Актуальность обращения к теме «борьбы за Маньчжурию» в исторической ретроспективе обусловлена не только сохраняющимся научным интересом, но и острой необходимостью критического осмысления источников, освещающих данный период, особенно в контексте современной геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом настоящего исследования выступает анализ особенностей интерпретации роли водных ресурсов и Китайской Восточной железной дороги в русскоязычных и англоязычных источниках первой трети XX в. Цель исследования - демонстрация формирования конкурирующих нарративов, обусловленных различиями в лингвокультурной и политической перспективе авторов. Его результаты демонстрируют, что авторы русскоязычных работ акцентируют экономическую значимость водных коммуникаций региона. В противовес этому авторы англоязычных исследований обнаруживают доминирование геополитической парадигмы, зачастую сопряженной с политически ангажированными интерпретациями, характеризующимися недооценкой роли России и, напротив, идеализацией политики США, Японии и др. Выявленные расхождения свидетельствуют о наличии борьбы нарративов в гидрополитическом контексте, подчеркивая механизмы политической инструментализации интерпретаций истории водных ресурсов и инфраструктуры для легитимации геополитических стратегий. Представленная работа вносит вклад в политологическое осмысление гидрополитики как формирующейся, но обладающей возрастающей актуальностью отрасли политической науки. На примере кейса, относимого к политической истории Маньчжурии, демонстрируется значение гидрополитического подхода для анализа современных геополитических процессов в Азиатско- Тихоокеанском регионе и необходимость критической рефлексии политизированных нарративов о водных ресурсах в международной политике.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Вопрос о гидроресурсах Маньчжурии в первой трети XX в., на первый взгляд, может показаться узкоспециализированным, однако при ближайшем рассмотрении он высвечивает глубинную связь между водой и властью в этом стратегически важном регионе. Именно контроль над водными артериями, наряду со строительством КВЖД, служил инструментом не только экономического, но и политического влияния. Сегодня, когда интерес к истории «борьбы за Маньчжурию» вновь возрастает, обращение к проблеме интерпретации данных о роли КВЖД в формировании гидрополитического ландшафта региона представляется особенно актуальным.
Список литературы
1. Авилов Р.С. “Подробно исследовать пути от урочища Новокиевского в Порт-Артур долинами рек Тумень-ула и Ялу…”: экспедиция подполковника В.А. Орановского в Корею и Маньчжурию в 1898-1899 гг. Часть 1 // Известия Восточного института. 2018a. № 1 (37). С. 26-41. ;. DOI: 10.24866/2542-1611/2018-1/26-41 EDN: XNGHXV
2. Авилов Р.С. “Подробно исследовать пути от урочища Новокиевского в Порт-Артур долинами рек Тумень-ула и Ялу…” Экспедиция подполковника В.А. Орановского в Корею и Маньчжурию в 1898-1899 гг. Часть 3 // Известия Восточного института. 2018b. № 3 (39). С. 44-57 ;. DOI: 10.24866/2542-1611/2018-3/44-57 EDN: VMVJMF
3. Ван Т. История и Охрана китайско-восточной железной дороги (КВЖД) (на примере Харбинского железнодорожного моста) // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность - XIII: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Улан-Удэ, 20 мая 2020 г. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2020. С. 19-25.
4. Гордеев Н.В. Русские эмигранты Маньчжурии в вооруженном конфликте на Халхин-Голе // Приграничное сотрудничество: исторические события и современные реалии: материалы международной научной конференции, посвященной 75-летию Победы советских и монгольских войск на реке Халхин-Гол, Чита, 17-18 сентября 2014 г. СПб: СИНЭЛ, 2014. EDN: UKUIUL
5. Дудин П.Н. Кто и как сегодня изучает русское присутствие на Южно-Маньчжурской железной дороге // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Т. 67. № 4. С. 1329-1349. ;. DOI: 10.21638/spbu02.2022.416 EDN: CMXMHZ
6. Земдиханов В.А. Проблемы организации службы транспорта в боях у озера Хасан 29 июля - 11 августа 1938 г. // Вестник ТГПУ. 2017. № 9. С. 59-65 ;. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-59-65 EDN: ZGPXDR
7. Ким Вон Су. Российско-японское противостояние в Корее и Маньчжурии по вопросу о лесных концессиях в районе реки Амноккан в 1898-1903 гг. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 3 (52). C.76-79.
