Целью данной работы является анализ взаимосвязи между формой государственного устройства и типами партийных систем. В рамках этого исследования планируется дать определение таких понятий, как «доминирующая партия» и «партия власти». Также будет рассмотрена степень зависимости типов партий от государственных институтов и политических лидеров, выявлены и описаны основные внутрипартийные тенденции, характерные для двух анализируемых типов политических партий. За счёт своего ключевого положения в политическом процессе правящая партия оказывает решающее воздействие на формирование и эволюцию политической картины. Автор определяет доминирующую партию как политическую силу, занимающую лидирующие позиции в партийной системе на протяжении длительного периода, при сохранении признаков политической конкуренции. Появление таких партий, по мнению автора, связано с желанием политической элиты укрепить свое влияние в законодательной власти и чаще всего наблюдается в государствах, проходящих «догоняющую модернизацию». Исследование основано на теоретических подходах к анализу партийных систем и эмпирических данных о функционировании доминирующей партии в конкретном политическом контексте. В рамках настоящего исследования была применена комплексная методология, интегрирующая эмпирические и теоретические подходы к изучению роли доминирующей партии в трансформации политического ландшафта: критический концептуальный анализ, институциональный анализ, исторический анализ, системный метод. Синтез указанных методов обеспечил всесторонний анализ роли и влияния доминирующей партии на политическое пространство. Данная работа посвящено анализу роли доминирующей партии в трансформации политического пространства. Исследование фокусируется на выявлении новых аспектов её влияния и формулировании соответствующих выводов. В статье рассматриваются различные интерпретации сущности доминирующей партии и основные механизмов, посредством которых она формирует политическое пространство. В тексте предложены критерии, свойственные доминирующей партии. Также указаны основные черты такой партии и обоснованы достоинства партийной системы, в которой доминирует одна партия. Сформулированы критерии, присущие политическим партиям, доминирующим в государствах постсоветского пространства. Анализируются примеры партийного доминирования в Мексике, Японии и Индии. Несмотря на различия в политических режимах этих стран, автор выявляет общие характеристики, присущие доминирующим партиям. Особое внимание уделяется принципиальному различию между понятиями «партия власти» и «доминирующая партия».
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
За последние годы феномен доминирующей партии привлекает все больше внимание со стороны исследователей. Во многих регионах мира наблюдается появление партий, которые на протяжении десятилетий одерживают победу на выборах в условиях конкуренции. Партийное доминирование становится наиболее устойчивой формой политического господства, обеспечивающей консолидированную государственную политику при формальном присутствии оппозиционных политических сил.
Список литературы
1. Sartori, G. Parties and Party Systems. A Framework for Analysis. Vol. 1. Cambridge-N. Y.: Cambridge University Press, 1976. 383 p. ISBN: 0-521-21238-3
2. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проект, 2020. 544 с. ). ISBN: 978-5-8291-2234-8
3. Berglund S., Ekman J., Aarebrot F. The chаllenge of history in Central and Eastern Europe. The handbook of political change in Eastern Europe. Chaltenham, Northampton. Cheltenham Northhampton, MA: Edward Elgar, 2003. 626 р. -. DOI: 10.4337/9781781954324.00008 4. Oversloot H., Verheul R. Managing Democracy: Political Parties and the State in Russia // The Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2006. Vol.22(3). Р. 383-405. -. DOI: 10.1080/13523270600855795
5. Ekman J. Political participation and civic engagement: Towards a new typology // Human Affairs. 2012. № 22. Р. 283-300. -. DOI: 10.2478/s13374-012-0024-1
6. Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы. М., 1999. 150 с. - SBN 5-7777-0058-6.
7. Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика. М.: Market DS, 2010. 142 с. ISBN: 978-5-94416-129-1
8. Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М.: Ин-т права и публич. политики, 2003. 299 с. ISBN: 5-94357-017-9
9. Коргунюк Ю.Г. Структура размежеваний и увеличения электорального пространства // Полития (Журнал политической философии и социологии политики). 2024. Том 112, Вып. 1. С. 45-76. -. DOI: 10.30570/2078-5089-2024-112-1-45-76
10. Коргунюк Ю.Г. Секреты партийного процветания. Рецензия на книгу “When Parties Prosper: the Uses of Electoral Success” (ed. by K.Lawson and P.Merkl. - Boulder, L.: Lynne Rienner Publisher, 2007) // Полития. 2008. № 3. С. 176-186.
11. Коргунюк Ю.Г. Как проигрывают доминирующие партии, или чему учит мексиканский опыт // Полития. 2010. № 2. С. 167-179.
12. Лихтенштейн А.В. Закон о политических партиях. Стратегии партийного строительства российских элит: “партии власти” // Выборы в Российской Федерации: материалы науч.-практ. конф. 16-17 марта 2002 г. СПб.: Норма, 2002. 336 с. ISBN: 5-87857-062-9
13. Мелешкина Е.Ю. Доминирование по-русски или мировой феномен? // Полит. наука. 2006. №1. С. 135-159. - ISSN 1998-1775.
14. Макаренко Б.И. Постсоветская партия власти: “Единая Россия” в сравнительном контексте // Полис. Политические исследования. 2011. № 1. С. 42-65.
15. Назаров И.И. Партия власти как специфический фактор формирования новой модели партийной системы постсоветской России // Вестник ТГУ. 2013. № 2. С. 229-232. - ISSN 1810-0201.
16. Островерхов А.А. В поисках теории однопартийного господства: мировой опыт изучения систем с доминантной партией (I) // Полития. 2017. №3 (86). С. 136-153.
17. Островерхов А.А. В поисках теории однопартийного господства: мировой опыт изучения систем с доминантной партией (II) // Полития. 2017. № 4 (87). С. 133-148.
18. Харитонова О. Г. Политические режимы и режимные изменения в зеркале научного дискурса // Вестник РУДН. Серия Политология. 2017. № 4. С. 379-391. -. DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-4-379-391
19. Лихтенштейн А. В., Яргомская Н. Б. Эквилибриум Дюверже в условиях ограниченной конкуренции: думские выборы 2003 г. // Полис. Политические исследования. 2005. № 1. С. 135-155. - ISSN 0321-2017.
20. Бадовский Д.В. Трансформация политической элиты в России - от “организации профессиональных революционеров” к “партии власти”. // Полис. Политические исследования. 1994. № 6. С. 42-58.
21. Голосов Г. “Партии власти” и российский институциональный дизайн: теоретический анализ // Полис. Политические исследования. 2001. № 1. С. 6-15. - ISSN 0321-2017.
22. Глебова И.И. Русская власть и ее партии // Политическая концептология. 2011. № 3. С. 112-130. - ISSN: 2218-5518.
23. Гаман-Голутвина О.В. Преодолевая методологические различия: споры о познании политики в эпоху неопределенности // Полис. Политические исследования. 2019. № 5. С. 19-42. -. DOI: 10.17976/jpps/2019.05.03
24. Мухаметов Р.С. Причины ротации лидеров региональных отделений партий в России (на примере партии “Единая Россия”) // Дискурс-Пи. 2024 Т. 21. № 1. С. 189-207. -. DOI: 10.17506/18179568_2024_21_1_189
25. Хенкин С. “Партия власти”: российский вариант // Pro et Contra. 1996. Т.1. № 1. С. 32-45. - ISSN: 1560-8913.
26. Кичигин Г. Особенности доминирования политической партии “Единая Россия” в субъектах РФ и муниципальных образованиях // Перспективы науки. 2013. № 7(46). С. 120-122. - ISSN 2077-6810.
