Статья предлагает краткий обзор эволюции идеи вечного мира - от эпохи Возрождения до нашего времени. Особое внимание уделяется трактату Иммануила Канта «К вечному миру», где великий философ предпринимает попытку преодолеть политико-правовые ограничения миротворческой мысли своих предшественников. Кант приходит к парадоксальному для XVIII века и чрезвычайно актуальному для XXI века выводу: «Либо вечный мир будет достигнут в действительности, либо он наступит на кладбище человечества». В ХХ веке поднятая на поверхность читательского интереса идея вечного мира стала представляться предметом философских размышлений, нуждающимся в проверке на прочность. Выдержал ли кантовский трактат такую проверку? Ответ на этот вопрос мы, вероятно, получим в течение жизни одного-двух поколений. Так, кантовское миротворческое наследие из, казалось бы, безнадежной утопии превратилось в теорию, наметившую путь к спасительной необходимости. Автор статьи приходит к выводу, что в сложившейся за последнее десятилетие ситуации жизненно необходимо запустить заглохший мотор кантовского миротворчества. У нас просто нет другого выбора.
The article briefly traces the development of the idea of «perpetual peace», from its Renaissance roots till the present day. The article focuses on Immanuel Kant’s treatise «Towards Perpetual Peace» (Zum ewigen Frieden,1795). In it, the great Königsberger attempts to overcome the political and legal limitations of the peacekeeping thought of his predecessors. Kant comes to a conclusion which, by all standards, was paradoxical for the eighteenth century, and is extremely relevant for the twenty-first century: either perpetual peace will be achieved truly, or it will arrive in the graveyard of humanity. Catching the public attention in the twentieth century, this idea of Kant seemed more like a subject for philosophical reflection that needed to be tested for its worth. Has Kant’s treatise survived this sort of testing? We may get an answer to this question within the lifespan of a generation, or two. The author claims that Kant’s peacemaking legacy has changed from a seemingly hopeless utopia into a blueprint of urgent necessity. With a view to the current situation (the author of the article concludes), it is vital to reset Kantian peacekeeping wheels in motion. For there is no other option.