В статье рассматриваются кризисные события завершающего периода деятельности ВЛКСМ и самороспуска организации в сентябре 1991 г. На уровне постановки проблемы анализируются некоторые факты и условия деструктивных явлений в комсомоле как части политической системы советского общества в контексте системного кризиса, затронувшего в тот период все партийно-государственные и общественные институты. Показано, что ВЛКСМ объективно стал жертвой институционального кризиса СССР, переросшего вследствие неудачных реформ в кризис системный. Комсомол, призванный быть неотделимой частью партократии, «помощником и резервом партии», утратил свой смысл после деформации партийного государства и юридического запрета КПСС в России.
В части историографического рассмотрения проблемы сделана попытка конструктивно-критического анализа немногочисленных публикаций постсоветского периода о распаде комсомола. Констатируется отсутствие серьезного научного анализа проблемы кризиса молодежного Союза и во время подготовки и празднования 100-летия ВЛКСМ, когда усилилось внимание в обществе и молодежной среде к вопросам истории комсомола. В статье подтверждается сделанный ранее вывод о недостаточной научной разработке заключительного периода деятельности, причин и условий демонтажа и самороспуска уникальной самобытной молодежной организации в однопартийном социалистическом государстве. Актуализирована проблема субъектности комсомольско-молодежных трансформаций второй половины 80-х - начала 90-х годов прошлого века, в том числе в жанре исторической персоналистики. Значительная часть руководства комсомола на завершающем этапе его истории демонстрировала нежелание бороться за сохранение или реконструкцию организации, приняв ее демонтаж за объективную необходимость.
Идентификаторы и классификаторы
Более трех десятилетий прошло со времени завершения деятельности комсомола, но и сегодня не ослабевает интерес исследователей и публицистов, современных молодежных лидеров и ветеранов комсомола к истории ВЛКСМ, специфике его работы среди молодежи в разные периоды деятельности. Получив импульс во время подготовки и празднования 100-летия ВЛКСМ, внимание к истории уникальной молодежной организации прошлого не теряет актуальности. На наш взгляд, менее всего изучены причины и обстоятельства кризиса Союза молодежи в конце 1980-х годов, системные аспекты его распада и последующего самороспуска.
Список литературы
1. Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории / Под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина. М.: Изд-во Института молодежи “Социум”, 1999. 174 с.
2. Апресян З. Г. О противоречиях в комсомоле // Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории / Под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина. М.: Изд-во Института молодежи “Социум”, 1999. С. 54-67.
3. Вишневский Ю. Р. Уроки институционального кризиса ВЛКСМ // Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории / Под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина. М.: Изд-во Института молодежи “Социум”, 1999. С. 45-53.
4. Королев А. А. “Поздний” комсомол и “раннее” предпринимательство // Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории / Под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина. М.: Изд-во Института молодежи “Социум”, 1999. С. 118-119.
5. Криворученко В. К. Комсомол: что есть что. Размышления в форме вопросов и ответов // Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории / Под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина. М.: Изд-во Института молодежи “Социум”, 1999. С. 81-96.
6. Мироненко В. И. XXI съезд ВЛКСМ. Попытка ретроспективного анализа молодежного движения в годы перестройки // Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории / Под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина. М.: Изд-во Института молодежи “Социум”, 1999. С. 31-44.
7. Мухамеджанов М. М. Методологические подходы к изучению истории ВЛКСМ // Комсомолу - 80. Вопросы методологии и истории / Под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина. М.: Изд-во Института молодежи “Социум”, 1999. С. 10-15. EDN: WFHCFN
8. Ильинский И. М. XXI и XXII съезды ВЛКСМ: критические замечания и предложения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 7. Ч. 2. С. 184-186.
9. Мухамеджанов М. М. Комсомол: последние десять лет (1981-1991). [Сайт]. URL: http://komsomol-100.dan.su/news/k_100_letiju_komsomola_mironenko_v_i_pervyj_sekretar_ck_vlksm_s_1986_po_rl_1990g_sam_o_see/2017-03-09-1676 (дата обращения: 25.08.2024).
