Проблематика пространственного развития российской экономики приобретает новые смыслы в условиях значительных внешних угроз и начавшейся внутренней трансформации национальной экономики. Разработанная в 2019 г. стратегия пространственного развития до 2025 г. требует развития с горизонтом планирования до 2030 г., что установлено в Указе Президента РФ. В новом стратегическом курсе на достижение технологического суверенитета нашей страны важнейшее значение приобретает реализация особенных технологических траекторий развития регионов, дополняющих и усиливающих друг друга в едином экономическом и политическом пространстве. Целью исследования является формирование методологических принципов пространственного развития российской экономики для обеспечения целей технологического суверенитета страны. В статье дается критический анализ существующих методологических подходов и определяются основные методологические задачи по разработке принципов формирования пространственной экономики.
Методы исследования: системный подход, метод логического анализа, диалектики познания от простого к сложному, индукция и дедукция. Результатом исследования является определение принципов пространственного развития экономики: максимальной реализации особенностей каждого конкретного российского региона, его особенных «региональных преимуществ»; конвергенции - выравнивания уровней социально-экономического развития российских регионов на условиях реализации региональной технологической политики; «единства в разнообразии» - формирования новой модели межрегионального разделения труда, создающего центростремительные, интегрирующие взаимосвязи между российскими регионами; разделения полномочий между федеральным центром и регионами (разделения труда между центром и регионами) в сфере технологического и экономического развития. Обосновывается вывод о том, что разнообразие технологических траекторий и, на этой основе, диверсификация российской экономики является основным условием для усиления межрегионального экономического взаимодействия и, следовательно, укрепления экономического пространства нашей страны. В заключении делается вывод о необходимости сочетания стратегии пространственного развития российской экономики со стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, что является основой для понимания необходимости технологической составляющей в экономическом развитии регионов и межрегиональном взаимодействии, с одной стороны, и территориально-пространственной составляющей в технологическом развитии нашей страны, с другой.
To cope with growing exogenous threats to the economy and its ongoing transformation Russia needs a new understanding of its spatial economic development. In 2019 the Russian government adopted the Strategy for Spatial Economic Development until 2025, which should further be developed according to the Presidential Decree, announced in May, 2024. While refocusing the main economic goal on achieving and maintaining national technological sovereignty, Russia also needs to reconsider its spatial development strategy. This means that Russian regions must actively participate in the implementation of the main national strategic goal and develop their own technology policy, complementing each other and further strengthening the common economic and political space in Russia. The purpose of the article is to develop the basic methodological principles of Russian spatial development to achieve the main goals of national technological sovereignty. The research methodology includes: holistic, systemic approach, logistical analysis, the interaction between simple and complicated forms, deduction and induction. A critical analysis of modern methodological ideas on the issue is presented. The author proposes the following methodological principles, namely: the principle of full implementation of the peculiarities of each region, its special “regional advantage”; the principle of convergence, which means reducing gap in socio-economic development between regions, implying the implementation of regional technology policy; the principle of “common in different” - suggesting the introduction of a new model of interregional division of labor, stimulating centripetal movement between Russian regions; the principle of division of competence between central and regional government, especially in the field of technological and economic development. The author explains, that the diversity of the regional technological trajectories as the precondition for the national economic diversification represents a crucial condition for strengthening the interregional economic cooperation and strengthening of national economic system in general. The article concludes with a statement on the need to integrate the Strategy for Spatial Development and the Research&Development Strategy in the Russian Federation, which enables to understand the critical significance of the technological essence of the regional economic development from the one side and the critical significance of the spatial dimension of the national technological development from the other side.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях трансформации российской экономики, вызванной внешними факторами, одной из наиболее важных стратегических задач становится укрепление российского экономического пространства, снижение внешнеэкономической зависимости и обеспечение национальной экономической безопасности на условиях технологического и экономического суверенитета страны. «Экономический рост России и ее регионов оказался под угрозой вследствие санкционных ограничений и ряда запретов доступа к импортным инновационным технологиям и высокотехнологичным продуктам, необходимых для развития приоритетных отраслей национальной экономики и дальнейшего производства критически значимой и конкурентоспособной продукции
Список литературы
1. Бойко И. В. Экономика: фундаментальная, эмпирическая, прикладная: учебник для неэкономических вузов. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2024. 362 с.
