В статье анализируется аргументация, которая использовалась папской курией и Лиссабонским университетом в текстах булл и прошений, составленных в начале Схизмы и в период недолгой поддержки Португальским королевством антипапы Климента VII (1380–1381). Риторика изучаемых источников включает правовые понятие и образы, заимствованные из более ранних юридических трактатов и собраний университетских привилегий. Многие из них, такие как studium generale и universitas, применявшиеся папской курией для регламентации университетской жизни, могли иметь несколько интерпретацийи использоваться в политических целях. Это ярко демонстрирует булла папы Григория XII, отправленная Португальскому университету в 1377 г. В 1380 г. португальская ученая корпорация ожидала, что в благодарность за поддержку авиньонского папы она получит значительные пожалования и подтверждение преемственности своего высокого статуса. Однако Климент VII в булле «In Superne dignitatis» использовал ряд противоречивых формулировок, de jure основав в Лиссабоне новый studium generale, что позволило ему продемонстрировать полноту своей власти, не предоставляя новые привилегии Португальскому университету. Однако участие в диалоге с понтификом способствовало трансформации представлений академического сообщества о своем месте в обществе
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Португальский университет был основан королем Динишем в Лиссабоне между 1288 и 1290 гг. В 1308 г. он был перенесен в Коимбру, в 1338 г. возвращен в Лиссабон, но около 1354 г. снова оказался в Коимбре. С 1377 г. он вновь на полтора столетия обосновался в Лиссабоне. Последний на данный момент переезд университета, из Лиссабона в Коимбру, состоялся в 1537 г. 1 В условиях Великой Схизмы и назревавшего политического кризиса в Португалии, приведшего после смерти короля Фернанду I к Междуцарствию и гражданской войне 1383–1385 гг., университет стал активно выступать как самостоятельный участник политических процессов, пытаясь укрепить свой статус 2. Одним из важных направлений стал диалог университета с папскими куриями в первые годы Великой Схизмы
Список литературы
1. Воскобойников О.С. Душа мира: Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II (1200-1250). М., 2008.
2. Кульпина А.В. Деривационные словари и латинская ученость в Италии XI-XIII веков // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем / отв. ред. В.В. Петров. 2018. № 4. С. 269-286. EDN: YNWJSP
3. Курциус Э.Р. Европейская литература и латинское Средневековье / пер., коммент. Д.С. Колчигина; под ред. Ф.Б. Успенского. М., 2021. Т. 1-2.
4. Русанов А.В. Подтверждения привилегий Португальского университета в правление короля Жуана I (1384/1385-1433) // Средние века. 2015. Вып. 76 (3-4). С. 360-375. EDN: VLSAOP
5. Русанов А.В. Подтверждения привилегий Португальского университета в правление короля Фернанду I (1367-1383) // Средние века. 2014. Вып. 75 (1-2). С. 192-215. EDN: SMNOJN
6. Baptista J.C. Portugal e o Cisma do Ocidente // Lusitania Sacra. 1956. Vol. I. P. 65-203.
7. Bejczy I. Cardinal Virtues in the Middle Ages: A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden; Boston, 2011.
8. Bellini E. L’università a Perugia negli statuti cittadini (secoli XIII-XVI). Perugia, 2007.
9. Bellomo M. Federico II, lo “Studium” a Napoli e il diritto comune nel Regnum // Rivista internazionale di diritto comune. 1991. Vol. 2. P. 135-141.
10. Broser T. Les règles de l’ars dictaminis à la Curie pontificale durant le XIIIe siècle // Le dictamen dans tous ses états: Perspectives de recherche sur la théorie et la pratique de l’ars dictaminis (XIe-XVe siècles) / Ed. B. Grévin, A.-M. Turcan-Verkerk. Turnhout, 2015. P. 243-256.
11. Chartularium Universitatis Parisiensis / Ed. E. Chatelain, H. Denifle. P., 1889. T. I.
12. Chartularium Universitatis Portugalensis. Lisboa, 1967-2003. Vol. I-XV.
13. Cobban A.B. The Medieval Universities: Their Development and Organization. L., 1975.
14. Courtenay W.J. Introduction // Rotuli Parisienses: Supplications to the Pope from the University of Paris / Ed. W.J. Courtenay. Leiden, 2004. Vol. I. P. 1-29.
