Введение: в статье представлены результаты исследования финансового рынка России как объекта криминологической безопасности. Автор преследует цель уточнения понятия «финансовый рынок», что в дальнейшем позволит своевременно определять степень общественной опасности правонарушений в сфере рынка финансовых услуг, уровень теневой экономики и ее влияние на развитие финансового рынка России.
Материалы и методы: материалом исследования послужили нормативные правовые акты, доктринальные положения и аналитические данные, связанные с исследованием финансового рынка, статистические показатели выявленных нелегальных действий, совершаемых на национальном финансовом рынке. В качестве методологического инструментария выступила совокупность общенаучных и специальных юридических методов познания (диалектический, формально-юридический, статистический, лингвистический и эмпирические).
Результаты исследования: в процессе криминологического исследования финансово-экономических отношений, сложившихся на финансовом рынке России, выявлена необходимость повышения уровня их криминологической безопасности в сфере рынка финансовых услуг за счет разработки специальных мер защиты, что позволит снизить уровень криминальных угроз и рисков для всех участников (субъектов) национального финансового рынка, а также обеспечить максимально возможный уровень криминологической защищенности личности, общества и государства в экономической сфере.
Обсуждение и заключение: по результатам исследования финансового рынка автор определяет финансово-экономические отношения как объект, который возникает при действии участников финансового рынка России, характеризующегося беспрецедентным ростом нелегальной деятельности, низким уровнем выявления и документирования недобросовестных практик, повышенным уровнем латентности нелегальных действий, в результате чего возникает острая необходимость в создании условий для бесперебойного и эффективного функционирования системы обеспечения криминологической безопасности в современных реалиях; модернизации процесса не только повышения уровня финансовой грамотности населения, но и обучения специалистов, осуществляющих защиту финансового рынка от преступных посягательств на внутриведомственном, межведомственном и международном уровнях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Финансовый рынок, являясь частью экономической системы, реагирует на малейшие изменения в экономике государства, выступая индикатором, отражающим в целом состояние экономики страны. Его эффективность во многом зависит от ряда экономических показателей, таких как объем денежной массы, профицит/дефицит госбюджета и сальдо платежного баланса, а также госдолг, уровень инфляции, валютный курс и др.
Список литературы
1. Артюхов А.А. К вопросу о понятии финансового рынка // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009. № 1. С. 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-finansovogo-rynka (дата обращения: 30.01.2024). EDN: KJAGFJ
2. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. Москва: Кнорус, 2004. 216 с. EDN: QQEUIP
3. Быкова Н.И. Формирование финансового рынка в РФ и роль банков в его развитии: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.10. Санкт-Петербург, 1999. 245 с. EDN: NLORRR
4. Коркин В.М. Ссудный рынок России. Москва: Экзамен, 2001. 319 с.
5. Красавина Л.Н. Финансовый рынок как фактор инновационного развития экономики: системный подход // Банковское дело. 2008. № 8 С. 12 - 18. EDN: JSIVMB
6. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. 2021. Т. 5. № 3. С. 167 - 182. EDN: QYUXAR
7. Сулашкин С.С. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Т. 1. Москва: Научный эксперт, 2008. 467 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение: выбор темы статьи обусловлен существующими на практике трудностями при установлении причинной связи как обязательного элемента материальных составов преступлений. Исследование посвящено анализу известных уголовно-правовой науке теорий причинной связи и имеет целью выявление наиболее оптимального алгоритма ее установления в процессе квалификации преступления, предусмотренного ст. 1241 УК РФ (воспрепятствование оказанию медицинской помощи).
Материалы и методы: материалами исследования послужили теоретические разработки уголовно-правовой науки относительно подходов к причинности, их обоснованная критика и комментарии, авторские подходы ученых к определению критериев наличия причинной связи в составах преступлений. В качестве методологической основы исследования использованы диалектический метод познания, анализ, дедукция, формально-логический и системно-структурный методы.
Результаты исследования: резюмированы существующие в уголовном праве теории причинной связи, через их призму дана оценка признакам объективной стороны воспрепятствования оказанию медицинской помощи и сделан вывод о целесообразности применения теории необходимого причинения как наиболее оптимальной при квалификации преступления, предусмотренного ст. 1241 УК РФ.
