lnternational Economics, Washington, 1990.
50. Wilson D., Purushothaman R. Dreaming with BRICs: The path to 2050. Emerging economies and the transformation of international business. Edward Elgar Publishing, 2006.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Государственный долг африканских стран стал важной областью внимания ввиду его существенного влияния на экономическую стабильность, рост и развитие на всем континенте. В состав этого долга входят государственный облигации, займы и обязательства, часто предоставляемые международными государственными институтами, двусторонними кредиторами, частными держателями облигаций и государственными банками, включая Китай, который в среднем устанавливает более высокие процентные ставки. Целью данной статьи является анализ динамических и взаимосвязей между накоплением государственного долга и динамикой платежного баланса в африканских экономиках на примере Замбии с особым акцентом на долговой кризис после 2010 г. и дефолты по государственному долгу в 2020 г. В работе используются такой метод исследования как: метод эмпирическая макроэкономическая модель для прогнозирования соотношения государственного долга Замбии к ВВП и его влияния на устойчивость платежного баланса. Модель объясняет более 90% изменений в соотношении долга к ВВП и подчеркивает ключевую роль экономического роста, демографического давления, валютных резервов и цен на сырьевые товары в динамике долга. Проведенный анализ позволил сформулировать следующие выводы: сложная взаимосвязь между государственным долгом и платежным балансом в африканских странах, таких как Замбия, требует скоординированных политических мер на национальном, региональном и глобальном уровнях.
В работе систематизируется классификация иностранного капитала как ключевого этапа в разработке наиболее результативных и воспроизводимых механизмов макропруденциального контроля. В фокусе внимания находятся институциональные конфигурации и правовые формы трансграничного капитала, их структурные эффекты на финансовую и макроэкономическую устойчивость, а также спектр действующих регуляторных инструментов с оценкой их адаптивности и масштабируемости. Цель исследования заключается в формализации и унификации признаков иностранного капитала, идентификации его риск-профиля и потенциала для стимулирования долгосрочного роста через интегрированную регуляторную архитектуру, включающую профилактические, корректирующие и контрциклические элементы. Рассмотрены взаимосвязи между критериями классификации иностранного капитала и наиболее подходящих механизмов контроля за ним. Статья ставит своей задачей критический анализ существующих типов иностранных инвестиций по параметрам ликвидности, направленности инвестиций и степени корпоративного и бенефициарного контроля; установление причинно-следственных и корреляционных связей между формами капитала и результативностью контрольных механизмов в разрезе издержек комплаенса и предотвращения системных шоков. Методологически исследование опирается на сравнительный анализ международных практик, верифицируемые теоретические модели финансового сектора и эмпирические панели по динамике трансграничных вложений и метрикам регуляторной эффективности, с применением инструментов эконометрики для повышения внутренней и внешней валидности выводов. Научная и прикладная значимость работы обусловлена потребностью в переходе к системному, структурному пониманию роли иностранного капитала в экономическом развитии и в формировании доказательно обоснованных механизмов контроля, способных повышать устойчивость финансовых рынков, снижать уязвимость к непредвиденным дестабилизирующим шокам и поддерживать траекторию устойчивого, инклюзивного долгосрочного роста.
Цель исследования заключается в разработке комплексной динамической системы оценки и управления цифровой конкурентоспособностью автомобильной промышленности, способной адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Объектом исследования является мировой автомобильный рынок, исследование охватывает период значительных отраслевых преобразований, характеризующийся технологической модернизацией, адаптацией к санкционным ограничениям и переходом к новым моделям производственной организации. Предмет исследования российская автомобильная промышленность в условиях цифровой трансформации и глобальных экономических изменений, выраженная через систему факторов и показателей, определяющих цифровую конкурентоспособность автопрома, а также динамические взаимосвязи между технологическими, экономическими и организационными параметрами развития отрасли. На основе эвристического анализа данных за 2020–2024 гг. выявлены ключевые закономерности влияния экзогенных и эндогенных шоков на развитие отрасли. Разработаны методики оценки торможения технологического маневра и преодоления социально-экономической инерции. Теоретическая значимость работы заключается в развитии методологии оценки конкурентоспособности промышленных систем через применение динамических моделей и системного анализа, исследование вносит вклад в теорию цифровой трансформации отраслевых комплексов, расширяя представления о механизмах адаптации к множественным шоковым воздействиям. Практическая значимость определяется возможностью применения разработанной системы для формирования стратегий развития автомобильной промышленности на различных уровнях управления. Результаты исследования включают разработанную многоуровневую модель оценки цифровой конкурентоспособности, интегрирующую производственные, технологические и экономические показатели. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами при разработке отраслевых программ поддержки, промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов и инвестиционных планов, а также научными и образовательными учреждениями для дальнейших исследований в области цифровизации промышленности.