8. Лохов А.Ю. Благовещенский укрепленный район // Военно-исторический журнал. 2023. № 5. С. 1-8.
9. Пергамент М.Я. Новейший обмен мнений по вопросу об экстерриториальности в Китае. Харбин: Типография Китайской Восточной железной дороги, 1925.
10. Петрунина Ж.В., Шушарина Г.А., Громов Р.А. Желтугинский вопрос как отражение российско-китайского взаимодействия в конце XIX в. // Былые годы. 2021. № 16 (1). С. 296-306. ;. DOI: 10.13187/bg.2021.1.296 EDN: OOOLRI
11. Хамзин И.Р., Ганиев Р.Т., Кочнев А.В. Российское торговое судоходство в Маньчжурии в конце XIX - начале XX вв. // Былые годы. 2023. № 18 (2). С. 755-766. ;. DOI: 10.13187/bg.2023.2.755 EDN: LYMBBJ
12. Шаронова В.Г. Малоизвестные сведения о деятельности консула А.Т. Бельченко в Инкоу. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2023. Т. 15. № 3. С. 440-458 ;. DOI: 10.21638/spbu13.2023.301 EDN: UBUDJR
13. Шаронова В.Г. Социокультурная деятельность Российского Императорского консульства в Инкоу (Китай) в период Временного русского управления (1900-1904 гг.). Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2022. Т. 12. № 3. С.396-414 ;. DOI: 10.21638/spbu13.2022.302 EDN: EINPJH
14. Энгельфельд В.В. Юридическое положение иностранных концессий в Китае. Харбин: Типография “Заря”, 1927.
15. Яковкин Е.В. К истории одной судьбы русского эмигранта. Николай Борисович Коссов - участник боев на Халхин-Голе // Вестник гуманитарного образования. 2023. № 1 (29). С. 53-59. EDN: USRJLX
16. Campbell, D. (2019). Russian soldier vs Japanese soldier Manchuria 1904-05. Oxford, UK: Osprey Publ.
17. Chen, T.-Y. (2015). The South Manchurian Railway Company and the mining industry: The сase of the Fushun coal mine. East Asian History and Culture Review. 4(2), 630-657.
18. Duara, P. (2003). Sovereignty and Authenticity: Manchukuo and the East Asian Modern. Lanham, Md.: Rowman and Littlefield.
19. Duara, P. (2006). The new imperialism and the post-colonial developmental state: Manchukuo in comparative perspective. The Asia-Pacific Journal. Japan Focus. 4(1), 1-17.
20. Elleman, B.A. (2002). Wilson and China: A Revised History of the Shandong Question. M.E. Sharpe. 227 p.
21. Esselstrom, E. (2009). Crossing Empire’s Edge: Foreign Ministry Police and Japanese Expansionism in Northeast Asia. Honolulu: University of Hawai‘i Press.