10. Мухамеджанов М. М. Объективные и субъективные факторы самороспуска ВЛКСМ [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал “Знание. Понимание. Умение”. 2013. № 4 (июль - август). [Сайт]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Mukhamedzhanov_Dissolution-of-Komsomol (дата обращения: 25.08.2024). EDN: QZPQJX
11. Ручкин Б. А. ВЛКСМ - непознанное наследие // Информационно-гуманитарный портал “Знание. Понимание. Умение”. 2013. № 4 (июль - август). [Сайт]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Ruch-kin_VLKSM-Unexplored-Legacy/ (дата обращения: 25.08.2024). EDN: PHLMEB
12. Слезин А. А., Ипполитов В. А. “Легкая кавалерия” комсомола на рубеже 1920-1930-х годов. М.: Триумф, 2022. 204 с. EDN: YXPVYI
13. Горин С. Г. Завершающий период деятельности ВЛКСМ: историография проблемы и ее правовой оценки // Идеи и идеалы. 2018. Т. 1, № 3. С. 223-232. EDN: YBMLED
14. В авангарде молодежи. История Новосибирского комсомола (1918-1991 годы) / С. Н. Андреенков, Ю. С. Аристов, С. Г. Горин [и др.]. Новосибирск: Параллель, 2018. 409 с.
15. Аристов Ю. С., Горин С. Г. Лидеры комсомола: от всплеска революционной стихии к крушению союза: сибирские события, лица, факты. Новосибирск: ГАУК НСО НГОНБ, 2019. 221 с.
16. Горин С. Г., Моисеев В. В., Шматов М. Ю. Очерки истории ВЛКСМ: сибирские страницы. Новосибирск: ГАУК НСО НГОНБ, 2020. 227 с. EDN: HOMSGC
17. Коваль С. А., Доценко Е. Ю. Съезд чрезвычайного решения: философия времени (К 30-летию XXIIго съезда ВЛКСМ) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 2. С. 25-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sezd-chrezvychaynogo-resheniya-filosofiya-vremeni-k-30-letiyu-xxii-go-sezda-vlksm (дата обращения: 25.08.2024). EDN: JVFCAE
18. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-6. Оп. 22. Д. 1; Д. 2; Д. 5; Д. 17.
19. Забытый съезд: стенограмма XXII чрезвычайного съезда ВЛКСМ 27-28 сентября 1991 года / Сост. В. А. Агеенко. Новосибирск: Апостроф, 2023. 670 с.
20. Заявление Бюро ЦК ВЛКСМ // Комсомольская правда. 1991. 24 авг.
21. XXVTII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1991. 639 с.
22. Почему Вы ушли со сцены? Интервью Виктора Мироненко, который вчера вечером добровольно оставил пост первого секретаря // Комсомольская правда. 1990. 19 сент.
23. Зиновьев А. А. Русская трагедия. М.: Эксмо, 2023. 544 с.
24. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П. 190. Оп. 32, 33, 34, 35, 36.
25. Комсомольцы пошли дальше в своих реформах // Комсомольская правда. 1991. 28 сент.
26. С ВЛКСМ распрощались под песню “Не расстанусь с комсомолом.”.. URL: https://rn.nsk.kp.ru/daily/25758.3/2743098/(дата обращения: 25.08.2024).