2. Бойко И. В., Сарышахин Э. Б. Ресурсы и экономические возможности прибрежного региона. СПб.: Академия исследования культуры, 2015. 245 с.
3. Бойко И. В., Черненко В. А. Технологическая модернизация экономики российских регионов. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. 286 с. EDN: QUGSXV
4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 492 с.
5. Зубаревич Н. В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты // Вопросы экономики. 2019. № 1. С. 135-145. DOI: 10.32609/0042-8736-20191-135-145 EDN: YTNWNF
6. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1. С. 40-45. EDN: YYIULJ
7. Климанов В. В., Будаева К. В., Егоршева З. И., Еремина Д. А.Разграничение полномочий и межбюджетные отношения в системе государственного управления // Общественные финансы. 2017. № 34. С. 8-216. EDN: YVLWAS
8. Коломак Е. А. Пространственное развитие России в XXI в. // Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 4. С. 85-106. DOI: 10.14530/se.2019.4.085-106 EDN: WFVGVX
9. Кузнецов С. В. Об эффективности использования регионального потенциала // Региональная экономика и развитие территорий: сб. науч. ст. / под ред. Л. П. Совершаевой. 2019. № 1 (13). С. 15-22. EDN: IFNALE
10. Кузнецов С. В., Межевич Н. М. Региональная экономическая политика СССР: исторический опыт для новых хозяйственных условий // Экономическое возрождение России. 2017. № 2. С. 97-113. EDN: YRLRMN
11. Кузнецов С. В., Якишин Ю. В. Факторы роста экономики регионов России: структуралистический подход // Экономическое возрождение России. 2022. № 1. С. 93-105. EDN: NZHDIJ
12. Минакир П. А. Стратегия пространственного развития в интерьере концепций пространственной организации экономики // Пространственная экономика. 2018. № 4. С. 8-20. DOI: 10.14530/se.2018.4.008-020 EDN: YROTLF
13. Невьянцева Л. С. Оценка эффективности региональной инвестиционной политики в условиях обеспечения технологического суверенитета экономики // Статистика и экономика. 2024. Т. 21. № 1. С. 46-56. DOI: 10.21686/2500-3925-2024-1-46-56 EDN: JTMQHX
14. Окрепилов В. В., Кузнецов С. В., Лачининский С. С. Приоритеты экономического развития регионов Северо-Запада в контексте стратегии пространственного развития России // Проблемы прогнозирования. 2020. № 2. С. 72-81. EDN: MBDCNJ
15. Boiko I. Technological Reconstruction of the Global Economy. Globalization / IntechOpen; 2019. DOI: 10.5772/intechopen.75096
16. Regional Comparative advantage. FRBSF Weekly Letter. Number 93-97. October 29, 1993. URL: https://fraser.stlouisfed.org/files/docs/historical/frbsf/frbsf_let/frbsf_let_19931029.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
17. Kalfas D., Kalogiannidis S., Ambas V., Chatzitheodoridis F. Contribution of the Cultural and Creative Industries to Regional Development and Revitalization: A European Perspective // Urban Sci. 2024. Т. 8. № 39. DOI: 10.3390/urbansci8020039
18. Zhang X., Tian C. Measurement and Influencing Factors of Regional Economic Resilience in China // Sustainability 2024, 16, 3338. DOI: 10.3390/su16083338 EDN: TIGCNO
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются аспекты стратегирования сферы искусственного интеллекта (ИИ) на основе теории и методологии стратегирования В. Л. Квинта. На примере России анализируются ключевые тренды и вызовы, влияющие на развитие ИИ, включая технологический суверенитет, кадровое обеспечение и развитие инфраструктуры. Основное внимание уделено взаимосвязи ИИ с процессами реиндустриализации и инновационного развития экономики. В статье также проводится стратегическая диагностика состояния российской ИИ-сферы, включающая анализ текущих тенденций, перспектив развития и рыночного позиционирования. На основе результатов стратегического анализа и OTSW-матрицы предложены пять стратегических направлений для развития ИИ в России, нацеленных на увеличение экономического эффекта от внедрения ИИ, стимулирование научных исследований и популяризацию ИИ-технологий среди населения и бизнеса. Предложенные направления могут быть использованы для корректировки существующей государственной стратегии в сфере ИИ и обеспечения долгосрочного устойчивого роста и технологической независимости России в условиях глобальной конкуренции.
