Статья: ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2024)

Читать онлайн

Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС начального общего образования, в которых зафиксированы метапредметные образовательные результаты, включающие овладение такими навыками сотрудничества, как: определение цели совместной деятельности и путей ее достижения, распределение ролей, взаимный контроль, оценка собственного поведения и поведения окружающих, конструктивное разрешение конфликтов.

Цель: определение характеристик образовательной среды, в которой учащиеся демонстрируют высокий уровень навыков сотрудничества. Гипотеза: предполагается, что учащиеся демонстрируют более высокий уровень навыков сотрудничества в среде, предоставляющей возможности для их свободной активности, самостоятельного выбора, опоры на личностные интересы, независимости суждений и поступков, структурированной и психологически безопасной, т. е. удовлетворяющей потребности ребенка в автономии, компетентности и связанности с другими. Участники: четвероклассники (N = 1384) и управленческие команды из 37 общеобразовательных школ в 21 регионе РФ. Методы (инструменты): для оценки навыков сотрудничества использован инструмент мониторинга «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация), разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, содержащий задания сценарного типа в компьютерной форме; характеристики среды определялись посредством методик векторного моделирования и оценки количественных параметров образовательной среды (В. А. Ясвин).

Результаты. Показана связь уровня сотрудничества учащихся с типами среды, выделенными на основе шкал «свобода–зависимость» и «активность–пассивность», а также количественными параметрами среды.

Выводы. Определены характеристики среды, связанные с высоким уровнем навыков сотрудничества в начальной школе: преобладание активных и свободных типов среды, структурированность, безопасность, широта и интенсивность. Практическая значимость. Управленческим и педагогическим командам образовательных организаций может быть рекомендовано учитывать полученные результаты при выборе приоритетов проектирования и организации личностно-развивающей среды.

Ключевые фразы: начальная школа, навыки сотрудничества, образовательная среда, творческая среда, параметры среды, теория самодетерминации
Автор (ы): КОВАЛЬ ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА, ЯСВИН ВИТОЛЬД АЛЬБЕРТОВИЧ
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9.072.432. вербальные
Для цитирования:
КОВАЛЬ Е. Г., ЯСВИН В. А. ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. 2024. Т. 13 № 4 (52)
Текстовый фрагмент статьи
Моя история просмотров (1)