27. Долгих Ф.И. Микропожертвования как источник финансирования политических партий - российские реалии и опыт США // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 2. С. 92-105. -. DOI: 10.21128/1812-7126-2017-2-92-105
28. Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства (под ред. Е.Ю. Мелешнина, Г.М. Михалева) М., 2009. 272 с. ISBN: 978-5-248-00475-1
29. Павленко П.А. Либерально-демократическая партия в политической системе современной Японии: (1955-2001). М.; СПб., 2006. 263 с. ISBN: 5-91022-017-9
30. Ворожейкина Т. Государство и общество в Латинской Америке // Общественные науки и современность. 2001. № 6. С. 5-26. - ISSN 0869-0499.
31. Раббимов К. Политические партии Узбекистана: между правительством и обществом // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 1. С. 67-84.
32. Долгих Ф.И. Правовое регулирование создания политических партий в России и Казахстане и его влияние на формирование партийных систем // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 4. С. 92-106. -. DOI: 10.21128/1812-7126-2016-4-92-106
33. Алаев Л. Политическая система и политическая культура Индии. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 829 с. ISBN: 5-478-00478-2
34. Темпы роста ВВП (г/г) - список [Электронный ресурс] // URL: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/gdp-annual-growth-rate (дата обращения: 27.02.2025).
35. Уровень безработицы - список стран [Электронный ресурс] // URL: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/unemployment-rate (дата обращения: 27.02.2025).
36. Индекс социальной мобильности: индикатор равенства возможностей. ECONS.ONLINE [Электронный ресурс] // URL: https://econs.online/articles/details/indeks-sotsialnoy-mobilnosti-indikator-ravenstva-vozmojnostej/ (дата обращения: 27.02.2025).
37. Рейтинг свободы слова [Электронный ресурс] // URL: https://baj.media/ru/aglyady-manitoringi/v-rejtinge-svobody-slova-belarus-operezhaet-tolko-nikaragua-jeritreju-i-severnuju-koreju-otchet-article-19/ (дата обращения: 27.02.2025).
38. Всемирный индекс свободы прессы [Электронный ресурс] // URL:https://gtmarket.ru/ratings/worldwide-press-freedom-index (дата обращения: 27.02.2025).
39. Remington T. Patronage and the Party of Power: President-Parliament Relations under Vladimir Putin // Europe-Asia Studies. 2008. № 6. P. 959-987. - ISSN 9781315876184.
40. Анастасов А. Значение и роль “партии власти”, и доминирующей партии в транзитных обществах // Исторические и политические исследования. 2013. № 3. С. 319-327.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются этапы трансформации и содержание понятия национально-государственной идентичности современной России. В теоретико-методологической части исследование опирается на работы известных российских и зарубежных политологов, социологов и психологов. Эмпирической базой исследования служат документы стратегического планирования (стратегии национальной политики), послания федеральному собранию Президента России и его публичные выступления. Авторы отмечают, что современная российская национально-государственная идентичность представляет собой процесс конструирования идентичности как макрополитического явления, изучаемого с помощью междисциплинарного подхода на стыке политологии, когнитивистики, лингвистики и истории, что объясняет интерес к дискурсивным особенностям исследуемого феномена. Отдельное внимание в исследовании уделяется содержанию понятия национально-государственная идентичность, что позволяет определить этапы конструирования ее трансформации. Для обзора подходов к сущности национально-государственной идентичности используются общенаучные методы исследования: сбор, анализ, классификация и синтез информации. Взятая за методологическую основу исследования парадигма конструктивизма, позволила выявить особенности характерные для каждого этапа конструирования национально-государственной идентичности и определить ведущие инструменты политического дискурса, формы интерпретации и трансляции изучаемого понятия. В результате исследования были определены четыре этапа трансформации национально-государственной идентичности, каждому из которых соответствует ведущий нарратив. Первый этап (1991-1999) отличен от последующих ярко выраженным «критическим нарративом», где главной линией выстраивания диалога с «народом» является «неудачный опыт советского прошлого». Ведущим нарративом второго этапа (2000-2011) становится нарратив «тотальной преемственности», где «тысячелетний» опыт России и ее «цивилизационная миссия» являются основой трансляции национальной идеи. Третий этап (2012-2019) представляется центральной идеей о «государствообразующем русском народе». Закрепление «позитивных целей» России и ее роли «спасительницы» происходит на четвертом этапе (2020-2024), где фокус приходится на утверждение и трансляцию уже задекларированных духовно-нравственных ценностей. В заключении отмечается, что новый виток в конструировании национально-государственной идентичности в политико-управленческом измерении придется на 2025 год, когда будет принят обновленный вариант «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации».