15. Courtenay W.J., Goddard E.D. Introduction // Rotuli Parisienses: Supplications to the Pope from the University of Paris / Ed. W.J. Courtenay, E.D. Goddard. Leiden, 2012. Vol. III. P. 1-28.
16. Ermini G. Concetto di “Studium generale”. Modena, 1942 (Estratto dall “Archivio Giuridico”; Vol. CXXVII,. Fasc. 1 (Ser. V. Vol. VII, Fasc. 10)).
17. Fleisch I. Sacerdotium - Regnum - Studium: Der westiberische Raum und die europäische Universitätskultur im Hochmittelalter: Prosopographische und rechtsgeschichtliche Studien. Münster, 2006.
18. García y García A. La enseñanza universitaria en las Partidas // Glossae: Revista de Historia del Derecho Europeo. 1989-1990. Vol. 2. P. 107-118.
19. Grévin B. Rhétorique du pouvoir médiéval: Les lettres de Pierre de la Vigne et la formation du langage politique européen (XIIIe-XVe siècle). Rome, 2008.
20. Grévin B. Théorie et pratique du dictamen dans la péninsule ibérique (XIIIe-XIVe siècles) // Le dictamen dans tous ses états: Perspectives de recherche sur la théorie et la pratique de l’ars dictaminis (XIe-XVe siècles) / Ed. B. Grévin; A.-M. Turcan-Verkerk. Turnhout, 2015. P. 309-346.
21. Kibre P. Scholarly Privileges in the Middle Ages: The Rights, Privileges, and Immunities of Scholars and Universities at Bologna, Padua, Paris, and Oxford. L., 1961.
22. Livro Verde da Universidade de Coimbra / Ed. M.A. Rodrigues. Coimbra, 1992.
23. Linehan P., Zutshi P.N.R. Fiat A: the Earliest Known Roll of Petitions Signed by the Pope (1307) // English Historical Review. 2007.Vol. CXXII (498). P. 998-1015. EDN: JHZIOV
24. Marmursztejn E. L’Autorité des maîtres: Scolastique, norms et société au XIIIe siècle. P., 2007.
25. Marques J. Os corpos académicos e os servidores // História da universidade em Portugal. Coimbra; Lisboa, 1997. Vol. I, T. I: 1290-1536. P. 69-127.
26. Nardi P. Relations with Authority // A History of the University in Europe. Cambridge, 2003. Vol. 1: Universities in the Middle Ages / Ed. H. de Ridder-Symoens. P. 77-107.
27. Portugalia Pontificia: Materials for the History of Portugal and the Papacy, 1198-1417 / Ed. P. Linehan. Lisboa, 2013. Vol. I-II.
28. Post G. The Papacy and the Rise of the Universities / Ed. W.J. Courtenay. Leiden, 2017.
29. Provvidente S. El pensamiento conciliar del siglo XV: entre universitas y persona ficta // Glossae: European Journal of Legal History. 2014. Vol. 11. P. 117-142.
30. Rocha Madahil A.G. da. A insígnia da Universidade de Coimbra: Esboço histórico. Coimbra, 1937.
31. Rotuli Parisienses: Supplications to the Pope from the University of Paris / Ed. W.J. Courtenay and E.D. Goddard. Leiden, 2002-2012. Vol. I-III.
32. Rucquoi A. Contribution des studia generalia à la pensée hispanique médiévale // Pensamiento medieval hispano: Homenaje a Horacio Santiago-Otero. Madrid, 1998. Vol. 1. P. 737-770.
33. Rusanov A. Continuity of University History: a Case-Study of Portuguese Studium Generale (1288-1377) // History of Education and Children’s Literature. 2014. Vol. IX, N 1. P. 287-299. EDN: UEOVMX
34. Sánchez Sesa R. El Cisma de Occidente en la Península Ibérica: religión y propaganda en la Guerra castellano-portuguesa // Estudos em homenagem ao professor doutor José Marques. Porto, 2006. Vol. IV. P. 307-320.