22. Gamsa, M. (2020a). Harbin: A Cross-Cultural Biography. Toronto: University of Toronto Press. DOI: 10.3138/9781487533755
23. Gamsa, M. (2020b). Manchuria: A concise history. London; New York: I.B. Tauris Publ. DOI: 10.5040/9781788317917
24. Gottschang, Th.R, Lary D. (2000). Swallows and settlers: The great migration from North China to Manchuria. Ann Arbor: University of Michigan Center for Chinese Studies Publ. DOI: 10.3998/mpub.22808
25. Hasegawa, Ts. (2005). Racing the enemy: Stalin, Truman, and the surrender of Japan. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. DOI: 10.4159/9780674038400
26. Kato, Y. (2007). What caused the Russo-Japanese War: Korea or Manchuria? Social Science Japan Journal. 10(1):95-103. ;. DOI: 10.1093/ssjj/jym033 EDN: IWKOWD
27. Kwong, Ch.M. (2017). War and geopolitics in interwar Manchuria. Zhang Zuolin and the Fengtian Clique during the Northern Expedition. Leiden - Boston: Brill Publ. DOI: 10.1163/9789004340848
28. Li, J. (2014). Phantasmagoric Manchukuo: Documentaries produced by the South Manchurian Railway Company, 1932-1940. Position: East Asia cultures critique. 22(2), 329-369. DOI: 10.1215/10679847-2413826
29. Maruya, A. (2012). The South Manchuria Railway Company as an Intelligence Organization. A report of the Center for Strategic and International Studies (CSIS) Japan Chair. Washington, DC: Center for Strategic and International Studies Publ.
30. Matsusaka, Yo.T. (2012). Imagining Manmō: Mapping the Russo-Japanese boundary agreements in Manchuria and Inner Mongolia, 1907-1915. Cross-Currents: East Asian History and Culture Review, 1(1), 172-204.
31. Matsusaka, Yo.T. (2010). Japan’s South Manchuria Railway Company in Northeast China, 1906-34. In: Manchurian Railways and the Opening of China: An International History (pp. 37-58). Armonk; London: M.E. Sharpe Publ.
32. Mitter, R. (2000). The Manchurian Myth: Nationalism, Resistance, and Collaboration in Modern China. Berkeley: University of California Press.
33. Mitter R. (2020). Shaped by conflict: New writing on China’s wartime experience in the early twentieth century. Twentieth-Century China, 45(1), 113-118. DOI: 10.1353/tcc.2020.0001 EDN: MKZXBJ
34. Myers, R.H. (1989). Japanese imperialism in Manchuria: The South Manchuria Railway Company, 1906-1933. In: The Japanese Informal Empire in China, 1895-1937 (pp. 101-132). Princeton: Princeton University Press.
35. Noguchi, M., & Boyns, T. (2013). The South Manchuria Railway Company and its interactions with the military: An accounting and financial history. The Japanese Accounting Review, 3, 61-101. DOI: 10.11640/tjar.3.2013.03
36. O’Dwyer, E. (2015). Significant soil: Settler colonialism and Japan’s urban empire in Manchuria. Cambridge. MA: Harvard University Asia Center. DOI: 10.1163/9781684175529
37. Sun, Y. (2024). The Shanghai agency of Ussuri Railway and establishment of direct mixed railway-water communication between Shanghai and Manchuria (1923-1926). Far Eastern Studies, 5, 156-170. ;. DOI: 10.31857/S0131281224050113 EDN: RTOGXH
38. Wilson, S. (2002). The Manchurian Crisis and Japanese Society, 1931-33. London: Routledge.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Вода находится в центре внимания и играет важную роль во всех трех измерениях устойчивости - экологическом, экономическом и социально-политическом развитии. В исследовании рассматривается стратегическое значение водной системы Республики Беларусь. Геополитическая ситуация и использование водных ресурсов, особенно в условиях изменения климата, повышают важность устойчивой водохозяйственной политики и трансграничного сотрудничества. Пандемия COVID-19 и ее разрушительное воздействие на жизнедеятельность человека показало, насколько тесно связаны водная Повестка дня ООН на период до 2030 г. и ее Цели устойчивого развития 6 (ЦУР 6). Методология исследования базируется на анализе нормативно-правовых актов, международных соглашений, статистических показателей, а также методах индукции и дедукции. В статье затрагиваются актуальные вопросы гидрополитики Республики Беларусь, которые регламентируют трансграничное сотрудничество, влияние процессов изменения климата, катаклизмы и экологические угрозы, а также энергетическое использование водных ресурсов. К трансграничным потенциальным конфликтам может привести неравномерное использование водных ресурсов государствами, граничащими с Беларусью, сброс сточных вод и химических веществ, а также гидротехнические проекты.