Провокации всегда были одним из самых мощных рычагов влияния в политике. В статье авторы дают обобщённое определение политической провокации как метода политической конфронтации, используемого политическими субъектами с целью спровоцировать ответные меры со стороны противника и использовать их последствия в интересах инициатора провокации. Обычно провокации применяются для дестабилизации ситуации, провоцирования политического кризиса, эскалации насилия, дискредитации политики государств, партий, лидеров и дезинформации общественности с помощью организованных действий подрывного характера. Именно поэтому в наши дни, в связи с развитием международного права и популяризацией санкций, их изучение привлекает всё больше внимания учёных, политиков и т. д. По этой причине в тексте упоминаются наиболее подробные и исчерпывающие работы по данной теме. Исследование основано на историко-сравнительном подходе и таких теоретических методах, как анализ, синтез и обобщение. В результате исследования была проведена современная классификация провокаций по различным критериям. Однако авторы отмечают, что наиболее популярной является классификация по функциональному назначению, включающая пять групп. В статье каждая группа проиллюстрирована конкретным историческим примером применения провокации и описанием её последствий. Авторы отмечают, что, хотя отношение общества к провокациям неоднозначно, потенциальная сила таких действий в плане влияния на политические результаты значительна. По этой причине провокационные методы остаются предметом значительного интереса и изучения для исследователей. Представляется неизбежным, что определённые группы в мировом сообществе будут продолжать использовать провокации в самых разных формах в своём стремлении к власти. В связи с этим авторы подчёркивают, что субъекты, стремящиеся повлиять на политическую ситуацию, должны понимать, как можно использовать провокацию в этих целях, и осознавать, что провокационные действия всегда сопряжены с риском неожиданных и неконтролируемых последствий.
Международный дискуссионный клуб «Валдай» является одной из немногих площадок, на которой не только обсуждают актуальные проблемы в сфере политики, экономики, общественной жизни, но и формируют стратегию развития на несколько лет вперед. Именно поэтому представляется актуальным проанализировать основные месседжи и смыслы, которые Россия будет в ближайшей перспективе активно транслировать на внешние аудитории. В данном исследовании было проанализировано выступление президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай» в 2023 году. Объектом исследования выступают новые векторы международного имиджа России, а предметом - направления векторов международного имиджа России. Гипотеза исследования состоит в том, что направления векторов международного имиджа России значительно изменились после начала СВО на Украине. Методология исследования: при помощи программного обеспечения AntConc (v. 4.2.4) текст выступления президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай-2023» был автоматически обработан согласно алгоритмам программы. Научная новизна заключается в исследовании смены векторов продвижения международного имиджа России. Если до 2022 года основной упор был сделан на создании позитивного имиджа России в европейских странах и в США, то в последнее время акцент смещается на продвижение имиджа России в большем количестве регионов, не менее приоритетными становятся другие регионы (Африка, Китай, Индия и Латинская Америка). При этом, Европа и США также продолжают занимать важное место во внешней политике России. Векторы продвижения имиджа России, направленного на внешнюю аудиторию, сместились и стали более разноплановыми. Ориентиры во внешней политике, обозначенные президентом РФ В. В. Путиным, будут основой для работы органов власти, отвечающих за формирование и продвижение имиджа России на внешнюю аудиторию.
