Статья посвящена проблематике сепаратизма в Королевстве Испания, в ней исследуются факторы, влияющие на характер отношений Каталонии с центральным правительством страны.
Проблему каталонского сепаратизма нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста формирования испанского государства, так как именно он является одним из ключевых факторов сепаратистских настроений и процессов в Каталонии. Не менее существенную роль играет культурный фактор, в особенности каталанский язык и национальное самосознание каталонцев. Среди факторов трансформации каталонского регионализма в сепаратизм выделяются следующие: глобальный экономический кризис, серьезно усугубивший ситуацию в регионе; конституционный кризис; внутриполитический кризис, в частности, проблема административно-территориального устройства Испании — региональная асимметрия; отсутствие соответствующего ответа испанского правительства на усиление националистических настроений и распространение сепаратистских идей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Каталонский конфликт представляет собой конфронтацию регионального правительства с центральным, которая длится с момента объединения испанских земель в единое государство. Политическое противостояние характеризуется, в первую очередь, исторической проблемой интеграции Каталонии в состав Испании – статус региона всегда предполагал некоторую степень политической и экономической самостоятельности, доходившую в разные исторические периоды до стремления Каталонии к получению полной независимости от испанского государства.
Список литературы
1. Гаврилова С.М. Проблема сепаратизма в современной Испании: каталонский вопрос / С.М. Гаврилова // Проблемы постсоветского пространства. — 2022. — №9(2). — С. 213-229.
2. История Испании. Том 1. С древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред.: В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова. — Москва: «Индрик», 2012. — 696 c.
3. История Испании. Том 2. От войны за испанское наследство до начала ХХI века / Институт всеобщей истории РАН.: Отв. ред.: О.В. Волосюк, М.А. Липкин, Е.Э. Юрчик. — Москва: «Индрик», 2014. — 872 c.
4. Мамаев К.А. Каталонский национализм в исторической ретроспективе. / К.А. Мамаев // Ибероамериканские тетради. — 2017. — №2. — С. 15-22.
5. Хенкин С.М. Испания. Современное нестабильное общество / С.М. Хенкин. — Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2023. — 383 с.
6. Хенкин С.М. Каталонский конфликт вчера и сегодня. / С.М. Хенкин // Актуальные проблемы Европы. — 2015. — №1. — С. 117-138.
7. Хенкин С.М. Каталонский конфликт: национальное и международное измерения / С.М. Хенкин // Актуальные проблемы Европы. — 2020. — №2 — С. 94-121.
8. Хенкин С.М. Политико-территориальная модель Испании: старые проблемы и новые вызовы / С.М. Хенкин // Полития. — 2018. — №4(91). — С. 162-179.
9. Brew J. The demographic ‘tic toc’ and Catalonia’s independence / J. Brew // VilaWeb — a Catalan-language web portal Español. — URL: https://english. vilaweb.cat/noticies/demographic-independence-joe-brew/ (дата обращения: 20.07.2024).
10. Franco-Guillén N. 2024 Catalan election: is it the end of the ‘Process’, as we know it? / N. Franco-Guillén, I.S. Balaguer // Centre on Constitutional Change, 2024. — URL: https://www.centreonconstitutionalchange.ac.uk/2024- Catalan-Election (дата обращения: 22.05.2024).
11. El PSC ganaría las elecciones con ventaja sobre ERC y Junts / El Centro de Investigaciones Sociológicas. — URL: https://www.cis.es/-/el-psc-ganarialas- elecciones-con-ventaja-sobre-erc-y-junts (дата обращения: 24.07.2024).
12. González A.M. Nations, Emotions, Identities in a Late-Modern World: Reflections on the Catalonian Quest for Independence / A. M. González // Proceedings of the 2019 Plenary Session Nation, State, Nation-State 1-3 May 2019 V. Hösle (editor) Acta 22, Vatican City. — 2019. — C. 4—5. — URL: http://culturahistorica.org/wp-content/tions_Emotions_Identities_in_a_Late_ Modern_World_Reflections_on_the_Catalonian_Quest_for_Independence (дата обращения: 29.04.2024).
13. Sánchez-Costa F. Cataluña. El mito de la secesión. Desmontando las falacias del soberanismo. / F. Sánchez-Costa. — Barcelona: Editorial Almuzara,
S.L., 2014. — C. 103-124. — URL: http://culturahistorica.org/wp-content/ uploads/2020/02/fernando-sanchez-costa-desmontando_nacionalismo.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Молодежное сотрудничество стран БРИКС в сфере экологии — тема, не получившая достаточного освещения в современной российской и зарубежной науке. Целью данной статьи является выявление основных проблем и перспектив молодежного сотрудничества в сфере экологии на основе общей характеристики этого сотрудничества и анализа современных тенденций взаимодействия молодежных организаций стран БРИКС.
В силу преимущественно экстенсивного экономического развития государства БРИКС сталкиваются с общими экологическими проблемами, такими как: климатические изменения, снижение видового разнообразия, загрязнение воздуха и водных объектов. Однако разработка единой концепции экологической политики стран БРИКС — задача, которую этому межгосударственному объединению еще предстоит разрешить.