27. Ленинский комсомол. История организации: Современность. URL: https://komsomolrf.ru/istoriya-lksm (дата обращения: 25.08.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации подходов к воспитанию молодежи в условиях глобальных вызовов. Текущая социальная ситуация требует от педагогов и общественности разработки и внедрения в практику новых подходов к воспитанию. Авторы представляют анализ приоритетных направлений и современных подходов к проблеме воспитания. В современном научном сообществе прослеживается тенденция формирования полисубъектного и междисциплинарного подхода к воспитанию. Полисубъектный подход выявляет приоритетные условия, объективные закономерности и основные принципы взаимодействия субъектов в рамках современной развивающейся общественной системы. Междисциплинарный подход подразумевает использование субъектами воспитательной деятельности вне образовательных учреждений многообразия новых технологий, методов и приемов. В качестве приоритетных направлений воспитательной работы выделяются общекультурное, духовнонравственное и общеинтеллектуальное. В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «гражданская ответственность». Патриотизм объединяет общекультурные, духовно-нравственные и социальные ценности. Гражданская ответственность проявляется в осознании экзистенциального значения суверенитета, территориальной целостности и экономического благополучия Родины. Авторы выделяют актуальные технологии патриотического воспитания: развитие позитивной социальной активности, развитие эмоционального интеллекта, повышение медиаграмотности. Позитивная социальная активность молодежи в период цифровизации общества может реализоваться в организации форумов для обсуждения актуальных вопросов. Участие в волонтерском движении играет важную роль в повышении уровня эмоционального интеллекта, развитии навыка адекватно реагировать на негативные ситуации. В статье подчеркнута необходимость обучения молодежи правильному использованию цифровых инструментов и ресурсов для повышения медиаграмотности и развития навыков верификации информации. Авторы теоретически обосновывают необходимость интеграции технологий, направленных на развитие позитивной социальной активности, эмоционального интеллекта и повышение уровня медиаграмотности, в воспитательный процесс, который выходит за рамки образовательных учреждений.
В статье рассмотрены вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории курсантов Новосибирского высшего военного командного училища через научно-исследовательскую деятельность путем подготовки и участия в международной олимпиаде по информатике курсантов образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. Специфический характер образовательного процесса в военном вузе накладывает определенные ограничения на индивидуализацию обучения. В этих условиях олимпиады дают курсантам возможность самовыражения и самореализации, способствуют получению глубоких знаний в области информационных технологий. Процесс подготовки к олимпиаде включает в себя несколько этапов. Во-первых, был осуществлен отбор новых участников команды различными методами, включая собеседование и контрольные мероприятия. Во-вторых, определены цели подготовки команды с учетом анализа работы в предыдущем учебном году, организована систематическая подготовка участников команды по утвержденному тематическому плану и личным планам участников команды. Для нового набора команды были организованы регулярные занятия по направлениям олимпиады. Подготовка участников предыдущего года проводилась на основе их индивидуальных планов. В процессе обучения основным видом задач были комплексные задания опережающего типа, требующие самостоятельного выполнения в ограниченное время с последующим коллективным обсуждением. Для мониторинга использовались различные формы контроля: тестирование, запланированные комплексные контрольные работы и внеплановые проверочные работы, проектные задания. Для получения практического опыта курсанты принимали участие во внешних конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В-третьих, были проанализированы итоги выступления сборной команды училища на олимпиаде. Важным условием успешной подготовки является создание психологических условий и установление партнерских отношений между преподавателями и курсантами. Статья отражает авторский подход наряду с общепринятым.
В статье рассматривается роль высшего учебного заведения в формировании патриотических ценностей студентов. Приведен обзор и анализ различных методов и форм индивидуальных траекторий в организации патриотического воспитания преподавателями Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Рассматриваются примеры участия нашего университета в реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», являющегося частью Национального проекта «Образование». В работе описан опыт преподавателей кафедры «Графика», ведущих занятия по дисциплинам «Деловая графика», «Визуальные коммуникации» и «Основы деловой презентации». Для освоения необходимых компетенций преподавателями разработаны индивидуальные задания по созданию презентаций на патриотическую тему, которые нашли отклик среди студентов, принявших активное участие в мероприятиях и конференциях различного уровня. Отмечены работы студентов по презентационной графике на патриотические темы, занявшие призовые места, и статьи, опубликованные в сборниках конференций и размещенные в РИНЦ. Рассмотрена роль студенческих отрядов в формировании активной жизненной позиции молодежи. Показано, как через сочетание теоретической подготовки и практической деятельности можно получить значимые результаты в патриотическом воспитании студентов. Для выявления уровня патриотизма молодежи, наличия знаний о культуре и истории своего народа и традициях семьи проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты трех факультетов СГУПС: «Публичное управление и социальные коммуникации», «Инженерно-экономический», «Мировая экономика и право». Анализ результатов анкетирования выявил необходимость акцентировать внимание на мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в вузе. На основе проведенного исследования авторами предложены и сформулированы перспективные направления патриотического воспитания в высшем учебном заведении.