Обсуждение и заключение: на основании проведенного анализа сделаны выводы относительно особенностей течения причинной связи в преступлениях против жизни, в частности, в преступлении, предусмотренном ст. 1241 УК РФ. Предложен алгоритм установления ее наличия или отсутствия в составе воспрепятствования оказанию медицинской помощи.
Введение: статья посвящена анализу пенитенциарной преступности как одной из наиболее опасных форм пенитенциарной девиантности, приводятся ее сущностные характеристики. Особое внимание уделено различиям пенитенциарной преступности в зависимости от ее субъектов.
Материалы и методы: использован диалектический метод. Применялись обще- и частнонаучные методы, системный и структурно-функциональный подходы.
Результаты исследования: проведенное исследование позволило авторам прийти к выводу, что учет дифференциации пенитенциарной преступности в зависимости от субъектов имеет особое практическое значение в деле ее профилактики и минимизации.
Обсуждение и заключение: пенитенциарная преступность, как одна из форм отклоняющегося поведения, требует пристального внимания и исследования сущности, а также характерных особенностей ее субъектов с целью выработки действенных рычагов превенции.
Введение: в статье анализируются положения уголовного законодательства об ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних, формулируются предложения о совершенствовании соответствующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Материалы и методы: в исследовании использовались диалектико-материалистический, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический методы. Проанализированы приговоры судов по преступлениям, предусмотренным Гл. 18 УК РФ, за последние три года.
Результаты исследования: в результате проведенного анализа сформулированы предложения о внесении изменений в соответствующие статьи Гл. 18 УК РФ.
Обсуждение и заключение: предложенные изменения уголовного законодательства будут способствовать дальнейшей дифференциации уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних, индивидуализации назначаемого виновным лицам уголовного наказания.
Введение: в статье рассматриваются массовые кибератаки на информационную инфраструктуру России. Указывается, что одной из основных целей преступников являются информационные системы персональных данных.
Обзор литературы: в ходе исследования анализировались научные труды А. В. Минбалеева, Л. К. Терещенко, М. Б. Добробабы, П. А. Виноградовой, Ю. Н. Мильшина, С. Г. Чубуковой и др., а также последние изменения законодательства о персональных данных.
Материалы и методы: в ходе исследования использовались системный метод, а также формально-юридический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы. Эмпирическими данными выступили российские нормативные правовые документы, статистические исследования, а также научные работы по теме исследования.
Результаты исследования: анализируются внесенные в июле 2022 года изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», имевшие, в том числе, своей целью уменьшить количество утечек, повысить количество выявленных киберинцидентов и отраженных атак. Отмечается, что в десятки раз увеличилось количество операторов персональных данных, которые должны сообщать в Роскомнадзор о том, что они обрабатывают персональные данные. Полноценное оформление обработки персональных данных и защита информационных систем персональных данных вызывают существенные затруднения у «новых» операторов. Ситуация усугубляется кадровым некомплектом. Также анализируются положения, в соответствии с которыми осуществляется реагирование на инциденты, связанные с утечками персональных данных, и информирование о них ФСБ России и Роскомнадзора.
Обсуждение и заключение: делается вывод о сложности исполнения принятых изменений законодательства малыми и средними компаниями, в том числе муниципальными организациями. Указывается на проблемы, возникшие в связи с изменениями, внесенными в законодательство, и ожидаемым введением норм административной ответственности за их неисполнение. Предлагаются пути решения возникших проблем, в том числе создание массовых программ по обучению сотрудников операторов персональных данных, создание специальных облачных платформ для защиты персональных данных, обрабатываемых в организациях, отложение введения норм административной ответственности для малого бизнеса сроком на один год.
Введение: в статье рассмотрены некоторые организационные аспекты обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел в России. Показано влияние геополитической ситуации и других факторов на организацию деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности. Рассмотрен ряд проблемных аспектов в деятельности органов внутренних дел; предложены меры по их разрешению.
Материалы и методы: методологической основой исследования явились системный подход и диалектический метод познания, которые позволили раскрыть сущность и содержание организации управления деятельностью органов внутренних дел и предложить способы ее совершенствования.