Еще одним перспективным направлением совместной деятельности стран БРИКС является развитие молодежного сотрудничества, однако, можно заметить, что экологическая повестка пока не стала центральным вопросом в молодежных проектах БРИКС.
В результате исследования было выяснено, что наиболее значимой проблемой является несовершенство самой концепции существующих молодежных проектов БРИКС. Зачастую решения, принимаемые делегатами, носят декларативный характер и не оказывают реального влияния на экологическую политику государств, так как не обеспечена прочная связь молодежных проектов, государственных органов и бизнес-сообщества. Существует также неравномерность развития и различия в приоритетах молодежной политики разных стран блока БРИКС, что может затруднять их молодежное сотрудничество. Кроме того, наблюдается нехватка финансирования для реализации различных молодежных проектов, в том числе экологических инициатив. Тенденция медиатизации деятельности молодежных организаций ставит перед БРИКС задачу создания интерактивного медиаресурса для информирования общественности о деятельности и достижениях сообщества и обеспечения взаимодействия участников в онлайн-формате.
Таким образом, молодежное сотрудничество стран БРИКС в экологической сфере является достаточно перспективным направлением, которое необходимо развивать, основываясь на принципах преемственности, равного диалога и поддержки со стороны государств блока БРИКС.
В настоящий момент Франция оказывает огромное политическое и экономическое влияние на страны Западной и Центральной Африки через зону франка — валютный союз Франции и ее бывших африканских колоний, в котором используется валюта «франк КФА», привязанная к основной валюте Франции (в настоящий момент евро).
Франк КФА был введен в качестве денежной единицы в 1945 г., когда страны Западной и Центральной Африки еще были французскими колониями. Тогда французское правительство решило препятствовать деколонизации путем использования финансовых методов влияния – валютного союза.
Одним из принципов функционирования зоны франка является требование для африканских государств хранить часть своих валютных резервов во Франции. Именно этот принцип вызывает наибольшее возмущение не только в Африке, но и на европейском континенте. Противники зоны франка отмечают, что бывшие колонии до сих пор платят «дань» французскому правительству.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы установить причины успеха Франции в сохранении зоны франка, а также в том, чтобы определить выгоды, которые получает Франция, и убытки, которые несут африканские страны от сохранения системы франка КФА.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы: основными причинами успеха Франции в Западной и Центральной Африке являются слабое экономическое развитие региона; стремление элит стран региона получать помощь от бывшей метрополии, в т. ч. для личного обогащения.
Франк КФА представляет собой единственный случай сохранения колониальной денежной единицы, с помощью которой «старыми методами» до настоящего времени продолжается экономическая эксплуатация Западной и Центральной Африки. Для Франции зона франка дает возможность сохранить политическое и экономическое влияние в регионе. Для африканских стран такая система мешает их развитию, изымая значительную часть национальных ресурсов из экономики и направляя их во Францию.
В 2013 году Судзуки Кадзуто предположил, что региональные космические организации Японии и Китая, изначально созданные в качестве дипломатических инструментов регионального противостояния, переходят к взаимодействию. Данная статья посвящена поиску возможных точек для сближения APRSAF и APSCO с точки зрения астрополитики. Для этого анализируется деятельность организаций в период с 2013 по 2023 года, проводится сравнительная характеристика программ, дается оценка характеру их взаимодействия. Ранее подобный сравнительный анализ с фокусом на конкретных программах и случаях взаимодействия в указанных временных рамках не проводился.
В соответствии с концепцией астрополитики Китай и Япония определяются как космическая держава и автономная космическая нация соответственно. Государства участвуют в региональном противостоянии в попытках максимизировать свою космическую мощь, ограниченный ресурс, который выстраивается из совокупности всех космических программ и возможностей каждого государства.
Было установлено, что сфера регионального влияния двух организаций пересекается лишь частично. В случае с APSCO в деятельность вовлечено восемь стран: Бангладеш, Иран, Китай, Монголия, Таиланд, Турция, Пакистан и Перу. Среди наиболее активных участников APRSAF были выделены: Австралия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Малайзия, Корея, Сингапур, Таиланд, Япония, Монголия и Филиппины. Всего за время своего существования двумя организациями было разработано 12 инициатив, по шесть с каждой стороны. В силу хронологических рамок, внимание было сконцентрировано на трех сферах, в которых организации обозначили свое присутствие: борьба со стихийными бедствиями, мониторинг окружающей среды и космическое право.
Во всех трех сферах инициативы APSCO и APRSAF фокусируются на практически идентичных вопросах в рамках одного региона, и взаимодействие гипотетически могло бы способствовать более качественным результатам. Однако организации воздерживаются от каких-либо форм сотрудничества и, таким образом, продолжают быть дипломатическими инструментами Китая и Японии, используемыми для укрепления своих позиций в регионе. Факт посещения Китаем и APSCO японского форума можно объяснить более широкой стратегией Китая по утверждению своего присутствия во всех организациях и диалогах, связанных с космической сферой с тем, чтобы закрепить свой статус современного центра космической деятельности.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/