Турецкий инфраструктурный проект нового судоходного канала формально направлен на решение задач, от которых зависит экологическая ситуация в Черноморских проливах и в Черном море. Исследовательский вопрос заключается в выявлении геополитических последствий для Черноморского региона при реализации Турцией судоходного канала. Его строительство должно создать дополнительные возможности для расширения судоходства, особенно при условии наращивания грузопотока. Однако новая транспортная артерия, которая должна проходить через турецкую территорию, не только затрагивает проблемы судоходства и использования водных ресурсов, но и станет мощным катализатором новых геополитических проектов. Строительство канала позволит Турции частично обойти положения конвенции Монтрё, определяющей правила прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Автором исследовано, как реализация данного проекта скажется на геополитической ситуации в Черном море. Строительство нового судоходного канала, проходящего по турецкой территории, усилит политические позиции Турции в Черноморском регионе. В этом случае проход кораблей по судоходной артерии будет регулироваться национальным законодательством. Использование исторического и сравнительного методов позволили выявить особенности турецкой политики по вопросу строительства судоходного канала. Сделан вывод, что реализация данного проекта укрепит позиции Турции в Черноморском регионе, усилит ее роль в определении геополитических процессов в этом районе мира.
Армения и Азербайджан, находясь в составе Советского Союза, придерживались общих принципов управления водными ресурсами, предоставляли единую статистическую отчетность по использованию воды. Однако после приобретения независимости эти государства разработали собственные законы о воде, а также перестали обмениваться данными, полученными национальными гидрометеорологическими агентствами. Новая региональная реальность и сложные отношения между двумя странами препятствовали разработке общих механизмов по управлению трансграничных водных ресурсов, что привело к негативным последствиям для окружающей среды. Качество воды и ее эффективное управление стали одним из острых уголков неразрешенных проблем, существующих между двумя государствами. Исследование посвящено изучению водной политики Армении и Азербайджана. Проанализированы эффективность, а также недостатки управления водными ресурсами этих стран. Сделана попытка определить, насколько эффективен процесс внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами. На основе сравнительного анализа водного хозяйства Армении и Азербайджана установлены аналогии и отличия в законодательстве водной политики и политических механизмах водопользования этих стран.
Глобальное потепление вследствие климатических изменений производит неравные эффекты для различных государств международного сообщества. На основе кейс-стади опыта микрогосударства Тувалу в Океании, которое оказалось перед угрозой полного затопления, показано, как, совмещая меры по физической миграции населения в соседние страны и цифровой миграции государственности в метавселенную, решается вопрос о будущности государственности в новых условиях. Гипотеза исследования состоит в том, что опыт создания первого в истории цифрового государства представляет собой как модельный образец для стран, столкнувшихся с подобными вызовами, так и в качестве примера становления при поддержке международного сообщества платформы для реализации будущих инициатив человечества, связанных с цифровизацией общественной и политической жизни, создания цифровых двойников государств, а также переходом в метавселенные, которые сейчас находятся лишь на стадии формирования. Ключевые выводы заключаются в том, что в социальных науках цифровизация подразумевает ситуацию удвоения: наряду с физическим пространством предполагается переход в цифровое, однако кейс государства Тувалу может продемонстрировать в перспективе исключительно цифровое существование государства, социума и его культуры.