На сегодняшний день понятие «эмоциональный интеллект» изучено гораздо меньше, чем понятие «коэффициент умственного развития». А между тем эмоциональная компетентность способна помочь выстроить эффективное поведение в любой ситуации. В рамках анализа теоретических источников было обнаружено, что эмоциональная компетентность руководителя выступает одним из факторов влияния на качество исполнения определенных задач, а наличие трений с руководителем может привести к административным нарушениям. На основе различных теоретических разработок исследователей, в том числе модели Д. Гоулмана, Кодекса деловой этики для сотрудников компании ОАО «РЖД» и матрицы корпоративных компетенций ОАО «РЖД», была предложена модель эмоционального интеллекта (EIQ), которая применяется в структурных подразделениях данной организации. Целью проведенного автором исследования было выявление уровня эмоционального интеллекта руководителей ОАО «РЖД» и анализ того, насколько эмоциональный интеллект руководителя влияет на управление персоналом организации и на эффективность его деятельности. Были использованы следующие методы: анализ документов, экспертное интервью, опрос в форме анкетирования, психологическое тестирование, а также методы математической статистики и стратегические методы. В ходе исследования был выявлен ряд ограничений, связанных с эмоциональным интеллектом руководителей и влияющих на деятельность предприятия, а именно: средний уровень эмоционального интеллекта, низкая способность сдерживать импульсы, контролировать свои эмоции, проблемы в коммуникативном процессе, снижение эффективности работы и т. п. Это позволило автору выйти на основную проблему исследования - неэффективное применение EIQ руководителями в своей трудовой деятельности. По результатам исследования автором был предложен ряд проектных рекомендаций по совершенствованию эмоционального интеллекта руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД».
Статья посвящена рассмотрению особенностей бытования современных систем культурно значимых визуальных образов, в том числе художественных, воплощающих наиболее важные нормативные интерпретирующие императивы, заданные гештальтом постправды. Методологическим основанием исследования выступают феноменология и постструктурализм. В статье рассмотрены факторы существования актуальной визуальной культуры, обращено внимание на последствия иконического поворота в академическом интеллектуализме, акцентируется массовая трансформация понятийного мышления в клиповое. Также в статье анализируется общая логика существования медиасферы, рефлексируется ее выстроенность вокруг сверхзадачи манипулирования общественным сознанием через выстраивание перед потребителями информационного контента таких визуальных рядов, которые, вызывая у людей определенный эмоциональный отклик, заставляли бы их поступать нужным образом. Отмечается уникальность культурного контекста, в котором в наши дни существует искусство в целом, указываются специфические черты современных визуальных художественных образов, раскрывается технологический аспект их существования. Демонстрируется предопределенность эстетического шока в качестве единственной формы воплощения подлинно художественного содержания, выступающей как маркером глобальной культурной провокативности, так и одним из определяющих механизмов конструирования новых общественно значимых смыслов. Раскрывается роль условного современного художника как человека, который всегда включен в игру символических демонстраций, благодаря которым актуализируются псевдобытийные смыслы постправды. Показывается возможность отождествления художественного и политического. Делается вывод о влиянии исследования феномена цифровой визуализации на продвижение в понимании действующих культурных процессов, а также общих эффектов гештальта постправды в области восприятия мира человеком.