35. Swanson R.N. Universities, Academics and the Great Schism. Cambridge, 2008.
36. Ullman W. The Medieval Theory of Legal and Illegal Organisations // Law Quarterly Review. 1944. Vol. LXII. P. 285-291.
37. Les universités françaises au Moyen-Âge avis à M. Marcel Fournier, éditeur des Statuts et privilèges des universités françaises / Ed. H. Denifle. P., 1892.
38. Watt D.E.R. University Clerks and Rolls of Petitions for Benefices // Speculum. 1959. Vol. XXXIV, N 2. P. 213-229.
39. Weijers O. Terminologie des universités naissantes: É tude sur le vocabulaire utilisé par l’institution nouvelle // Soziale Ordnungen im Selbstverständnis des Mettelalters. B., 1979. S. 258-280 (Miscelanes Medievalia, 12/1).
40. Zutshi P. Changes in the Registration of Papal Letters under the Avignon Popes (1305-1378) // Kuriale Briefkultur im späteren Mittelalter Gestaltung - Überlieferung - Rezeption / Hrsg. T. Broser, A. Fischer, M. Thumser. Köln; Weimar; Wien, 2015. S. 237-262.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Борис Соломонович Каганович посвятил свои исследования судьбам и творчеству российских историков ХХ в., и одним из главных его героев стал академик Е. В. Тарле. В подготовленный Б. С. Кагановичем сборник, который увидел свет, к сожалению, уже после безвременной кончины составителя, вошли небольшие статьи, протоколы выступлений Тарле, его воспоминания и воспоминания о нем. Эти малоизвестные или публикуемые впервые тексты характеризуют разносторонние дарования и увлечения знаменитого историка, знакомят с его мыслями и поступками, предлагают задуматься над их логикой, подсказанной коллизиями не простого времени, в которое он жил
Рецензия посвящена монографии М. В. Винокуровой, в которой рассматривается развитие городских обычаев английских городов на протяжении Средних веков и раннего Нового времени, их взаимоотношение с нормами общего права королевства и роль в становлении последнего. На основе разнообразных по характеру записей городских обычаев автор реконструирует яркую картину социальной реальности и правовой культуры средневекового города
В рецензии анализируется первое русское издание «Нормандской хроники Пьера Кошона». Помимо разбора источника в центре внимания рецензента – труд переводчика и исследователя М. В. Аникиева, внесшего весомый вклад в изучение истории средневековой Франции
Рецензируемый труд посвящен истории балтийских крестовых походов – теме, интерес к которой существенно возрос в последние 20 лет. В отличие от предыдущих исследований, основанных главным образом на немецких и латинских текстах, в фокусе рассматриваемой книги – литературные тексты на старофранцузском языке XIII–XV вв. Благодаря этой французской перспективе автору удалось по-новому взглянуть на известный сюжет и ответить на главный поставленный в исследовании вопрос: как балтийские крестовые походы и особенно воображаемый балтийский мир способствовали созданию европейского образа инаковости и границы христианства. Кроме того, в книге представлен исчерпывающий анализ источников и актуальных исследований по теме. В целом труд Л. Шолле послужит отличным введением в историю балтийских крестовых походов для учащихся и специалистов по другим темам истории крестоносного движения
В рецензируемой книге впервые публикуются на русском языке переводы монографии и статей классика русско-скандинавских исследований – Адольфа Стендер-Петерсена, где в комплексе исследуются проблемы историко-культурного взаимодействия Византии, Руси и Скандинавии в IX–XI вв. Этимологии обозначений скандинавов в древнерусских памятниках рассматриваются в широком историко-культурном контексте с учетом эволюции их значений. Рецензент предлагает свою версию происхождения монастыря Рос(ов) на Афоне в свете анализируемой проблематики
2 сентября 2021 г. ушел из жизни Борис Львович Фонкич - выдающийся специалист по греческой палеографии и кодикологии, автор многочисленных открытий в области изучения византийской и поствизантийской рукописной книги, идентификатор таких дуктов и местных видов письма, как иерусалимский и южноитальянский, исследователь индивидуальных почерков греческих книжников, пионер выявления на основе рукописного материала начала и эволюции греческого книгописания в России, исследователь отечественных и зарубежных собраний греческих рукописей, их собирателей и исследователей и т. д.