В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности двух крупных общественно-духовных организаций («Милли герюш» и «Координационный комитет турецких мусульман во Франции»), действующих в Пятой Республике и представляющих собой основные структурированные объединения, выражающие на национальном уровне интересы и ценности значительной части турецкой диаспоры. На основе анализа заявлений их лидеров, сделанных в средствах массовой информации, коммюнике, размещенных в социальных сетях, а также выступлений должностных лиц Франции, автором установлен ряд основных направлений общественно-политической активности данных сообществ, демонстрирующих как их непосредственную вовлеченность в политическую деятельность в стране, так и их подконтрольность официальной Анкаре, лоббирование ее интересов. Представлены подтверждения того факта, что турецкие диаспоры не ориентированы не только на ассимиляцию, но и на интеграцию в общество страны проживания, и в значительной степени осознают себя как турок, проживающих во Франции, а не как граждан Французской Республики турецкого происхождения, что расходится с республиканским понятием о гражданстве. Также автором проведена оценка численности сторонников данных организаций. Сформулированные в работе выводы показывают потенциальную возможность влияния протурецких общественно-духовных организаций на общественно-политическую обстановку во Франции и необходимость учета влияния данного фактора.
Цель работы - категоризировать и кратко описать семейные онлайн-услуги на примере аккаунтов в социальной сети «ВКонтакте». Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция интенсивного материнства, а также концепция профессионализации родительства. По результатам контент-анализа информационных блоков профилей специалистов (n = 52 страницы/сообщества), предлагающих те или иные продукты, услуги, контент, выявлены наиболее распространенные и, вместе с тем, востребованные направления и формы деятельности новых субъектов поддержки и провайдеров особых компетенций современных родителей: нейропсихология/детская психология, неформальные/неинституциализированные практики подготовки к родам, родовспоможения и послеродового восстановления, помощь в организации грудного вскармливания, сна и питания ребенка, тиражирование родительских лайфхаков, эксклюзивных методик воспитания, игровых практик. Поставщиками «новых» услуг являются, как правило, родители (чаще матери), пережившие определенные трудности в уходе/воспитании ребенка/детей и готовые транслировать, монетизировать свой «уникальный» опыт, который они впоследствии подтвердили и формализовали (наличие специализированной профессиональной переподготовки или дополнительного образования). Онлайн-платформы становятся удобным и доступным каналом воспроизводства и потребления экспертного родительского знания в форме блогов, вебинаров, онлайн-интенсивов и т. д. Это открывает широкие перспективы для дальнейшего развития данного сегмента рынка услуг.