Миграция приводит к значительным изменениям в социальных ролях мужчин и женщин в современном Вьетнаме. Миграционный процесс не только отражает экономическое развитие, но и демонстрирует глубокие изменения в структуре семьи, гендерных отношениях и экономических обязанностях. Данная статья посвящена анализу влияния миграции на изменение социальных ролей мужчин и женщин на основе данных опроса и глубинных интервью в коммуне Винь Трач Донг, провинция Бак Лиеу. Основные методы, использованные в данном исследовании, включают анкетные опросы (N=811) домохозяйств, в которых молодые люди мигрируют из сельской местности в города, и глубинные интервью (N=20) жителей этих сообществ для уточнения анализа на основе наблюдения или сбора имеющихся данных. Сочетание количественных и качественных методов помогает прояснить изменения в трудовых ролях, семейных обязанностях и социальной осведомленности о гендере. Результаты исследований показывают, что женщины-мигранты берут на себя основную трудовую роль, а оставшиеся мужчины постепенно адаптируются к работе по уходу за семьей. Однако это изменение также усиливает давление на оба пола, тем самым создавая острую необходимость в политике поддержки и защиты трудящихся-мигрантов. Кроме того, в исследовании также предлагаются решения по повышению гендерного равенства, улучшению условий труда и оказанию психологической и социальной поддержки как мужчинам, так и женщинам в контексте растущей миграции во Вьетнаме. В частности, в статье подчеркивается, что миграционный процесс является не только экономическим явлением, но и основной движущей силой изменения традиционных представлений о гендере. Тот факт, что женщины играют ключевую экономическую роль, помогает им занимать более высокое положение в семье и обществе. Напротив, мужчины постепенно принимают на себя работу по дому и уходу за детьми, разрушая жесткую модель гендерного разделения труда. Эти изменения требуют гибкой адаптации со стороны заинтересованных сторон, и необходима долгосрочная политика для поддержки этого перехода на устойчивой основе.
Предметом исследования в данной научной статье является система оплаты труда сотрудников полиции в Российской Федерации, её влияние на их специальный правовой статус и систему оплаты труда, а также анализ причин текучести кадров, выявляя неконкурентоспособный уровень оплаты труда как один из ключевых факторов. Особое внимание уделяется разработке и обоснованию новой модели системы оплаты труда, направленной на стимулирование результативности и компенсацию за переработки, при этом учитывающей бюджетные ограничения и принципы добровольности, справедливости, прозрачности и экономической эффективности. Статья детально раскрывает структуру предлагаемой модели, включающей сохранение базовых элементов денежного довольствия и введение дополнительных выплат, а также обосновывает необходимость автоматизации процессов учета переработок и оценки результатов деятельности. В работе использованы общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, системный подход, а также специальные юридические методы, экономико-математическое моделирование и анализ статистических данных МВД России. Новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании концептуально новой модели системы оплаты труда сотрудников полиции, предлагающей комплексный подход к решению проблемы некомплекта без существенного увеличения бюджетных ассигнований. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенный механизм перераспределения существующих бюджетных средств за счет оптимизации окладов и использования экономии от вакантных должностей для стимулирования результативности и компенсации переработок. Основными выводами проведенного исследования являются обоснование преимуществ предложенной модели, включающих повышение конкурентоспособности оплаты труда, снижение текучести кадров, усиление мотивации сотрудников и повышение справедливости системы оценки труда. Также определены потенциальные риски внедрения и предложены пути их минимизации, подчеркивая необходимость поэтапного внедрения и постоянного мониторинга системы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной модели для совершенствования системы оплаты труда в органах внутренних дел и решения проблемы некомплекта личного состава.