30 октября 2021 г. ушел от нас замечательный человек, блестящий педагог и ученый, с именем которого самым тесным образом связаны судьбы петербургской и отечественной медиевистики. Не стало Галины Евгеньевны Лебедевой. На протяжении почти четверти века, с 1990 по 2015 г., она возглавляла кафедру истории Средних веков Санкт-Петербургского университета. И свыше полувека ее научная деятельность во многом определяла успехи петербургского византиноведения
В статье предложен анализ судебного конфликта между еврейской общиной Бреста и униатским капитулом в 1669–1671 гг. Предполагая построить на месте еврейских домов церковь, брестский капитул потребовал от евреев освободить занимаемое ими церковное владение. Автор дает сравнительный анализ отношений между евреями и униатским и католическим духовенством, а также показывает ритуальные и символические аспекты конфликта, который развивался на фоне сложных отношений между униатским митрополитом и владимирским (брестским) епископом. Несмотря на то что большинство использованных в статье источников опубликовано, обращение к новым подходам из социальной истории и культурной антропологии помогает осветить проблемы религиозного насилия и конфессиональных отношений в новом свете
Появление первой западноевропейской карты Московского государства связывают с деятельностью итальянского гуманиста Паоло Джовио. «Карта Джовио» содержит значительный объем достоверной информации о России, которой до тех пор на Западе не располагали. Ее заглавие приписывает изложенные в ней сведения главе русского посольства, посетившего Рим в 1525 г, Дмитрию Герасимому. Более правдоподобной кажется мысль, что в действительности Герасимову принадлежит лишь часть этих данных. По предположению одного из исследователей, «карта Джовио» имела в своей основе неизвестный нам «ранний вариант».
В этой связи автор статьи останавливается на двух сюжетах. Во-первых, он находит и анализирует материал, проливающий свет на представления Джовио о географии «Московии» в 1515 г. Во-вторых, в статье показано, что одним из источников, использованных в сочинения Альберта Пигия «Новая Московия» (1523 г.), была неизвестная карта, родственная той, которая затем попала в руки Паоло Джовио
Статья посвящена двум подлинным печатным актам императора Священной Римской империи Карла V из собрания Н. П. Лихачева Научно-исторического архива СПбИИ РАН, относящимся к истории Шмалькальденской войны в Германии между католиками и протестантами (1546–1547). Имеются в виду «Послание к некоторым имперским городам» от 17 июня 1546 г. (5/603) и «Мандат Мельхиору, епископу Вюрцбургскому, и подданным всех сословий Франконии» от 28 ноября 1546 г. (3/603). Имевшие пропагандистский характер и цели и размноженные с помощью печатного станка документы рассматриваются как средства массовой информации и пропаганды. В исследовании в историческом контексте анализируются цели автора печатных посланий, круг их адресатов, планируемое воздействие и стратегии убеждения, взятые на вооружение составителями текстов. Важное значение придается анализу стиля, образности языка и метафорам как средствам выразительности печатного слова. В статье также разбираются формуляр и композиция актов, даны и внешние характеристики. В приложении публикуется текст «Мандата Мельхиору, епископу Вюрцбургскому, и подданным всех сословий Франконии» от 28 ноября 1546 г. (3/603) и его перевод на русский язык.
