Статья: УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ЭКСПОРТОМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (2024)

Читать онлайн

Образование является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры страны и включает в себя интеллектуальный потенциал государственности в целом. Качество образования определяет перспективы развития и базовые установки, позволяющие прогнозировать условия функционирования страны в долгосрочной перспективе. Рассматривая образование как экспортируемый товар, следует отметить важность продвижения знаний наряду с транслируемыми национальными ценностями и установками. Именно поэтому экспортируемый образовательный продукт многие страны используют в качестве «мягкой силы» для усиления своего влияния в современных геополитических условиях. Целью исследования является развитие теоретико-методических положений и обоснование рекомендаций по актуализации подходов к управлению конкурентоспособностью российского образования и активизации экспорта образовательных услуг.

Результаты: установлена актуальность повышения экспорта национального образования как инструмента «мягкой силы» в современных геополитических условиях; обоснованы причины, препятствующие экспорту образовательных услуг из России, и роль управленческого вклада в развитие системы образования на федеральном и региональном уровнях; уточнено значение национального проекта «Образование» на модернизацию структуры, институтов и механизмов российского образования и его влияние на предпочтения в выборе специальностей выпускниками школ; показана роль анализа и оценки качества образования на экспортный потенциал образовательных услуг, его юридическое сопровождение; отмечены позитивные и негативные характеристики усиливающегося процесса коммерциализации вузов на научную и образовательную компоненты высшей школы; проанализирован российский опыт подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и сформулированы его ключевые недостатки как социального лифта; систематизированы подходы к подготовке кадров для государственной власти и механизмов принятия управленческих решений в сфере публичного менеджмента Китая на основе «холистического знания» с уточнением недостатков и преимуществ практик реализации мозговых центров; предложены рекомендации по поэтапному переходу к новой модели образования на основе сочетания антропологии, отношения к деятельности и социальным факторам, сложившимся в конкретной стране; на основе конструктивной адаптации китайского и советского опыта сформулированы предложения по повышению привлекательности российского образования для иностранных студентов и повышения его эффективности.

Ключевые фразы: управление образованием, управление конкурентоспособностью высшего образования, экспорт образовательных услуг
Автор (ы): ПОПОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА, Тужилкин Анатолий Викторович
Журнал: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.014. Политика в области образования. Работа в области образования и общественность
Для цитирования:
ПОПОВА О. В., ТУЖИЛКИН А. В. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ЭКСПОРТОМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА. 2024. Т. 13 № 1
Текстовый фрагмент статьи