Современная мировая экономика переживает процесс трансформации, связанный с ослаблением глобализационных тенденций и переходом к многополярной архитектуре. Усиление политических и экономических противоречий стимулирует формирование региональных союзов и геоэкономических блоков, что сопровождается изменением роли международной торговли, транспортной логистики и макроэкономической политики. В этих условиях ключевым фактором становится международное ценообразование, которое выходит за рамки сугубо экономической категории и превращается в инструмент стратегического влияния, защиты национальных интересов и формирования новых центров силы. В данной статье рассматриваются механизмы воздействия цен на энергоресурсы и транспортные услуги на мировую экономическую конъюнктуру. Особое внимание уделено роли ОПЕК+ как института, регулирующего предложение нефти и влияющего на динамику мировых цен, а также способности организации формировать новые ценовые ориентиры для глобального рынка энергоресурсов. Анализируется влияние геополитической нестабильности в стратегически важных транспортных узлах — Суэцком канале и Ормузском проливе — на рост стоимости перевозок, перераспределение торговых потоков и формирование альтернативных логистических маршрутов. Отдельный акцент сделан на валютных аспектах многополярности. В статье исследуются процессы дедолларизации, расширение роли юаня и других резервных валют, а также динамика структуры международных резервов. Показано, что санкционное давление, колебания цен на энергоресурсы и рост региональных финансовых блоков усиливают стремление государств к диверсификации расчетов и переходу к мультивалютной системе. В работе рассматриваются перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в формировании общего финансового рынка, выявляются институциональные барьеры и неравномерность интеграционных процессов, препятствующие реализации потенциала Союза. В результате проведенного анализа делается вывод, что формирование многополярной финансовой архитектуры определяется эволюцией международного ценообразования, валютным разнообразием и развитием региональных интеграционных проектов, создавая основу для адаптации мировой экономики к новым геоэкономическим условиям и обеспечивая повышение ее устойчивости в условиях глобальной нестабильности.
Актуальность темы финансового доверия и авторитета ведущих центров развитых стран мира связана с продолжением дискуссий о конфискации российских активов за рубежом. В связи с этим в статье поставлена задача — проанализировать позиции западных и российских специалистов и выявить сбалансированный подход, позволяющий, если не осуществить полный возврат утраченных активов, то, по крайней мере, учесть уроки прошлого и попытаться минимизировать негативное влияние этого прецедента на экономику страны. В статье вводится понятие абсолюта доверия международного финансового центра и экзосуверена как субъекта доверия и иностранной юрисдикции. Теоретическая ценность работы состоит в дополнении существующей концепции о зарубежных активах феноменом абсолюта финансового доверия. Практическая значимость результатов исследования заключается в необходимости переосмысления стратегии диверсификации портфеля российских официальных активов и формирования нового оптимального подхода к их сохранности. В статье сделан вывод о том, что в условиях агрессивной внешнеэкономической среды Банку России необходимо хранить активы в юрисдикции государства-эмитента либо в дружественных странах с учетом диверсификации резервов в соответствующих пропорциях в виде доллара США, золота, юаней, других значимых стратегических видов ликвидности.
В современной экономике финансовая индустрия становится ключевым сектором цифровой трансформации, определяющим вектор развития всего бизнеса. На смену периоду турбулентности и оптимизации затрат приходит эра устойчивого роста, движимая принципиально новым технологическим укладом. Данная статья предлагает комплексный анализ трёх взаимосвязанных драйверов этой фундаментальной трансформации: стремительного развития встроенных финансов (embedded finance), распространения стабильных монет — стейблкойнов (stablecoins) и возникновения и быстрого развития агентской коммерции (agentic commerce) на основе искусственного интеллекта. Исследование базируется на анализе данных отчётов международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и ведущих аналитических агентств (Bloomberg Intelligence, Bain Capital, Reuters), а также на систематизации академических публикаций по теме. Результаты демонстрируют, что указанные драйверы не просто создают инновационные продукты, а формируют новую, децентрализованную архитектуру финансовых услуг, характеризующуюся бесшовностью, глобальной масштабируемостью, программируемостью и проактивным сервисом. В ответ традиционные финансовые институты вынуждены радикально адаптироваться, вступая в стратегические альянсы с финтех-компаниями и запуская собственные пилотные проекты, чтобы не утратить контроль над клиентскими отношениями и ключевыми потоками создания стоимости. Проведённое исследование позволяет заключить, что устойчивый рост в новой финансовой реальности обеспечивается способностью ее участников создавать и интегрироваться в целостные, основанные на данных экосистемы. В этих структурах ценность генерируется за счёт роста уровня удобства, глубокой персонализации и максимальной операционной эффективности для конечного пользователя, что и определяет конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.
