Введение. Создание новых эффективных методов диагностики факторов социально опасного поведения среди подростков представляет собой актуальную тему современных психолого-педагогических исследований. Целью статьи является представление этапов разработки, первичной апробации и психометрической проверки диагностического инструментария, направленного на выявление социально-психологических факторов, являющихся маркерами социально опасного поведения в подростковом возрасте. Методология, методы и методики. В статье представлены результаты разработки и первичной апробации и показатели валидности опросника «Методика выявления факторов делинквентности в подростковом возрасте», построенного на основе интегративного подхода. Методика разработана по принципу семантического дифференциала, состоит из 30 пунктов, каждый из которых содержит утверждения, представленные в описанных факторах. Выборка: подростки в возрасте 11-17 лет (средний возраст - 13,7 лет) (n = 291). Для определения надежности использовался коэффициент альфа-Кронбаха. Для определения валидности опросника были выявлены связи шкал с параметрами теста-опросника Кеттелла для подростков (Методика 14 PF, 142 вопроса), опросника «Самодиагностика типового семейного со стояния» Р. В. Овчаровой, методикой исследования психологической безопасности образователь ной среды И. А. Баевой. Результаты и научная новизна. В результате психометрической проверки методики была показана высокая согласованность пунктов со шкалами методики, достаточный уровень надежности по однородности, удовлетворительные показатели конструктной валидности. Практическая значимость. Разработанный диагностический инструментарий, представленный в форме самоотчета, является экономичным и эффективным способом изучения факторов социально опасного поведения подростков. Методика может быть использована специалистами на этапе профилактической работы с подростками.
Идентификаторы и классификаторы
Методика может быть применена как самостоятельно, так и в комплексе с другими направленными на изучение личности и поведения подростка диагностическими инструментами. Ограничения использования методики связаны с тем, что она не предназначена для определения подростков групп риска, ее преобладающая задача – помочь специалисту определить «мишени» и акценты первичной профилактики. Кроме того, она может быть использована в прикладных целях в процессе психологического консультирования, а также для проведения исследований, направленных на выявление факторов социально опасного поведения подростков. Вместе с тем перспективным является проведение углубленного психометрического исследования методики для повышения ее диагностических возможностей с использованием расширенной выборки.
Список литературы
1. Титор С.Е. Социально-психологический портрет современного подростка (анализ социологического опроса). Вестник университета. 2023;4:189-198. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-4-189-198
2. Slobodskaya H.R. Personality development from early childhood through adolescence. Personality and Individual Differences. 2021;172:110596. DOI: 10.1016/j.paid.2020.110596 EDN: ROQYVM
3. Тарханова И.Ю. Трансформация девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях. Ярославский педагогический вестник. 2022;6(129):25-35. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-6-129-25-35 EDN: NOIAXR
4. Бадмаева В.Д., Карауш И.С., Чибисова И.А., Федонкина А.А. Социально опасное поведение подростков: клинико-психопатологические и психологические характеристики, роль деструктивного контента. Психология и право. 2023;13(3):16-29. DOI: 10.17759/psylaw.2023130302 EDN: JHMZHW
5. Беляева О.А., Бугайчук Т.В., Цымбалюк А.Э., Юферова М.А. Социально-психологические факторы делинквентности в подростковом возрасте. Вопросы психологии. 2022;68(6):3-13. EDN: HNLSSC
6. Lu W. Adolescent depression: national trends, risk factors, and health care disparities. American Journal of Health Behavior. 2019;43(1):181-194. DOI: 10.5993/AJHB.43.1.15
7. Лежнина Л.В. Диагностика социально опасного поведения обучающихся: теоретические подходы. Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 19 ноября 2019 г. Чебоксары: Издательский дом “Среда”; 2019:253-256. DOI: 10.31483/a-89 EDN: WHYIEI
8. Сидоренко Н.С., Нижник Н.С. Детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних: значение правовой культуры при выборе личностью модели правового поведения. Общество и право. 2022;4(82). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-znachenie-pravovoy-kultury-pri-vybore-lichnostyu-modeli-pravovogo (дата обращения: 25.11.2024). EDN: FAJNGM
9. Книжникова С.В., Хайлова В.В. Нападения на образовательные организации: представления обучающихся о феномене и ресурсы профилактики. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024;3(98). DOI: 10.24412/1999-6241-2024-398-320-329 EDN: FMBKSQ
10. Пиркина В.Г. Социально опасное поведение обучающихся как психолого-педагогическое явление. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;6(8). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/113PSMN620.pdf (дата обращения: 18.10.2024).
11. Селиванова О.А., Гладкова Л.Н. Соотношение понятий “Социально безопасное” и “Социально опасное” поведение несовершеннолетних в современной педагогической науке. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования Humanitates. 2015;1(1):198-205. Режим доступа: https://elib.utmn.ru/jspui/bitstream/ru-tsu/14095/1/Селиванова.pdf (дата обращения: 25.11.2024). EDN: TVTAEB
12. Soto C.J., John O.P. The next Big Five Inventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power. Journal of Personality and Social Psychology. 2017;113:117-143. DOI: 10.1037/pspp0000096 EDN: YCTYEU
13. Borghuis J., Denissen J.J.A., Oberski D., Sijtsma K., Meeus W.H.J., Branje S., Koot H.M., Bleidorn W. Big Five personality stability, change, and codevelopment across adolescence and early adulthood. Journal of Personality and Social Psychology. 2017;113(4):641-657. DOI: 10.1037/pspp0000138
14. Liu D., Campbell W.K. The big five personality traits, big two metatraits and social media: a me ta-analysis. Journal of Research in Personality. 2017;70:229-240. DOI: 10.1016/j.jrp.2017.08.004
15. Casale S., Fioravanti G., Rugai L. Grandiose and vulnerable narcissists: who is at higher risk for social networking addiction? Cyberpsychology, Behavior and SocialNetworking. 2016;19(8):510-515. DOI: 10.1089/cyber.2016.0189
16. Слепухина Г.В., Безенкова Т.А., Андриенко О.А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9(33):396-401. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0088 EDN: QBUEHG
17. Хусаинова С.В., Хакимзянов Р.Н. Исследование психологических особенностей личности, склонной к девиантному поведению. Казанский педагогический журнал. 2019;6(137):195-201. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihologicheskih-osobennostey-lichnosti-sklonnoy-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 11.06.2024). EDN: XYBMVZ
18. Blackwell D., Leaman C., Tramposch R., Osborne C., Liss M. Extraversion, neuroticism, attachment style and fear of missing out as predictors of social media use and addiction. Personality and Individual Differences. 2017;116:69372. DOI: 10.1016/j.paid.2017.04.039
19. Кушка М.Г. Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания. Kant. 2018;2(27):98-102. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-iskazhenie-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 25.11.2024). EDN: USGPLE
20. Ткаченко Н.С., Гаврисенко К.А. Вопросу о влиянии социально-психологического климата семьи на склонность подростков к девиантному поведению. Заметки ученого. 2022;10:147- 150. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/367412259_K_voprosu_o_vlianii_socialno-psihologiceskogo_klimata_semi_na_sklonnost_podrostkov_k_deviantnomu_povedeniu (дата обращения: 25.11.2024). EDN: QJJIHJ
21. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг; 2020. 240 с. Режим доступа: https://libking.ru/books/home-/home/23091-g-homentauskas-semya-glazami-rebenka. html (дата обращения: 25.11.2024).
22. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков: монография. Москва; Берлин: Международное изд-во Palmarium; 2013. 638 с. Режим доступа: download/elibrary_23634409_95944344.pdf (дата обращения 25.11.2024). EDN: TXEZLH
23. Петровская В.Г. Социально-психологические особенности семей подростков с девиантным поведением. Вестник экспериментального образования. 2020;4 (25). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-semey-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 13.10.2024). EDN: CLCFOE
24. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. Национальный психологический журнал. 2015;4(20):105-110. DOI: 10.11621/npj.2015.0410 EDN: XABVTP
25. Crosswhite J.M., Kerpelman J.L. Coercion theory, self-control, and social information processing: understanding potential mediators for how parents influence deviant behaviour. Deviant Behavior. 2009;30(7):611-646. DOI: 10.1080/01639620802589806
26. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Создание условий для обеспечения доступности среды специализированной модели базовых профессиональных образовательных организаций. Специальное образование. 2020;1(57):152-166. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-obespecheniya-dostupnosti-sredy-spetsializirovannoy-modeli-bazovyh-professionalnyh-obrazovatelnyh (дата обращения: 28.10.2024). EDN: VSHTQU
27. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. Москва: Смысл; 2017. 79 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/y6huybl0y2/direct/201749711?ysclid=m3wxpje9ke207262925 (lата обращения: 25.11.2024). EDN: XXVXBJ
28. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование; 2019. 448 с. Режим доступа: https://viro36.ru/education/training/program/documents/dopolnitelnaya-professionalnaya-programma-povysheniya-kvali-fikatsii-upravlenie-sozdaniem-lichnostno-/Учебные%20материалы%20-%20Yasvin_Block_5mm_print%20isprav_правка.pdf?ysclid=m3wxnxrtdv14131968 (дата обращения: 25.11.2024). EDN: BHGICT
29. Moos R. Evaluating Educational Environments: Procedures, Measures, Findings and Policy implications. SanFrancisco: Jossey-Bass; 1979. 334 p. Accessed November 25, 2024. https://archive.org/details/evaluatingeducat0000unse_n8m2/page/n1/mode/2up.
30. Reid K., Hopkins D. Towards the Effective School: The Problems and Solutions. Oxford; 1987. 305 р. Accessed November 25, 2024. https://archive.org/details/towardseffective0000reid/page/n1/mode/2up.
31. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. Вопросы психологии. 1993;1:13-23. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931013.htm (дата обращения: 25.10.2024). EDN: VMXYYZ
32. Anghel G.A., Pehoiu G. The educational environment of school and its implications on learning. Multidimensional Education and Professional Development: Ethical Values, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy; 2017;27:12-18. DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.03.3
33. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010;128. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskie-kategorii-v-praktike-issledovaniya-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 25.10.2024).
34. Беляева О.А. Буллинг-поведение младших школьников: реальные риски современной среды начального образования. Психология. Психофизиология. 2024;17(3):75-86. DOI: 10.14529/jpps240307 EDN: FRBYKX
35. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. и др. Научные подходы в современной отечественной психологии. Москва: Изд-во “Институт психологии РАН”; 2023. 759 с. DOI: 10.38098/thry_23_0465 EDN: IAKYDO
36. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург: Союз; 2002. 271с. DOI: 10.17759/epps.2024010301 EDN: RXYNVL
37. Гессман Х.-В., Шеронов Е.А. Валидность психологического теста. Современная зарубежная психология. 2013;4:20-31. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n4/jmfp_2013_n4_65481.pdf (дата обращения: 25.11.2024). EDN: RTYLYJ
38. Беляева О.А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков: опыт эмпирического исследования. Бизнес. Образование. Право. 2022;3(60):437-443. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.367 EDN: LGHOTV
39. Лубков А.В. Современные проблемы педагогического образования. Образование и наука. 2020;22(3):36-54. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54 EDN: PIDWDL
40. Twenge J.M. Why increases in adolescent depression may be linked to the technological environ ment. Current Opinion in Psychology. 2020;32:89-94. DOI: 10.1016/j.copsyc.2019.06.036 EDN: GMTJTM
41. Errasti J., Amigo I., Villadangos M. Emotional uses of Facebook and Twitter: its relation with empathy, narcissism, and self-esteem in adolescence. Psychological Reports. 2017;120(6):997-1018. DOI: 10.1177/0033294117713496
42. Ohannessian C.M., Vannucci A. Social media use and externalizing behaviors during early adoles cence. Youth & Society. 2021;53(6):871-893. DOI: 10.1177/0044118X20901737 EDN: QSBKVL
43. Piteo E.M., Ward K. Social networking sites and associations with depressive and anxiety symp toms in children and adolescents - a systematic review. Child and Adolescent Mental Health. 2020;25(4):201-216. DOI: 10.1111/camh.12373 EDN: GAATKE
44. Thorisdottir I.E., Sigurvinsdottir R., Asgeirsdottir B.B., Allegrante J.P., Sigfusdottir I.D. Active and passive social media use and symptoms of anxiety and depressed mood among Icelandic ado lescents. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2019;22(8):535-542. DOI: 10.1089/cyber.2019.0079
45. Varney J., Dumeng C. How to Accommodate for Diversity, Equity, and Inclusion in the Online Classroom. Southern New Hampshire University; 2020. Accessed November 29, 2024. https://www.snhu.edu.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Массовизация образования в сочетании с высокой скоростью трансформации рынка труда актуализируют вопрос профессионального самоопределения и выстраивания траекторий профессионального развития студентов. Цель исследования - проанализировать субъективные оценки студентов России и Республики Беларусь в отношении ключевых характеристик темпоральности их профессионального самоопределения. Методология, методы и методики. Профессиональное самоопределение студентов рассматривается как темпоральное, включающее временную перспективу от выбора вуза и специальности (связь с прошлым) до планирования дальнейшего своего профессионального пути после окончания вуза (связь с будущим). Статья построена на данных опроса 3000 студентов 3 курса России (Екатеринбург) и Республики Беларусь (Гродно). Выборка квотная по полу и профилю подготовки. Результаты. Доля удовлетворенных получаемой профессией высока (около 90 %), но профессиональное целеполагание осуществляет лишь около трети студентов. При случайном выборе профессии в прошлом, даже в настоящем воспринимая ее уже как удовлетворяющую, студенты продолжает мыслить ситуационно, не выстраивая долгосрочной профессиональной траектории на будущее и ограничивая планирование лишь действиями после окончания вуза. При этом почти половина студентов из России (47 %) и более двух третей из Республики Беларусь (71 %) готовы при необходимости переквалифицироваться и освоить новую профессию. При схожести структур трудовых ценностей и мотивов удовлетворенности профессией и пониманием ее содержания у российских и белорусских студентов восприятие будущего различно, что обусловлено разными механизмами выхода на рынок труда. Научная новизна состоит в разработке и реализации авторского исследовательского подхода к изучению ключевых аспектов темпоральности профессионального самоопределения студенчества. В анализе данных социологического опроса студентов двух стран показаны возникающие в молодежном сознании связи прошлого, настоящего и будущего в отношении их профессионального становления, определены воздействующие на этот процесс факторы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для формирования у студентов осознанного профессионального целеполагания как ключевого звена в процессе профессионального самоопределения.
Введение. Необходимым условием профессионального становления клинического психолога в контексте будущей профессии является желание помогать другим людям. Изучение такого важного психологического феномена, как отношение к успеху другого, позволяет понять процесс формирования будущего специалиста. Цель исследования - выявление взаимосвязи между мотивацией к учебной деятельности у студентов-первокурсников, стремящихся к карьере клинических психологов, и их отношением к успеху других. Методология, методы и методики. В основу исследования положены деятельностный и системный подходы отечественной психологии. Для диагностики учебной мотивации студентов использовались соответствующая методика А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и методика Т. В. Бесковой «Типы отношения к успеху и неудаче другого». Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы SPSS (критерий согласия распределения Колмогорова - Смирнова, множественный регрессионный, факторный и корреляционный анализ). Результаты. Показано, что различные мотивы учебной деятельности взаимосвязаны с психологическим феноменом «Отношение к успеху другого». Подтверждено, что высокий уровень показателя «Радость за сверстников» у студентов положительно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности, а показатель «Желание достичь того же» - с профессиональными мотивами учебной деятельности. Показатель «Зависть» как совокупность негативных эмоций по отношению к успехам других отрицательно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности и положительно - с профессиональными мотивами и мотивами избегания. Отношение к успеху однокурсников, которое характеризуется показателем «Злорадство», во многом положительно связано с мотивами избегания в учебной деятельности, а показатель «Содействие и помощь» - отрицательно. Факторный анализ показал, что выборка делится условно на две группы. Для 1-й группы важна творческая самореализация, а для 2-й группы важнее наличие комфортного социального положения. Научная новизна заключается в изучении феномена «отношение к успеху другого» у студентов во взаимосвязи с учебной мотивацией. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов - будущих клинических психологов.
Введение. Одним из условий создания инклюзивной образовательной среды школы является управление этим процессом на основе баланса эффективности и справедливости. Целью исследования является анализ взаимосвязи между вовлеченностью сотрудников школ в процесс принятия решений и отношением к школьным инклюзивным политикам. Методология, методы и методики. Опрос проводился методами анкетирования и парных сравнений (метод Саати) по авторской методике. Экспертами выступили 104 сотрудника 34 школ Тюмени и Тюменской области, разделенные на две группы: эксперты, принимающие решения на уровне образовательной организации и эксперты, выполняющие решения. Метод парных сравненный позволил субъектам оценивания усилить рефлексивную позицию в отношении инклюзивных процессов. Результаты. Эксперты отмечают дефициты профессиональной готовности (47 %) и психологической готовности (33 %) педагогов в области инклюзивного образования. Установлены прямые корреляции между наличием образования в сфере инклюзии и уровнем вовлеченности в инклюзивный процесс в школе; уровнем профессиональной компетентности в сфере инклюзивного образования и психологической готовностью к его реализации. Эксперты отмечают наличие процессов латентного сопротивления инклюзивной политике, определяют разные приоритеты в обеспечении субъективного благополучия для здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями. В отношении субъективного благополучия педагогов высокий вес имеет психологическая и физическая безопасность и защищенность. Менее приоритетными являются включенность родителей и учеников в процесс принятия решений и обеспечение прозрачного и справедливого механизма распределения ресурсов. Престижность школы значимее, чем субъективное благополучие педагогов. Научная новизна. Разработан авторский инструментарий на основе метода парных сравнений для изучения позиции сотрудников школ в отношении приоритетов школьной инклюзивной политики. Практическая значимость. Результаты могут быть полезны администраторам школ для переосмысления управленческих решений в определении приоритетов развития в условиях инклюзивной трансформации.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания нового формата экзамена, который позволил бы выполнять целый комплекс задач, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Основу такого формата экзамена представляет адаптированная под образовательные задачи ролевая игра. Цель исследования - определить эффективность разработки формата экзамена на основе ролевой игры с позиций объективности и полноты оценки, вовлеченности и мотивированности студентов, уровня стрессогенности и возможности применения такого формата экзамена не только для оценивания сформированности компетенций, но и для активизации гибких навыков. Методология, методы и методики. В основу исследования положен деятельностный подход к обучению и оцениванию. Применялся метод системного анализа теоретических источников по обозначенным проблемам. Для разработки содержания экзамена в форме ролевой игры был использован метод игрового моделирования. Эмпирическая база исследования включает результаты онлайн-опроса, проведенного среди студентов, сдававших экзамен в игровом формате, и результаты контент-анализа полученных ответов на открытые вопросы. Результаты. Разработаны методология содержания экзамена в игровом формате, сценарный ход его проведения, критерии оценивания проверяемых компетенций. Выявлен потенциал игрового формата экзамена для развития дополнительных, надпрофессиональных навыков (soft skills), востребованных сегодня на рынке труда. Научная новизна работы заключается в подробном описании авторского педагогического дизайна экзамена в игровом формате и результатов его апробации, доказывающих его валидность и эффективность его применения для аттестации по гуманитарным дисциплинам, направленным на развитие коммуникативных компетенций. Практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в развитие процесса геймификации образовательного процесса в высшей школе в части применения игровых методик как инструмента оценивания.
Введение. Современные мировые процессы глобализации предъявляют особые требования к технологическому развитию государств, которое базируется на естественно-научном и инженерном образовании. Цель статьи - анализ существующих программ и методик обучения естественным наукам в Казахстане и выработка рекомендаций по внесению изменений в содержание программ естественно-научного обучения для общеобразовательных школ. Методология, методы и методики. На основании системного, проблемного и проектного подходов проведено мониторинговое исследование оценки учителями содержания школьного образования по учебным предметам естественно-научного направления, в том числе анализ международного опыта внедрения STEM-образования в процессы обучения естественным наукам и эффективности влияния обновленной Типовой учебной программы обучения на состояние преподавания блока естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Результаты. Установлено, что в процессах обучения необходимо усилить внимание к формированию и развитию навыков научного мышления и междисциплинарную интеграцию. Подтверждено, что практико-ориентированное обучение помогает понять, как развиваются научные знания, сформировать понимание сквозных концепций и дисциплинарных идей науки и техники. Практическая значимость. Разработан ряд рекомендаций по внесению изменений в содержание программ по учебным предметам естественно-научного цикла в Республике Казахстан.
Активное развитие творческих (креативных) индустрий формирует запрос на совершенствование системы образования. Цель статьи - сформировать интегративное представление о креативности, что позволит, в свою очередь, успешно проектировать условия и технологии ее развития в образовательном процессе. Методология, методы и методики. Представленный в статье теоретико-методологический анализ заявленной темы основан на синергетическом, деятельностном, ценностно-регулятивном методологических подходах. Результаты. В соответствии с гипотезой исследования были выявлены «мифы» или односторонние представления о креативности, которые являются наиболее частым препятствием для включения практик по развитию креативности в образование. Проведенный анализ позволил сформировать интегративную модель креативности как единства дивергентного и конвергентного мышления; спонтанности и технологичности; расфокусированности (блуждающая креативность) и фокусировки в творческом поиске на ценностях, смыслах и приоритетах. Научная новизна заключается в том, что в отличие от структурно-интегративных моделей предлагается рассматривать креативность как сложный нелинейный процесс, флуктуирующий в каждой конкретной творческой ситуации между хаосом и порядком, спонтанностью и технологичностью, расфокусированностью и ценностно целевой фокусировкой. Интегративный характер креативности определяется природой сложных самоорганизующихся систем. Практическая значимость. Предлагаемый интегративный подход позволяет определить ориентиры совершенствования образования и, главным образом, подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, так как не просто описываются факторы креативности, но задаются параметры проектирования образовательных технологий.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/