Политико-правовые основы реализации проекта Куш-Тепа подразумевают строительство канала и увеличение стока воды трансграничной реки Амударья на территорию северных провинций Афганистана. Историко-политологический анализ позволил охарактеризовать исторические предпосылки дефицита водных ресурсов в регионе, провоцирующий напряженность в межгосударственных отношениях Афганистана и центральноазиатских республик. Выявлена правовая база разграничения советско-афганской границы в XX в. и выделения доли водостоков трансграничной реки Амударья для Афганистана и центральноазиатских республик. В результате анализа социально-экономического положения населения трех афганских провинций на севере Балх, Джаузджан, Фарьяб было выявлено, что 30-40 % населения проживает в условиях тяжелого продовольственного кризиса. Доказано, что реализация проекта Куш-Тепа, завершение строительства которого планируется в 2028 г., для Афганистана решает важнейшие национальные и региональные задачи. Выявлено, что странам нижнего бассейна Амударьи - Узбекистану и Туркменистану придется существенно снижать объемы водостока из реки после завершения строительства канала Куш-Тепа. На примере Узбекистана показаны механизмы «мягкого» включения узбекской стороной Афганистана в переговорный процесс. Автором сделан вывод, что Узбекистану в обозримом будущем придется ускоренными темпами переходить к модернизации водного хозяйства и экономичным методам полива сельскохозяйственных угодий.
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время водно-энергетический кризис в Центральной Азии (ЦА) стал одной из наиболее острых проблем региона, затрагивающей как внутренние процессы, так и международные отношения. Дефицит электроэнергии, который уже существует в республиках ЦА, в скором времени может стать причиной замедления экономического развития, роста социальной напряженности и возникновения конфликтов. Осознание важности вопроса толкает республики на поиски путей решения как внутри региона, так и с привлечением партнеров извне. Западные внерегиональные акторы, присутствующие в Центральной Азии, предлагают свои проекты решения проблем водопользования и производства энергии. Авторами проанализированы проекты Соединенных Штатов и Европейского Союза, направленные на разрешение водно-энергетического кризиса. Сделан вывод, что в большинстве своем они являются частью стратегии по отделению региона от России (и Китая) и не приносят реальных результатов. Очевидно, что на данный момент только РФ обладает необходимыми компетенциями и предлагает проекты, в том числе в гидроэнергетические, реализация которых может кардинально изменить ситуацию.
Проблема политизации водных отношений по-прежнему остро стоит для стран Центральной Азии. Несмотря на усилия, рост дефицита водных ресурсов провоцирует повышенное внимание к проблеме стран региона и внерегиональных государств. Водная политика стран Центральной Азии стала формироваться после распада СССР, когда кардинально изменилась геополитическая ситуация. Получение независимости центральноазиатские государства расценили в качестве возможности упрочить свои позиции в регионе, прежде всего, за счет проведения самостоятельной и национально ориентированной водной политики. Внешнеполитический курс в сфере гидроэнергетики формировался под влиянием внутриполитических процессов, которые получили развитие на момент распада СССР. Несмотря на нарастание проблем в водной сфере, страны региона продолжали проводить курс, который игнорировал интересы соседних государств и не предполагал развитие многостороннего сотрудничества в водной сфере. Большая часть вопросов, касающихся использования ресурсов трансграничных водотоков, находилась под мощным прессингом политических факторов. Сказывалось геополитическое соперничество между центральноазиатскими государствами. Перспективные проекты гидротехнических сооружений рассматривались в контексте исключительно национальной политики, направленной на укрепление своего влияния в регионе и получение геоэкономических преимуществ. Лишь в последние годы, в связи с внутриполитическими изменениями и нарастанием дефицита водных ресурсов, страны Центральной Азии стали менять свои позиции, выступая за развитие диалога. Используя метод сравнительного и системного анализа, выявлено влияние политических факторов на водную сферу стран Центральной Азии. Автором сделан вывод, что, несмотря на смягчение центральноазиатскими странами риторики при обсуждении проблем, связанных с использованием ресурсов трансграничных водотоков, и расширением двустороннего и многостороннего взаимодействия, политические аспекты по-прежнему будут влиять на водный курс стран Центральной Азии.