В статье исследуется анализ зависимости между экономическим состоянием и уровнем образования регионов РФ за последние 20 лет. В качестве экономических показателей регионов были выбраны валовой региональный продукт, доля пенсионеров, общие расходы и доля расходов на коммунальные услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного уровня и др. В качестве показателей, характеризующих уровень образования регионов, были взяты численность учителей, студентов, преподавателей, аспирантов, доля затрат на фундаментальные и прикладные исследования и т. д. Основные методы исследования - факторный, корреляционный и кластерный анализ, а также метод главных компонент. С помощью кластерного анализа были получены 4 группы регионов, отличающиеся по экономическим показателям. Все показатели были стандартизованы и для каждого года был проведен метод главных компонент между двумя группами показателей как для всех регионов РФ, так и для каждого кластера в отдельности. После выбора первых главных компонент построена линейная зависимость между рассматриваемыми двумя группами показателей для разных федеральных округов РФ. Сделан вывод о том, что для первых двух кластеров с 2000 до 2003 г. связи между двумя группами показателей не наблюдалось. Однако начиная с 2004 г. выявлена линейная зависимость между двумя группами показателей, которая имеет тенденцию к усилению. Для третьего и четвертого кластеров отмечается отсутствие данной зависимости на протяжении последних 20 лет. По построенной модели линейной регрессии сделан прогноз на ближайшие 5 лет об усилении влияния экономики на сферу образования для регионов, входящих в первый и второй кластеры. Проведенный анализ подтверждает предположение о том, что для промышленных регионов существует сильная взаимосвязь между экономическими показателями и уровнем образования, тогда как для сырьевых и аграрных регионов такая взаимосвязь отсутствует. Предложенный метод может быть использован как для анализа влияния экономических факторов на образование регионов, так и для анализа обратного влияния, что особенно актуально для принятия стратегических решений в области образования.
Геополитические изменения приводят к трансформации экономики и социальных условий для жизнеобеспечения населения. Различная плотность населения, плодородность земель, различия в уровне дохода инициируют применение разных подходов к обеспечению населения стран мира продовольствием. До сих пор малоизученными остаются вопросы влияния санкций против России на продовольственное обеспечение и продовольственную безопасность в мире, в частности с учетом «зерновой сделки». Цель работы состоит в проведении анализа процессов продовольственного обеспечения и достижения продовольственной безопасности стран мира с учетом введения санкций странами Запада против России. Задачи исследования следующие: провести анализ текущей ситуации в обеспечении продовольствием, выявить основные угрозы продовольственной безопасности в мире в целом, предложить решения по снижению негативного влияния санкций, вводимых против одних государств, на третьи страны. Результатами исследования является обоснование предложений, направленных на решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности в мире при санкционном давлении на экспортеров сельскохозяйственной продукции.
К настоящему времени в России опубликовано немного обобщающих исследований, нацеленных на выявление явных и скрытых геополитических рисков и вызовов проекту МТКСЮ. В научной среде еще не сложилось общего представления об их фактической и мнимой значимости, остроте, взаимосвязях и взаимообусловленности. Это не удивительно по причине того, что руководство страны лишь недавно пришло к пониманию стратегической важности и геоэкономической значимости МТКСЮ. Поскольку изначально главное внимание ведущих участников проекта - России, Азербайджана и Ирана - было приковано к «западной ветке» МТКСЮ, именно на этот маршрут пришлись внешнеполитические вызовы со стороны США и ЕС, Турции, Индии и Китая, а также Пакистана, республик Центральной Азии и Армении. При этом главная опасность согласованной работе РФ, Азербайджана и Ирана в рамках проекта исходит от США и их союзников по НАТО. Не скрывая своей враждебности к РФ, Ирану и Китаю, они прилагают усилия по вовлечению Азербайджана и других бывших республик СССР в свою геополитическую игру на Южном Кавказе. Определенное влияние на поведение Баку оказывают турецкие «пантюркисты», стремящиеся переключить его внимание на проект ТМТМ. При этом им импонирует то, что он пользуется поддержкой Запада. К числу геополитических вызовов и рисков следует отнести азербайджано-иранские и азербайджано-индийские противоречия, конкуренцию Индии с Китаем и Пакистаном в Центральной Азии, претензию Армении на создание параллельной МТКСЮ транспортной инфраструктуры. В статье объясняется подоплека и масштаб всех этих вызовов и рисков для России и проекта МТКСЮ в целом, их основательность, мнимая и фактическая острота. По мнению автора, главный вызов (фактически - угроза) проекту сегодня исходит от США, которые активизировали свое участие в замирении Баку и Еревана. В этой связи настораживает стремление Вашингтона к вытеснению РФ из Армении и превращению ее в подконтрольное Западу государство, а также к заключению сделки с Турцией и Азербайджаном за счет Армении путем принудительного осуществления «Зангезурского проекта».