Результаты исследования: обосновывается, что проведение командно-штабных учений играет значимую роль в повышении эффективности управления силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях и способствует результативности показателей при оценке их деятельности. Акцентируется внимание на методе упреждающего вписывания, основанного на взаимоотношениях субъекта и объекта управления, прямых и обратных связях, позволяющего улучшить эффективность системы управления.
Обсуждение и заключение: в целях реализации стратегических правоохранительных задач необходима быстрая организация перехода на качественно новый уровень управления, отвечающий современным вызовам и требующий модернизации данного процесса.
Введение: в статье рассматривается механизм осуществления конституционного права на обжалование решений органов власти в ключе административно-процессуального порядка. Для большинства субъективных конституционных прав предусматривается определенный механизм их осуществления. Как правило, он основан на вариативности, поскольку предоставляет гражданину выбор средств и способов воплощения возможностей, гарантированных конституционным законодательством. Наглядным примером такого разнообразия выступают механизмы реализации субъективного права на судебное обжалование решений, принятых органами власти. Так, среди таких механизмов выделяется и административно-процессуальный порядок, развитие которого в современном конституционно-правовом измерении рассмотрено в статье.
Материалы и методы: исследование конституционно-правовых и административно-процессуальных основ реализации субъективного права на судебное обжалование решений органов власти проводилось посредством использования основных методов научного познания: формально-логического, текстуального, системного и исторического методов, позволивших не только определить понятийно-категориальный аппарат, но и проанализировать законодательные нормы, опосредующие административно-процессуальный порядок осуществления рассматриваемого конституционного права.
Результаты исследования: авторы констатируют рассогласованный подход законодателя к правовому регулированию административно-процессуального механизма осуществления права на судебное обжалование решений органов власти, что позволило определить его в качестве дефекта права, выраженного в диссиметрии законодательного материала.
Обсуждение и заключение: поскольку развитие административно-процессуального механизма конституционного права на обжалование решений органов власти происходило в разных отраслях законодательства, между ключевыми правовыми нормами возникли отдельные коллизии. Тем не менее данный механизм подлежит применению ко всем случаям соприкосновения интересов граждан с соответствующим властным волеизъявлением, выраженном в решении уполномоченного органа, в том числе при отсутствии формализации оснований для обращения в суд.
Введение: в статье раскрывается актуальность пересмотра подходов к образованию и воспитанию в условиях трансформации геополитических угроз, внутренней и внешней политики России.
Материалы и методы: в качестве материальной основы в статье использованы нормативные правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации; научные источники; применены общенаучные и специальные юридические методы, в частности метод сравнительного правоведения.
Результаты исследования: рассмотрены политико-правовые особенности формирования национальных приоритетов в образовании и воспитании с учетом их влияния на социально-экономическое развитие страны.
Обсуждение и заключение: в настоящее время переосмыслению подвергается вектор духовно-патриотического воспитания будущего поколения с учетом тех вызовов и угроз, с которыми столкнулась Россия в последние годы. Накопленный опыт либерального реформирования системы образования и воспитания, начиная с 90-х годов прошлого столетия, привел к необходимости трансформации идеологических основ этого стратегически важного направления внутренней политики, определяющего направления национальной безопасности.
Введение: в статье анализируются методологические основы выработки современного понятия административного правонарушения; сравниваются точки зрения различных ученых-административистов на природу и сущность правонарушений; аргументируется необходимость введения признака антиобщественности с раскрытием его содержания применительно к его социально-негативным последствиям; предлагаются методологические подходы формирования содержания и структуры современного российского административно-деликтного законодательства.
Материалы и методы: автором анализировалась административно-правовая статистика правоохранительных органов, научная литература по вопросам методологии административно-деликтного права, использовались методы исторического анализа, сравнения, обобщения, комплексного анализа и системного подхода.