Современный мировой финансовый рынок прошел достаточно длинный и противоречивый эволюционный путь развития, беря свое начало в VIII в. Развитие мирового хозяйства, кооперационного взаимодействия, межстранового производства привело к увеличению финансовой составляющей в мировой экономике и как следствие выделения финансового рынка в отдельную значимую систему международных отношений. Современная концептуальная основа международного финансового рынка имеет достаточно структурированную и методологически обоснованную конструкцию, реализующую современный уровень развития международных экономических отношений. В статье рассмотрена инфраструктура мирового финансового рынка в разрезе институциональных, правовых, платежно-расчетных, коммуникационных и информационных элементов. Каждый элемент инфраструктуры международного финансового рынка представлен как система институтов, обеспечивающих достижение эффективного функционирования мировой финансовой системы в целом. В частности, институциональная инфраструктура современного мирового финансового рынка рассматривается как система международных и региональных финансовых институтов, а платежно-расчетная инфраструктура через призму взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают движение валютных ценностей на международном уровне в системе внешнеэкономической, международной кредитной и инвестиционной деятельности. Отмечено, что на современном этапе развития финансовых технологий появились цифровые финансовые инструменты, формирующие инновационные новые сегменты финансового рынка. В статье также приведен анализ развития мирового кредитного рынка и роль международного кредита в современной мировой экономике. Особое место в статье уделено значению фондового рынка и его влиянию на систему перераспределения инвестиционных ресурсов.
Статья посвящена исследованию трансформации энергетической отрасли в связи с четвертым энергетическим переходом, связанным с переходом на возобновляемые источники энергии. Исследовано современное состояние топливно-энергетического комплекса, основные глобальные тенденции за предыдущий год, а также направления и сценарии развития на ближайшие десятилетия. На сегодняшний день четвертый энергетический переход является элементом, определяющим дальнейшее состояние всего земного сообщества, и то, насколько быстрыми темпами он будет осуществляться, зависит климат планеты и условия, в которых живет человек. Целью статьи является исследование влияния четвертого энергетического перехода на мировой топливно-энергетический комплекс путем изучения его сущности и предпосылок развития. Предметом исследования является влияние четвертого энергетического перехода на мировой топливно-энергетический комплекс. Анализ по исследуемой теме показал, что вся энергетическая отрасль претерпевает значительные изменения, связанные с переходом на низкоуглеродную экономику и тенденцией к декарбонизации. Несмотря на недостижение некоторых ключевых целей в области «зеленой энергетики» к 2050 г., развитые страны продолжат направлять значительные объёмы инвестиций в эту сферу. Процесс в значительной мере требует усиленной кооперации правительств развитых и развивающихся стран для предотвращения усугубления последствий изменения климата на планете.
Актуальность исследования обусловлена санкционным давлением на Россию с 2022 г., кардинально изменившим логистическую конфигурацию Евразии. Необходимость переориентации грузопотоков, форсированного развития альтернативных маршрутов и формирования новых институциональных механизмов управления международными транспортными коридорами требует комплексного научного осмысления. Авторами проведено исследование трансформации международных транспортных коридоров России в контексте структурных санкционных шоков (2022–2025 гг.). Посредством анализа выявлена реконфигурация логистических парадигм с акцентом на пространственный сдвиг грузопотоков в восточноазиатские сегменты. Особое внимание уделено диалектике ограничений (технологические эмбарго, финансовая десуверенизация) и адаптаций, включая импортозамещающие технологические платформы. Методология основана на ретроспективном анализе операционных данных РЖД и Росстата, дополненном верифицированным сценарным прогнозированием до 2035 г. Результаты работы демонстрируют возрастание роли международных транспортных коридоров как геоэкономических стабилизаторов, формирующих альтернативные транзитные реалии в Евразийском пространстве. Авторы приходят к выводу, что ускоренное развитие адаптационного потенциала российской транспортной системы в новых геоэкономических реалиях имеет критическое значение для обеспечения национальной экономической безопасности и позиционирования России в переформатируемой глобальной логистической архитектуре.
Актуальность темы исследования обусловлена развитием интеграционных процессов в мировой экономике, как на региональном, так и мировом уровне. Интеграционные объединения все в большей степени претерпевают изменения, обусловленные как развитием собственной экономики, так и необходимостью определенной защиты от других стран. Не исключением выступает и МЕРКОСУР. Несмотря на объявленные цели переход к свободной торговле так и не случился. Страны все в большей степени проводят протекционистскую политику и вводят ограничения по отношению к странам членам собственного торгового объединения. Снижающаяся доля внутреннего товарооборота стала результатом расширения торговли с другими странам, и объединениями, такими как США, Китай, ЕС и БРИКС. В этой связи целью данного исследования стал анализ деятельности МЕРКОСУР и выявление основных перспектив его развития. В статье рассматриваются основные положения создания и развития МЕРКОСУР. Как результат либерализации торговли в рамках объединения должно стать увеличение внутрирегиональной торговли. Анализ динамики доли такой торговли позволил сделать вывод о проблемах внутри объединения, но при этом и показаны возможности для решения этих проблем. Особое место занимают вопросы торгового взаимодействия стран МЕРКОСУР со своими ведущими внерегиональными торговыми партнерами, такими как ЕС, Китай и БРИКС. В заключении отмечается, что в середине третьего десятилетия XXI в. результаты интеграции существенно отличались от тех, что ожидались инициаторами создания МЕРКОСУР. К сожалению, участникам объединения не удалось закрепить достигнутые на начальном этапе успехи, что показало их неспособность противостоять вызовам кризисных ситуаций.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______