В статье рассмотрена проблема измерения рисков и угроз, создаваемых природой и особенностями человеческого фактора и влияющих на эффективность и безопасность деятельности на микроуровне экономики, в частности, в среде научно-проектных организаций при разработках проектов реставрации на объектах недвижимого культурного наследия, что расположены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Проведен литературный обзор источников, освещающих изучаемую проблему. Сформулирована цель исследования, состоящая в попытках измерения влияния рисков ЧФ на эффективность научно-проектных работ, и намечены задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели. Объектом предметного исследования назначена оценка комплексного ущерба и косвенных потерь, а предметом определены процедуры измерения эффектов указанных рисков. Определены методы и инструментарий намечаемого исследования. Получен ряд промежуточных авторских результатов, уточняющих природу человеческого фактора, понятийный аппарат тематики, классификацию рисков, угроз и опасностей, которые могут нанести заметный ущерб экономическому субъекту, вред его рыночной активности, урон его деловой репутации и стоимости брэнда. Проведено обсуждение частичных результатов, сделано несколько этапных выводов. Намечены направления дальнейших совместных исследований авторов статьи, которую можно счесть стартовой и началом пути в системном изучении проблемы угрозометрии со стороны человеческого фактора.
Процессы глобализации оказали значительное влияние на сельскохозяйственные и продовольственные системы во всем мире, результатом чего стала сильнейшая взаимосвязь международно-политических и экономических событий и продовольственной безопасности. Зависимость акторов друг от друга, трансцендентная природа продовольственных проблем делает их еще более сложными для устранения. Сама по себе категория продовольственной безопасности отражает не только обеспеченность продуктами питания отдельные домохозяйства или регионы, но и демонстрирует уровень научно-технического прогресса, социально-экономического развития, успешность мониторинга природно-климатической ситуации в государстве в целом. В настоящей статье рассматриваются основные международные организации, участвующие в решении проблемы продовольственной безопасности, а также механизмы, направленные на ее устранение. Цель работы состоит в оценке эффективности деятельности международных организаций в области обеспечения продовольственной безопасности. Научная новизна статьи состоит в попытке не только описания деятельности основных международных институтов в сфере продовольственной безопасности, но и оценки эффективности этой деятельности. В научной литературе подобные исследования, датированные периодом 2022-2023 гг., пока не представлены. Ключевым методом исследования выступил анализ документов. Эмпирической базой послужили выступления и высказывания российских и зарубежных политиков и экспертов в области продовольствия. Автор определяет ключевые направления деятельности организаций в области продовольствия независимо друг от друга, а также во взаимодействии, и предлагает свою оценку их эффективности. В статье делается вывод о роли продовольственной проблемы для мирового сообщества в настоящее время и об уровне включенности международных организаций в устранение этой проблемы. Также предлагаются некоторые новые пути международной кооперации в рассматриваемой сфере.