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время Президент России стал олицетворением государства как для населения, так и для мирового сообщества, выступает самым влиятельным политическим игроком в структуре государственной власти. Цель статьи - проследить персонификацию президентской власти в политической сфере в России на основе анализа стенограмм заседаний Государственной Думы. Объектом исследования выступает президентская власть. Предметом исследования является персонификация президентской власти в политической сфере в России. Автором был проведен анализ стенограмм заседаний Государственной Думы, так как, во-первых, Государственная Дума выражает интересы российского общества на основе принятия соответствующих законодательных актов. Во-вторых, будучи самостоятельным органом в своих решениях, разрабатывает политические «инновации», необходимые демократическому и правовому государству. Ведущим методом к исследованию проблемы выступает темпоральный подход А. Ю. Сунгурова к творческому процессу, согласно которому в государственной сфере выделяется два этапа с соответствующими ему фазами. Анализ 215 стенограмм Государственной Думы проводится на основе таких фаз: осознание проблемы и включение ее в повестку дня, подготовка проектов решений, принятие законопроекта. В статье представлены результаты исследования стенограмм заседаний Государственной Думы за 2017, 2020 и 2023 годы, по результатам которых выявлена активная поддержка и внедрение законодательной властью, в первую очередь, идей и взглядов президента. Материалы статьи представляют практическую ценность для приращения знаний и устранения противоречий в области государственного управления в России. Уникальность результатов исследования состоит в сделанных автором выводах, свидетельствующих о зависимой работе Государственной Думы, об отсутствии самостоятельности в разработке и принятии решений. Автор приходит к следующим выводам: - депутаты Государственной Думы не инициируют значимые для государства и общества законы, чаще всего они исходят от президента или правительства РФ (во исполнение поручений того же самого президента); - члены нижней палаты парламента не занимаются поиском самостоятельных действенных решений по разрешению тех или иных проблем; - отсутствует адекватная политическая полемика при продвижении и принятии законопроектов; - политические инновации не всегда могут реально воплотиться в жизнь.
Предметом исследования выступает биополитический инструментарий, который задействуют современные российские элиты в контексте построения макрополитической идентичности россиян. Данный процесс отличает комплексный характер. Реализуемая в постсоветское время политика идентичности учитывает необходимость укрепления межкультурного и межэтнического единства в обществе. В этой связи построение особой макрополитической идентичности происходит в пространстве не только политики памяти и в широком смысле символической политики, но и в пространстве биополитики. Биополитика позволила унифицировать принципы управления на основе свойственных человеку от природы физиологических и социальных проявлений. Особый исследовательский интерес вызывает проблема использования биополитических методов в контексте построения макрополитической идентичности - особой формы самоидентификации, которая преодолевает религиозные, культурные и этнические различия в обществе. В России данный процесс особенно актуален, так как в условиях поликультурного и полиэтничного государства процесс построения разделяемых в обществе форм идентичности задает фундамент общества. Мы предлагаем к рассмотрению примеры использования биополитики в рамках построения этой идентичности. Методология исследования включает в себя анализ динамики российского законодательства и биополитического инструментария, который раскрывается на примере отдельных кейсов и политических технологий, применяемых политическими элитами в ходе построения макрополитической идентичности россиян. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении принципов и инструментов биополитики через призму макрополитической идентичности россиян. Она основана на идентификации с более широким сообществом, которая предполагает наличие солидарности поверх границ, связанных с политическими и идеологическими предпочтениями. Мы подробно исследуем то, как современная биополитика в исполнении российских элит позволяет преодолеть данные предпочтения и использовать биологическую сущность человека в решении задач, связанных с политической солидаризацией общества. Отдельно был проведен анализ законодательных норм и практических кейсов, на примере которых продемонстрировано многообразие биополитических инструментов, используемых в современной России. В результате исследования мы приходим к выводу о том, что биополитика может быть эффективно использована в качестве меры противодействия националистическим тенденциям в обществе. Также формулируется вывод о необходимости внедрения биоэтики, т. е. морального измерения тех политических и технологических процессов, которые реализуются в политическом пространстве современной России.
В статье осуществлён сравнительный анализ предвыборной программы Либерально-демократической партии России на выборах в Государственную Думу VIII созыва 2021 г. и предвыборной программы кандидата на пост Президента Российской Федерации Л. Э. Слуцкого на выборах 2024 г. Анализ политических программ осуществлён по следующим положениям: реформирование системы государственного управления; действия по модернизации российской экономики; шаги по усовершенствованию социальной политики в стране; политика в области принятия нормативно-правовых актов; комплекс мер в области мировой политики и международных отношений. Кроме того, в настоящей статье осуществлён контент-анализ наиболее употребляемых в обеих программах терминах. Как показал контент-анализ, как в предвыборной программе Л. Э. Слуцкого, так и в программе ЛДПР значительное место уделено таким вопросам, как отстаивание интересов русского народа и других народов России; защита интересов Русского мира; возвращение в состав России территорий бывшего СССР мирным путём; централизация страны, укрупнение регионов, переход от федеративной модели государственного устройства к унитарной. Методологической основой исследования являются компаративный анализ - проведение сопоставления общих и особенных черт, а также количественный контент-анализ - анализ текста документов с целью выявления частоты употребления тех или иных терминов. В статье делается ряд выводов: как предвыборная программа ЛДПР, так и программа Л. Э. Слуцкого носят заведомо общий, популистский и лозунговый характер; обеим программам присущи такие черты, как радикализм, национализм, патриотизм, утопизм; неконкретный характер обеих избирательных программ преследует цель привлечения электората своих потенциальных конкурентов, прежде всего из левого политического спектра; будучи партией вождистского типа, ЛДПР после смерти своего основателя В. В. Жириновского переживает кризис. Кроме того, на основании итогов последних электоральных кампаний делается вывод о том, что в последнее время популярность Либерально-демократической партии России падает уже в течение нескольких последних лет, и это обстоятельство ставит под вопрос дальнейшие политические перспективы ЛДПР.
Предметом исследования является влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на формирование и развитие политической экосистемы общества. В статье анализируются и сравниваются два ключевых подхода - сетевой и экосистемный, раскрывающие разные аспекты цифровой трансформации социально-политических процессов. Особое внимание уделяется необходимости интеграции этих подходов для более глубокого и комплексного анализа политической экосистемы в условиях цифровизации. Автор предлагает теоретическую модель, объединяющую сетевые и экосистемные концепции, что позволяет учитывать как динамику горизонтальных взаимодействий, так и устойчивость системы. Исследование охватывает вопросы гражданской идентичности, децентрализации власти и самоорганизации, демонстрируя, как цифровые платформы и патриотический контент способствуют укреплению социальной сплоченности и трансформации политической среды. Работа предлагает авторское определение политической экосистемы общества, отражающее сложность и многомерность социальных процессов в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на сравнительном анализе сетевого и экосистемного подходов с целью их интеграции для создания комплексной модели политической экосистемы. Используется анализ теоретических концепций, представленных в трудах ведущих исследователей, а также концептуальное моделирование, направленное на формирование авторской модели политической экосистемы общества. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании интегрированной модели политической экосистемы, которая сочетает в себе принципы сетевого и экосистемного подходов. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в формировании горизонтальных политических структур, обеспечивая децентрализацию власти и самоорганизацию гражданского общества. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование авторского определения политической экосистемы как динамичной системы, где центральное место занимают информационные потоки и межсетевые взаимодействия. Важным результатом исследования является выявление факторов, обеспечивающих устойчивость и адаптивность политической системы в условиях цифровизации. Практическая значимость работы проявляется в возможности использования разработанной модели для анализа современных политических процессов, прогнозирования их развития и формирования стратегий цифрового взаимодействия между государственными институтами и обществом.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______