Статья: Тренинг как технология коррекции эмоциональных и когнитивных нарушений у ВИЧ-инфицированных пациентов. Оценка эффективности (2025)

Читать онлайн

Предметом исследования является эмоциональная сфера и когнитивные функции (память, внимание, мышление) пациентов с ВИЧ-инфекцией. Объект исследования - пациенты с ВИЧ-инфекцией. Автор подробно анализирует когнитивные нарушения у данной категории пациентов, которые оказывают значительное влияние на приверженность лечению, эмоциональную стабильность и снижение качества жизни. В центре внимания находится опыт проведения группового тренинга, эффективность которого подтверждена улучшением эмоционального состояния и когнитивных функций участников. Исследование подчеркивает важность персонализированного подхода к оценке и коррекции когнитивных функций и эмоциональных нарушений, учитывая такие факторы, как стадия заболевания, сопутствующие патологии, психоэмоциональное состояние и индивидуальные особенности пациентов. На основе этих данных автор разработал тренинг, адаптированный под потребности данной группы. В работе использовались информационная анкета, таблицы Шульте, «Проба запоминания 10 слов»,«Тест Мюнстерберга», методики «Существенные признаки», «Исключение лишнего» (невербальный вариант), методика «Сложные аналогии», «Опросник выраженности психопатологической симптоматики», методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса и методика «Индекс жизненной удовлетворенности». Психодиагностическое обследование проводилось до начала тренинга и после каждых восьми занятий. Основными выводами исследования являются доказанная эффективность проведенного тренинга в улучшении памяти (у 39% участников), внимания (у 83%), логического мышления (у 36%) и эмоционального состояния, включая значительное снижение соматизации, обсессивно-компульсивных проявлений, депрессии и тревожности (у 47-63%). Анкетирование участников продемонстрировало их высокую удовлетворенность тренингом и субъективное улучшение когнитивных функций и эмоционального состояния, что подтверждает актуальность такого подхода. Корреляционный анализ выявил значимую связь между эмоциональной напряженностью и иррациональными установками, подчеркивая необходимость их учета в реабилитационных программах. Установлено, что когнитивные нарушения, серьезно влияющие на приверженность лечению и качество жизни пациентов с ВИЧ-инфекцией, требуют персонализированного подхода, учитывающего стадию заболевания, сопутствующие патологии, психоэмоциональное состояние и индивидуальные особенности. Разработанный тренинг, адаптированный под эти потребности, продемонстрировал высокую эффективность в снижении эмоционального напряжения, улучшении когнитивных функций и повышении способности участников к осознанному саморазвитию.

Ключевые фразы: ВИЧ-инфекция, когнитивные функции, когнитивные нарушения, ТРЕНИНГ, психологическая технология, эмоциональные нарушения, коморбидность, персонализированный подход, иррациональные убеждения, жизненная удовлетворенность
Автор (ы): Васильева Галина Николаевна
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
ВАСИЛЬЕВА Г. Н. ТРЕНИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ // ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА. 2025. № 1
Текстовый фрагмент статьи
Моя история просмотров (10)