В статье рассматриваются специфика и особенности протекционизма в российском современном управлении. Особое внимание уделяется инструментам, с помощью которых органы власти управляют сложной промышленной структурой. Делается акцент на том, что промышленная политика является важнейшим направлением с точки зрения стратегических задач и в дальнейшей перспективе. В качестве теоретической основы исследования используется традиционная теория протекционизма. В статье обозначается тот факт, что, как и в любой стране, в России жизнеспособность промышленного производственного сектора играет важнейшую роль, и его значение в росте национального производства трудно переоценить. Рассматриваются цели протекционизма в российской промышленности, которые являются важными для защиты отечественного производства, а также роста ВВП. Кроме этого, инструменты протекционизма стимулируют способность защитить промышленную отрасль от внешних факторов воздействия, снизив тем самым последствия. Концепция протекционизма в теоретическом дискурсе определена с разных точек зрения. Но основной мыслью соприкосновения в различных определениях является определение протекционизма как всей государственной политики, как в теории, так и на практике, которая ограничивает импорт из других стран путем применения международных санкций с помощью различных методов. К таким методам относятся ограничения на импорт, квоты и другие с основной целью защиты местной промышленности путем ограничения продажи иностранных товаров на рынке. Целью статьи является выявление основных методов государственного регулирования в промышленной отрасли с точки зрения инструментов протекционизма. Предметом исследования выступают теоретические и практические основы протекционистской политики в современной России. Данная работа включает в себя теоретический обзор, а также методы анализа, дедукции и обобщения. Результатом работы являются обобщающие выводы, описывающие наиболее эффективные пути и направления промышленной политики России в контексте протекционизма, сопоставление их теоретических основ с практическим применением. В статье рассмотрено несколько кейсов, которые помогают определить проблемы современной политики управления промышленностью. Среди таких явных проблем стоит выделить недостаточный уровень ориентации на новые движущие силы технологических изменений, наличие высокой степени разделения политического ландшафта, низкий уровень отбора успешных практик.
Реформирование политической системы Вьетнама является важным механизмом поддержания политической стабильности в условиях проводимых в стране социально-экономических преобразований. В данной статье подробно рассматриваются проблемные вопросы реформ политической системы во Вьетнаме, исследуется существенное влияние этих изменений на политическую стабильность страны. Программа обновления, начавшаяся в конце 1980-х гг., стала значительным поворотом к рыночной экономике. Эти реформы заложили основу для последующих политических изменений, направленных на повышение эффективности управления и административной деятельности. Корректировки, осуществляемые постепенно и осторожно, демонстрируют стратегический подход Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) к поддержанию баланса между экономической либерализацией и политической стабильностью, обеспечивая тем самым постоянное доминирование КПВ. В статье подробно рассматриваются ключевые элементы реформ, включая совершенствование администрации и управления, реструктуризацию правовой и институциональной базы, а также регулируемое расширение участия политического и гражданского общества. Показано, как эти изменения способствуют формированию модели политического управления, которая является более эффективной, открытой и отзывчивой, тем самым укрепляя легитимность государства и доверие общества.
Цель. Усложнение задач публичного управления в контексте взаимопереплетающихся внутренних и внешних трансформационных процессов в различных областях, нарастания глобальных проблем современности обусловливает необходимость опоры на социальнополитические институты, воплощающие позитивные формы гражданской активности и солидарности. В этом качестве может пониматься волонтерство (добровольчество). Цель исследования - определить ключевые параметры интерпретации данного института в политическом дискурсе России путем обращения к дискурсу главы государства и партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы и методы. Исследование опиралось на материалы официальных сайтов Президента России и парламентских партий, данные Системы обеспечения законодательной деятельности, нормативные правовые акты в обозначенной плоскости. Основными методами служили качественный анализ документов и сравнение. Результаты. Идентифицированы общие и особенные черты в интерпретации института волонтерства главой государства и политическими партиями. Установлены устойчивые коннотации, корреспондирующие с его смысловыми характеристиками. Типично обращение к историческому опыту и культурно-цивилизационному своеобразию России, что непременно должно учитываться в процессе принятия и реализации управленческих решений. Обсуждение и заключение. Выявление главных линий и сюжетов репрезентации проблематики волонтерской деятельности названными политическими акторами позволило верифицировать пространство солидарности. В нем артикулированы участие молодежи и оказание помощи жителям новых регионов России, бойцам в зоне специальной военной операции. Партиями также афишируются и проводятся акции в поддержку наиболее нуждающихся и уязвимых категорий населения (лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, больных детей). Институт волонтерства интерпретируется как многогранный, многозадачный. Его предназначение усматривается в том числе в улучшении управленческих и коммуникативных практик. В свою очередь, развитие волонтерства следует сопрягать с принятием дополнительных мер, призванных устранить некоторые уязвимости и недоработки в плане взаимодействия властных акторов и неправительственных институтов, нормативные пробелы и обеспечить создание эффективной интегрированной модели.