Результаты исследования: на современном этапе развития правовой системы Российской Федерации административно-деликтное право и разработанный на его основе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, как показывает практика, во многом признается несовершенным по содержанию и нерациональным по структуре. В связи с этим давно появилась необходимость: а) выработки принципиально иной парадигмы административно-деликтного права на основе современных методологических подходов к природе и сущности административных правонарушений; б) формирования научно аргументированной дефиниции данной категории; в) разработки нового проекта кодифицированного нормативного акта в сфере административных деликтов на основе научно обоснованных критериев.
Обсуждение и заключения: автор приходит к выводу, что закрепленное в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях определение административного правонарушения не содержит основного признака, характеризующего его социально-негативные последствия, в силу чего действующий кодифицированный акт перегружен нереализуемыми нормами; во многих случаях цели административных наказаний не достигаются, что не способствует формированию законопослушного поведения граждан; при разработке проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует руководствоваться предложенными автором статьи методологическими основами формулирования понятия правонарушения.
Введение: в статье рассматриваются вопросы формирования и развития правового регулирования отношений, связанных с созданием, оборотом и применением информационных и высоких технологий.
Материалы и методы: в качестве материалов исследования выступили доктринальные источники, связанные с различной трактовкой исследуемых понятий, использовались труды ученых в рамках рассматриваемой темы. Исследование основано на комплексе методологических подходов. Основополагающее значение получили формально-юридический, метод актуализации, ретроспективный, сравни-тельно-правовой методы.
Результаты исследования: в настоящее время взаимоотношение между органами власти и гражданами осуществляется, в том числе, с помощью различных онлайн-сервисов. Международные конфликты превратились в конфликты технологий, идет активная разработка новейших БПЛА, технологий искусственного интеллекта, осуществляются исследования в области суперпроводников и возобновляемого топлива и т. д.
Обсуждение и заключение: современные технологии стали неотъемлемым атрибутом жизни всех граждан России. Изложенное подчеркивает важность необходимости регулирования отношений, связанных с созданием, оборотом и применением информационных, коммуникационных и высоких технологий, со стороны государства.
Введение: в статье проанализированы доктринальные подходы, выработанные теорией права к дефиниции «правовые механизмы». Установлено отсутствие единообразного подхода при исследовании анализируемого понятия с использованием таких методологий, как системная, аксиологическая, феноменологическая, что негативно отражается на отраслевых и теоретико-правовых исследованиях. Последнее выражается в структурной и функциональной составляющей при исследовании правовых явлений, правовых состояний, феноменов и правовых образований, уделяющих недостаточное внимание рассмотрению изучаемых явлений как целостных образований, с учетом характера взаимосвязей между структурными элементами, что определяет качественную характеристику и правовых механизмов в том числе.
Материалы и методы: автор опирался на труды отечественных исследователей в рассматриваемой сфере: В. П. Махалова, Т. Н. Радько, К. В. Шундикова, Г. С. Беляевой и др. В работе использованы общенаучные методы анализа, сравнения, дедукции, а также системно-структурный методологический подход.
Результаты исследования: посредством рассмотрения правовых механизмов с позиций системной методологии акцентируется внимание на том, что подсистемы и составляющие их элементы скреплены между собой связями, что детерминирует определенное воздействие на общественные отношения как внешнюю среду. Констатируется, что механизмам в праве присущи тенденции качественных и количественных изменений; первые сложнее в исследовании, носят «скрытый» характер. Исследована юридическая природа рассматриваемого явления.
Обсуждение и заключение: системный признак целостности, присущий правовым механизмам, рассмотрен применительно к изучаемому явлению. Отмечается, что подсистемы правового механизма объединены между собой посредством различных внутрисистемных связей, обеспечивающих свойство целостности механизма, а значит и системности. Максимальным пределом расчленения механизмов, то есть элементом, выступает правовая норма. Также правовым механизмам свойственна некоторая противоречивость.
Издательство
- Издательство
- КАЗАНСКИЙ ЮИ МВД РОССИИ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420108, Респ Татарстан, г Казань, Приволжский р-н, ул Магистральная, зд 35
- Юр. адрес
- 420108, Респ Татарстан, г Казань, Приволжский р-н, ул Магистральная, зд 35
- ФИО
- Зиннуров Фоат Канафиевич (НАЧАЛЬНИК ИНСТИТУТА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______