На рубеже Средних веков и раннего Нового времени на Западе существовали разнообразные рекреативные корпорации, среди которых были и стрелковые сообщества в форме братств, «аббатств» или «королевств». Их деятельность в Эльзасе, Фландрии, Швейцарии, Германии и Ливонии изучена неплохо, чего нельзя сказать о подобных объединениях в городах Франции. «Мемуары» Клода Атона проливают свет на деятельность «королевства Аркебузы и рыцарей Присяги», созданного с разрешения короля для организации стрелковых состязаний в Провене. Ежегодные парады «рыцарей аркебузной Присяги» и последующие стрельбы, призванные выявить нового «короля Аркебузы», как и периодические встречи с «королевствами» других городов, были важными событиями в городской жизни. В Провене существовали похожие объединения и для состязаний в стрельбе из арбалета (бюджет арбалетчиков был более скромным, чем у аркебузиров), и для игры в мяч. «Рыцарями аркебузной Присяги» и «игроками в мяч», выезжавшими на состязание в другие города, зачастую были одни и те же люди. Речь шла о своеобразных престижных клубах. Но в них могли воспроизводиться социальные коллизии, характерные для муниципальной элиты французских городов во время Религиозных войн
Взаимоотношения французских монархов с императорами Священной Римской Империи всегда были сложными. Однако избрание на императорский престол отпрыска Люксембургского дома, Карла IV, положило начало периоду наиболее тесных, близких и доверительных отношений между Империей и Французским королевством. В статье детально исследуются два важных эпизода этих контактов, относящихся к жизни будущего короля Франции Карла V Мудрого, в бытность его еще наследником престола. В его сложных отношениях с отцом королем Иоанном II Добрым, в ситуации политического кризиса, разразившегося в стране в связи с поражением французской армии и пленением короля, дофин Карл неизменно прибегал к помощи дяди, императора Карла IV Люксембурга. Конечные успехи короля Франции Карла V Мудрого свидетельствуют, что он получил от императора хорошие советы и сумел ими правильно воспользоваться
Развитие церковного права в средневековой Чехии можно разделить на несколько этапов. Для раннего этапа, периода существования Чешского княжества, типичным было применение к церкви принципа права собственности. Тот, кто основал храм, был его владельцем. Это ограничивало возможности епископа влиять на действия священника такого частного храма и следить за исполнением церковных канонов. Важным памятником, документирующим постепенное устранение нехристианских пережитков, являются Гнезненские указы чешского князя Бржетислава. В XII в. в скриптории в Оломоуце были изготовлены копии правовых сборников Бурхарда Вормсского и Иво Шартрского. Дальнейшим изменениям способствовала деятельность Пражского епископа Ондржея (1214–1224) по осуществлению в его диоцезе решений IV Латеранского собора и программы папства. XIII – первая половина XIV в. прошли под знаком внедрения новых принципов в жизнь общества: соблюдалась судебная неприкосновенность духовенства и церковного имущества, патронатное право заменило право частной церкви. Период со второй половины XIV до начала XV в. стал временем наибольшего влияния и значения церковного права. Частью программы гуситов был полный отказ от церковного права. После гуситской «революции» не произошло восстановления сложившегося ранее порядка, церковное право в общественном сознании было подчинено праву светскому
В статье поднимается вопрос о существовании в Риме в VI в. городского духовенства как особой общности, отличной от папского окружения. Автор доказывает, что сборник папских биографий, известных как «Книга пап» (Liber Pontificalis), отражает взгляды и особенности социальных представлений этой общности. Среди них: противопоставление себя не только мирянам, но и другим общностям, таким как монашество; защита своих прав и привилегий посредством создания системы ритуалов, соблюдение внутренней иерархии духовенства и конструирования собственной картины церковной истории
Основное содержание предлагаемого выпуска симметрично распадается на две части – духовную и светскую, вполне в духе средневековой доктрины о двух мечах. И в соответствии со средневековой традицией мы начинаем с церковного блока. Шестой век – важное время для формирования института папской власти. В этот период епископ Рима укрепляет свое влияние, но римское городское духовенство, пытаясь дистанцироваться от непосредственного папского окружения, претендует на сохранение собственных прав и привилегий. Этот процесс в известной мере отражен в «Книге пап» (Liber Pontificalis), сборнике папских биографий. Первые шаги, предпринятые, возможно, по прагматическим мотивам, оказались чреваты последствиями, важными для всего латинского Запада
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru