В статье поднимается вопрос о связи практики работы кинематографистов в многоканальных звуковых форматах и развития кинотеории: в частности, способность объемного звука фильма «вовлекать» зрителя в пространство повествования, вызывая звучанием проприоцептивные ощущения, дала новый импульс «теории телесности», развивающейся в парадигме феноменологической эстетики. Характерной особенностью новых звуковых фильмов стало не только погружение зрителя в новую акустическую среду, но и способность создавать параллельные пространства, выраженные звуком, которые идентифицируются зрителем как «материальные» — способные не только вызывать реакцию, но и «достраивать» изображение в сознании зрителей. Технологические новации в системе звукозаписи и звуковоспроизведения, связанные с внедрением многоканальных систем, привели к трансформации условий слухового восприятия и возникновению акустического пространства совершенно нового типа. Звук фильма стал более многослойным, всенаправленным, акустические звучания дополнились синтезированными фактурами — результатом саунд-дизайна. Творческий потенциал и выразительность «форматного» звука открыли новый этап освоения виртуальной кинореальности, повлияли на особенности художественного восприятия зрителем новейших произведений экранных искусств и развитие новых идей в теории кино.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.69975/2074-0832-2024-62-4-113-125
Импульс для «телесной» теории кино во многом дала феноменологическая эстетика и кинофеноменология, разрабатывавшаяся со времен эпохи немого кино и известная по текстам, например, французских кинотеоретиков 1910–1920-х гг. и по работам философа М. Мерло-Понти [7, 8, 12, 13].
Список литературы
1. Алдошина И.А. Основы психоакустики. URL: https://booksee.org/book/485645 (дата обращения 21.09.2024).
2. Бимер Б.: Смотреть кино мне хочется в последнюю очередь. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/2286799 (дата обращения 01.10.2024).
3. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. 239 с.
4. Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911-1933 / сост. и перевод М. Ямпольского. М.: Искусство, 1988. 317 с.
5. Казарян Р.А. Эстетика кинофонографии. М.: ФГОУ ДПО «ИПК работников ТВ и РВ», РОФ «Эйзенштейновский центр исследований культуры», 2011. 248 с.
6. Маклюэн М. Законы медиа / пер. с англ. и предисл. к публ. М.М. Кузнецова // История философии. 2001. № 8. С.125-162.
7. Мерло-Понти М. Кино и новая психология / пер. с фр. М.Б. Ямпольского // Киноведческие записки. 1992. № 16. С.13-22.
8. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. 606 с.
9. Хван А. Письмо // Искусство кино. 2002. № 11. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2002/11/n11-article13 (дата обращения 01.10.2024).
10. Хренов Н.А. Изобразительная культура в ее традиционных формах в эпоху вторжения в культуру изображений, возможных на технологической основе: от оптических способов видения к тактильно-осязательной системе видения // Человек в информационном пространстве. Сборник научных статей. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 125-140.
11. Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. СПб.: Сеанс, 2018. 440 с. 12. Ямпольский М.Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М.: НИИ Киноискусства, Центральный музей кино, Международная киношкола, 1993. 216 с.
12. Ямпольский М.Б. Мерло-Понти и кинотеория // Киноведческие записки. 1992. № 16. С. 23-29.
13. Bernstein P. Gravity’ Composer Steven Price on Breaking New Ground to Score “Fury” // IndieWire. URL: http://www.indiewire.com/2014/10/gravity-composer-steven-price-onbreaking-new-ground-to-score-fury-69154; The Sound of Gravity // SoundWorks Collection URL: http://soundworkscollection.com/videos/gravity (дата обращения 03.10.2024).
14. Buhler J. Theories of The Soundtrack. New York, Oxford University Press, 2019. 336 p. 16. Chion M. 100 Concepts to Think and Describe Sound Cinema. URL: http://michelchion.com/texts (дата обращения 03.10.2024).
15. Ihde D. Listening and Voice: Phenomenologies of Sound. Albany: State University of New York Press, 2007. 296 p.
16. Schreger C. The Second Coming of Sound // Film Comment. 1978. Vol. 14. No. 5, pp. 34-37.
17. Sobchak V. What My Fingers Knew: The Cinesthetic Subject, or Vision in the Flesh // Carnal Thoughts. Embodiment and Moving Image Culture. Berkeley, Los Angeles (CA): University of California Press, 2004, pp. 53-84.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Творческий процесс создания кинопродукта предполагает, что участники съемочной группы находятся в постоянном тесном взаимодействии друг с другом. Благоприятный психологический климат в такой группе положительно сказывается на общей продуктивности и творческой атмосфере. Таким образом, актуальность изучения внутригрупповых отношений в киносъемочной команде определяется необходимостью грамотного подбора специалистов в рабочую группу с учетом их психологических особенностей. Представленное пилотажное исследование открывает перспективы внедрения социальнопсихологических методов в сферу кинопроизводства. С практической точки зрения это может способствовать повышению групповой сплоченности и улучшению внутригрупповых отношений членов группы, а с теоретической — дает уникальные возможности для изучения специфики взаимоотношений в творческих коллективах.
В статье анализируется, с учетом выделения некоторых общих особенностей, специфика психологического воздействия американского кино. Особое внимание направлено на рассмотрение характерного атрибута американских фильмов — использование коллизии «одиночка против системы». Проанализирована связь этой коллизии с особенностями американского религиозного сознания, традициями американского либерализма. Рассмотрены также ее связь с пониманием вопроса о соотношении добра и зла и, соответственно, характер влияния на моральное сознание зрителя.
В статье рассматриваются особенности построения композиции художественного произведения с точки зрения проблемы ее целостной организации. В ней показано, что всякая композиция состоит из отдельных элементов — композитов, которые представляют собой трехчастную форму, состоящую из двух фигуративных элементов и не фигуративной связки между ними, что иногда обуславливает различную последовательность восприятия изображения. В зависимости от этого в итоге воспринимается различный смысл целого, что в некоторых случаях может быть по своему семантическому качеству сведено к интегральному смыслу, который больше всей суммы смыслов, составляющих структуру композиции. Таким образом, в статье показано, что восприятие художественного изображения — это временно́й процесс, который в зависимости от последовательности восприятия может приводить к различному пониманию одного и того же изображения.
В статье предпринята попытка наметить определенный корпус научных методов и подходов, которые могут успешно использоваться в киноведческих исследованиях. Представлена краткая характеристика каждого из методов и указаны особенности их применения в киноведении. Проводится утверждение, что в киноведческих исследованиях могут использоваться как некоторые общенаучные методы, так и специальные методы искусствоведения.
Статья посвящена исследованию преломления поэтики Э. Т. А. Гофмана в кинематографе на примере сериала Д. Линча «Твин Пикс». Утверждается мысль, что гофмановская традиция, получившая устойчивое развитие в мировой литературе, с появлением кино как вида искусств находит продолжение и в киноиндустрии. В статье на основе методологии «гофмановского комплекса» выделяются черты гофмановской поэтики в сериале Д. Линча и их роль в раскрытии постмодернистской концепции неизбежного зла (нарастание энтропии и хаоса в современном обществе посредством современных медиа). Результаты проведенного исследования доказывают наличие гофмановского интертекста и его трансформацию в сериале Д. Линча «Твин Пикс».
Статья посвящена актуальной проблеме визуализации эксцентрических приемов актерской игры в отечественном кино на примере фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964, реж. К. Воинов). Цель исследования заключается в анализе основных элементов актерской игры при создании эксцентричных образов. В ходе работы были выявлены основные приемы актерской игры, найдено их различие в создании мужских и женских образов, определены доминирующие средства выразительности, в том числе авторские новаторские способы визуализации характерных образов.
В статье рассматривается научный фильм «Физиология и патология высшей нервной деятельности», посвященный учению академика И. П. Павлова. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов реконструируется история создания фильма, которая позволяет выявить принципиальные противоречия в установках участников кинопроцесса. В 1930-е годы, ставшие переходным периодом для советского научного кинематографа, Комитет по делам кинематографии и научные консультанты ожидали от научного фильма в первую очередь сухую демонстрацию документального материала, адресованную узкопрофессиональному зрителю. Кинематографисты, в свою очередь, ориентировались на свой опыт работы в игровом кино, стремились воздействовать на зрителя художественными средствами и обращались к максимально широкой аудитории. Как показано в статье, такое столкновение ценностей привело к созданию своеобразного гибридного продукта, характерного для научной кинематографии 1930-х годов.
Статья посвящена анализу трех картин: «Оптимистическая трагедия» (1963) С. Самсонова, «Первороссияне» (1967) Е. Шифферса и А. Иванова и «Интервенция» (1968) Г. Полоки. За основу объединения перечисленных фильмов приняты не только особая «живописность» кадра или причастность к эксцентрической стихии, но и использование особого условнотеатрализованного типа пространства, которое парадоксальным образом приводит к переосмыслению самой концепции Гражданской войны на экране 1960-х гг.
Статья посвящена исследованию творчества заслуженного художника РФ В. В. Архипова, которое охватывает разные грани художественной деятельности — работа художника постановщика фильма, создание станковых живописных произведений, графических серий. Проанализированы изобразительные особенности эскизов к кинофильмам, действие которых разворачивается в разные исторические периоды от эпохи Древней Руси до современности. Отмечено умение художника не просто воспроизвести атрибуты того или иного исторического периода, но почувствовать формирующий события жизни героев дух времени, а также найти изобразительные приемы, наиболее точно передающие художественный образ и атмосферу каждого драматургического текста. Традиции русского изобразительного искусства определяют художественный образ природы средней полосы России в живописных пейзажах В. В. Архипова, трактовку сюжетов русских былин и сказок в его станковых произведениях, а также острую характерность персонажей в графических сериях, что позволяет говорить о непрерывающейся линии развития отечественной художественной школы.
Издательство
- Издательство
- ВГИК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- Юр. адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- ФИО
- Малышев Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@vgik.info
- Контактный телефон
- +7 (499) 1811314
- Сайт
- https://vgik.info/