Благополучие, в том числе семейное, важная категория и с точки зрения целей социальной политики, и с позиции практики социальной работы. В условиях серьезных трансформаций в сфере брака и семьи и нарастания социальных проблем, связанных с функционированием этого социального института, многообразия семейных ситуаций и усложнения отношений между семьей и государством, актуализируются вопросы, касающиеся помощи семье и ребенку, а значит, и вопросы концептуализации понятий «благополучная семья», «семейное неблагополучие», критериев их определения, инструментов выявления как в рамках правового поля, так и практики работы с семьей и детьми. Цель и методы. В статье на основании анализа нормативных документов федерального и регионального уровней (n = 14) и материалов авторского исследования методом полуформализованного интервью со специалистами системы помощи семье в Нижегородской области (n = 7) определяются понятия «семейное благополучия» и «семейное неблагополучия». Результаты и выводы. Подчеркивается неопределенность ситуации, в которой работают специалисты. Понятие «благополучие» в концептуальном пространстве правового поля понимается как единство функциональных и структурных критериев, что с учетом изменений института семьи встречается все реже. С другой стороны, термин «неблагополучная» семья раскрывается через призму ряда понятий, выделенных на основании либо объективных критериев, либо через ситуации, пока плохо поддающиеся четкому описанию. В этих условиях специалисты действуют интуитивно, опираясь на свой опыт и восприятие ситуации. «Неблагополучие» сводится к крайним и явным формам, а фокус работы смещается в учреждения соцзащиты, когда выбор семьи и специалистов уже ограничен. В то же время информантами подчеркивается значимость не столько структурных и объективных критериев, сколько характера отношений в семье, для определения которых в практике социальной работы пока не выработано четких критериев, что ограничивает возможности первичной/вторичной профилактики.
Сфера культуры тесно связана с происходящими в обществе преобразованиями, она является не только их следствием, но и побуждающей причиной. На сегодня как никогда является актуальным учет этой особенности при разработке и реализации государственной политики. Государственное управление и регулирование экономики должно опираться на ценностные ориентиры, которые задаются культурной средой. Это должно находить отражение в комплексе мероприятий, предусмотренных системой стратегического планирования социально-экономического развития как на общегосударственном, так и региональном уровнях управления. Вопросы развития сферы культуры требуют отражения в основном документе стратегического планирования региона - стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Структура региональных стратегий жестко не регламентирована. Формирование этого документа осуществляется с учетом местной специфики и отражает существующие проблемы развития экономики и социальной сферы. При разработке региональных стратегий является актуальным включение раздела, посвященного развитию культурной сферы и как фактора, оказывающего влияние на развитие других составляющих региональной экономики.
В ходе исследования рассматриваются различные аспекты перехода к устойчивым и экологически чистым источникам энергии, а также вопросы реализации принципов инклюзивности и справедливости в этом процессе. Цель. Выявить основные противоречия, возникающие между странами в процессе разработки мер по переходу к низко- и безуглеродным энергетическим системам, и определить возможности и пути реализации справедливого энергетического перехода, который учитывает интересы всех субъектов международных отношений и способствует обеспечению как глобальной энергетической безопасности, так и безопасности каждой отдельной страны. Методы. Для решения поставленных в исследовании задач автор прибегает к использованию таких методов, как статистический анализ, системный и сравнительный анализ, научное обобщение и экспертные оценки. Результаты. Наблюдается отсутствие единой позиции у стран-импортеров и стран-экспортеров углеводородного сырья по вопросу роли и места ископаемого топлива при реализации энергетического перехода. Страны, зависимые от поставок ресурсов, рассматривают энергопереход как способ обеспечения своей энергетической безопасности и отождествляют этот процесс с экономическим ростом и развитием. При этом экспортеры нефти, газа и угля рискуют потерять рынки сбыта и весомую часть доходов при вытеснении ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии, что ставит под угрозу как экономическое развитие государства, так и возможность выполнения им своих функций по обеспечению достойного уровня жизни населения. Выводы. Справедливый энергетический переход должен основываться на принципе обеспечения равноправного, инклюзивного и справедливого международного сотрудничества, учета национальных особенностей стран, «технологической нейтральности», необходимо уделять повышенное внимание социальному аспекту энергоперехода.