Современная ситуация с водными ресурсами республик Центральной Азии характеризуется возрастающим дефицитом воды в регионе, вызванном глобальным изменением климата, увеличением численности населения, ростом экономической деятельности, износом ирригационных систем и другими причинами. Все вышеуказанное актуализирует вопросы активизации региональной интеграции, которая невозможна без наличия взаимного политического доверия, именуемого авторами «гидродоверием». Цель исследования - определение уровня гидродоверия в регионе, а также разработка механизмов, способствующих его укреплению. В сложившихся условиях государствам региона авторами предлагается проводить более скоординированную гидрополитику, направленную на решение проблемы нехватки воды. Осуществить задуманное удастся лишь в случае достижения доверия по данному вопросу между всеми участниками региональной гидрополитики, которое возможно лишь в атмосфере взаимопонимания и обоюдной поддержки. В институциональном плане для решения водных вопросов предлагается рассмотреть региональные надгосударственные структуры, к которым относится Шанхайская организация сотрудничества. В практическом плане делается упор на привлечении финансовых средств для модернизации существующих и возведения новых объектов водной инфраструктуры; цифровизации мониторинга водных ресурсов; использовании имеющегося опыта и обмене практиками решения аналогичных проблем между непосредственными донорами и потребителями водных ресурсов региона. Подчеркивается, что на данный момент Центральная Азия не может представить общий для всех пяти республик проект по развитию водно-энергетического комплекса, однако существующая кооперация, выстраиваемая между государствами региона, пусть и преимущественно в двустороннем формате, все же дает надежду на изменение ситуации в лучшую сторону. Методология исследования представлена анализом совместных проектов и интеграционных процессов в сфере водного хозяйства в регионе.
Цель исследования - анализ способов совместного осмысления понятий суверенитета и воды как политической сущности (речь о самом широком спектре ее проявлений, от предмета конкретных соглашений, регулирующих отношения на границах национальных государств, до места в современной политической философии). Работа опирается на теорию суверенитета, поэтому ее методологическая основа - сравнительный анализ концепций. Политическая рефлексия по поводу воды связана с понятием суверенитета. Так, вода истолковывается как нечто, неразрывно связанное с национальными границами, разделяющими или, напротив, преодолеваемыми. Использование теории суверенитета дает возможность говорить о реках, протекающих на территории разных государств, об их бассейнах, о доступе к Мировому океану, о климате, питьевой воде, ставить вопросы о локальности и глобальности, об угрозах и безопасности, о сотрудничестве и конфликтах, о прошлом и будущем, о реальном и о потенциальном. Это напрямую влияет на создание общей и понятной всем нормативной системы управления водой (в смысле политической категории), которая активно формируется в последние десятилетия. Для того чтобы определить то, какую связь имеют вопросы воды и суверенитета, был собран и проанализирован большой объем текстов. Каждый из них оценивался с точки зрения значения для создания интерпретационных моделей, лежащих в основе конкретных политических действий: от разработки международных соглашений до описания в медиапространстве предвыборных программ. Основные результаты исследования показали, что суверенитет стал не просто неотъемлемой характеристикой политического осмысления воды, но и инструментом решения конкретных задач. Он создает язык, на котором можно говорить о воде как о ресурсе, который ограничен, требует справедливого распределения, внешнего вмешательства, стоит под угрозой исчезновения, обладает первостепенной важностью для человека и человечества вообще. При этом размытые границы понятия «суверенитет» и споры о его значении лишь способствуют его востребованности, он встраивается в настолько широкий спектр тем, что их может объединять лишь отсылка к воде.
Современные тенденции к многополярности и фрагментации международного сотрудничества ставят вопрос о необходимости формирования нового подхода к решению проблемы климатических изменений. В качестве ключевого аспекта выступает проблема управления водными ресурсами как инструмента достижения целей по адаптации и нейтрализации климатических изменений в пределах локальных климатических зон. Автором сделан вывод, что существующие доктрины справедливого распределения водных ресурсов, как основного фактора локальных климатических изменений, в условиях многополярности демонстрируют свою несостоятельность. В этой связи предложено рассмотреть возможность формирования новой доктрины управления водными ресурсами, основанной на единстве климатических целей. Использован метод политико-правового анализа при работе с нормативно-правовыми материалами, касающимися климатической политики в России. Метод нарративного анализа (речь идёт о тематическом и структурном нарративном анализе) применялся при изучении различных доктрин справедливости использования водных ресурсов. Не менее важное место в исследовании занимает анализ ситуаций (case study). В частности, анализ ситуаций, относящийся к качественным методам, необходим при рассмотрении кейсов, связанных с локальными конфликтными ситуациями распределения и управления водными ресурсами.
В последние десятилетия в мире наблюдается значительный рост числа экологических конфликтов, среди которых выделяются экологические конфликты водопользования, имеющие свои специфические характеристики, причины и трудности урегулирования. На основе ряда примеров из зарубежной (западноевропейской и североамериканской) практики конфликторазрешения и экологической медиации предлагаются принципы оптимальной модели успешного урегулирования и разрешения связанных с водопользованием экологических конфликтов посредством прямых переговоров и посредничества (медиации) на основе учета интересов всех сторон конфликта и поиска консенсуса (делиберативной демократии). Предотвращению и успешному урегулированию экологических конфликтов водопользования способствует ясная и последовательная государственная экономическая и экологическая политика, сочетающая эффективную межведомственную координацию, обоснованное распределение издержек, широкий диалог государства, бизнеса и гражданского общества. Наиболее эффективное управление подобными конфликтами обеспечивается при участии всех заинтересованных сторон конфликта в переговорах (или медиации) на условиях равенства; признании всеми сторонами конфликта преимуществ переговоров (медиации) по сравнению с дальнейшей эскалацией конфликта или судебным разбирательством; наличии квалифицированного и заслуживающего доверие всех участников конфликта медиатора (посредника); готовности участников переговоров в полной мере выполнять в долгосрочной перспективе принятые на себя по итогам переговоров и закрепленные в достигнутом соглашении обязательства; наличии действенной системы контроля выполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Гидрополитика - это термин, широко распространившийся в XXI в. Его определения множественны и зачастую неоднозначны. Многообразие и противоречивость являются причиной повышенного внимания со стороны исследователей, поскольку формирует запрос на определенность. Цель исследования - проанализировать дефиниции и дисциплинарные претензии гидрополитики. В методологическом плане автор опирается на идеи формальной геополитики, которая позволяет рассмотреть проблемы водных ресурсов и власти в контексте возрастающего дефицита природных ресурсов. Наделение воды политическими смыслами и использование ее как символа - практика достаточно древняя. Однако мы рассматриваем это явление лишь в хронологических рамках современности, для которой характерна связь климатических изменений и политизации воды как ресурса. Это позволяет говорить о глобальном кризисе, вызванном приближающейся нехваткой пресной воды - особенностью политического дискурса в XXI в. является придание особой ценности не просто пресной, но и чистой воде. Все перечисленное влияет на межгосударственные отношения и создает новый формат дипломатии - гидрополитические отношения. Это взаимодействия государств, в основе которых вопрос о распределении пресной воды или об обеспечении доступа к ней. Большое значение в этой сфере имеют технологические и инженерные решения, позволяющие обеспечить поступления воды. Этот фактор отличает гидрополитику от геополитики и других отраслей политического знания. Гидрополитика - это наука о власти, воде и о значении гидротехнических сооружений как инструментов власти над водой в жизни различных сообществ. Все это позволяет говорить о гидрополитике как об особой дисциплине, близкой к геополитике и опирающейся на неореалистскую доктрину.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/