Исследование охватывает анализ методологии и данных Росстата о «теневой экономике» России. Мы исследуем возможные недостатки в трактовке трех групп показателей: корректировок на экономические операции, не наблюдаемые прямыми методами; скрытой оплаты труда; занятости в неформальном секторе и занятости без регистрации и оформления. Ненаблюдаемая прямыми статистическими методами и нерегулируемая экономика охватывает значительную часть хозяйственной жизни страны. Официальные статистические данные американской системы национальных счетов времен Великой депрессии подчеркивают необходимость адекватных, полных и гармонизированных оценок теневой деятельности. Используя архивные данные и микроданные обследований Росстата, мы показываем, что расхождения в ревизиях (винтажах) официальных оценок могут превышать десять процентов ВВП. Корректировки валовой добавленной стоимости, используемые Росстатом, вне синхронного анализа национальных счетов, не соответствуют целям сопоставимости и гармонизации. Оценки скрытой оплаты труда крайне ограничены в части объяснительной и прогностической ценности. Оценки неформальной занятости, предложенные статистическим ведомством, фактически полностью совпадают с оценками занятости в неформальном секторе. Последние, в свою очередь, не отражают характер теневой экономики, так как опираются на производственный критерий. Мы полагаем, что менее популярные в литературе оценки занятости без оформления документов и (или) занятости без оформления самозанятости более пригодны для анализа динамики и структуры теневых практик. Однако использование подобных оценок осложняется закрытостью материалов обследований рабочей силы. Так, Росстат располагает непубличными оценками заявленной численности наемных работников, чьи работодатели уклоняются от уплаты налогов и сборов, а также данными о численности самозанятых, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации, но не публикует их. Мы подчеркиваем необходимость разработки унифицированного подхода для повышения гармонизации и сопоставимости как национальной, так и международной статистики.
В статье представлены результаты анализа методического обеспечения подготовки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. На начало 2024 г. методические рекомендации разработаны в 24 регионах Российской Федерации. Они сравнивались по степени согласованности со стратегическими документами федерального и регионального уровней, наличия единых принципов разработки, необходимости привлечения к процессу планирования стейкхолдеров и организации публичных слушаний. Несмотря на все разнообразие подходов к структуре, содержательному наполнению и акцентах на тех или иных организационных аспектах, можно сказать, что методическое сопровождение процесса стратегического планирования муниципалитетов, со стороны региональных уровней власти, в большей части носит формальный характер, игнорируя реальные ресурсные возможности и проблемы образующих их территорий.
Географические условия создают жесткие ограничители для управленческих практик. География физическая - трудно преодолимая рамка для любых управленческих решений. Однако экономическая и особенно политическая география существенно более динамична, географические условия, постоянные и переменные, требуют своего учета в управлении. Пограничное положение может быть большим благом, и три десятилетия было именно так. Сегодня пограничное или приграничное положение - серьезное обременение, военные риски и дополнительные расходы. Все это относится к категории внешних вызовов для системы национального управления.
Ключевая проблема российских реформ заключается в том, что их практически невозможно осуществлять одновременно по всей стране. Дело даже не в том, что получается «Россия разных скоростей». Эффективность ограничивается пространственными различиями и региональной историей. Потому что сама страна настолько разная, что одни и те же управленческие действия вызывают разные последствия.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832