Наряду с отечественными и зарубежными научными и художественными публикациями, одним из важнейших источников информации и путем к пониманию языка и культуры современного Китая являются китайские социальные медиа. В статье описана «Красная книжечка» - одна из самых популярных китайских интернет-платформ, где пользователи делятся своими мнениями, используя характерную для социальных медиа письменную форму живого разговорного языка, при этом их высказывания несут в себе элементы как современной, так и традиционной культуры Китая. Смешение в живом языке современности и архаики как отражение жизненного мира китайского социума в XXI веке является предметом культур-философского анализа; эта особенность современного китайского языка и культуры рассмотрена на примере концепта «трава». Понятие «трава» издревле было одним из важнейших в жизненном мире китайского этноса, на протяжении тысяч лет развивавшегося преимущественно как аграрная цивилизация. С позиций философии языка и философии культуры рассмотрены связанные с этим понятием метафоры, описывающие поведение пользователей популярной китайской интернет-платформы, прослежена связь этих выражений с описанием традиционного способа ведения сельского хозяйства. Выявлено отражение традиционной культуры Китая в виртуальной среде социальных медиа благодаря устойчивости жизненного мира, которая сохраняется и во времена технологических революций. Дополнительно подчеркнута роль метафоры как универсального познавательного инструмента, присущего различным культурам. Вместе с тем автор отмечает сопротивление быстрым технологическим изменениям, которое демонстрирует традиционный способ мышления, воплощенный в языковой картине мира древнейшей из ныне существующих цивилизаций.
В статье рассматривается железная дорога как результат материального и идеального конструирования. Материальное конструирование представлено как формирование железной дороги в качестве материализованного (вещественного) объекта. Дано краткое описание эволюции изобретений, лежащих в основе работы железной дороги, - колеса, колейной дороги, паровой машины, обозначен в качестве ключевого первый этап становления железной дороги - создание паровозов Р. Тревитика, Дж. Стефенсона, открытие Ливерпульско-Манчестерской железной дороги. Обозначена эволюция локомотивов, вагонов, железнодорожной инфраструктуры, сделан вывод о формировании железной дороги как материального объекта со сложной структурой и эффективным функционированием. Идеальное конструирование описано как наполнение материального объекта смысловым содержанием в процессе обыденного и художественного познания. Показано, как обыденный образ железной дороги формировался в процессе непосредственного взаимодействия человека с железнодорожным транспортом и фиксировался в дневниках, письмах, газетных заметках. На основе анализа данных источников, в определенном количестве доступных в сети Интернет, выявлены некоторые варианты семантизации железной дороги - персонификация в образе железного коня, уподобление хтоническому существу, осмысление значения (позитивного или негативного) для человеческого общества, культуры. Осмысление железной дороги в рамках художественного познания происходила по трем ключевым направлениям - технический объект, дорога/путь, дом. На примерах произведений литературы, живописи, графики, музыки, киноискусства раскрыто содержание данных концептов - образ железной дороги представлен как воплощение идей техницизма и антитехницизма, как символ жизненного пути, символ дома как антропологического и социокультурного пространства.
В статье обобщены и представлены результаты исследований в области свободного времени, культурных и досуговых практик, которые были проведены в разные годы XX - начала XXI в. В использованных работах изучались свободное время, культурные и досуговые практики жителей разных регионов (крупных и средних городов, сельских поселений), представителей разных социальных групп (выделенных по возрасту, сфере деятельности и т. д.), были определены досуговые предпочтения, прослежена их динамика. Автором делаются следующие выводы: проблематика изучения свободного времени, культурных и досуговых практик стабильно остается в поле зрения исследователей в последние полвека, но меняется социальный запрос на аспекты изучения. В последние десятилетия этой теме уделяют внимание не только учреждения, ведущие исследовательскую деятельность, но и коммерческие организации; основными факторами, влияющими на тип и формы досуга, являются социальное положение, место жительства, возраст, пол, образование; на культурные и досуговые практики оказывают влияние ценностные приоритеты населения; результаты исследований последних 15 лет говорят о превалировании пассивных форм досуга; увеличивается количество культурно-досуговых практик у индивидов, а также использование цифровых технологий; сохраняется тенденция неудовлетворенности россиян качеством и условиями оказаний услуг культурно-досуговыми учреждениями; формируются и получают распространение новые формы культурно-досуговых практик, а вместе с ними новые требования к социокультурному пространству как места проживания в целом (села, города, района и т. д.), так и отдельных учреждений.
В статье в рамках культурологического дискурса анализируются изменения в типах, функциях, задачах музеев на современном этапе. Прослеживается связь этих изменений с развитием музейного дела. Рассматривается явление «музея нового поколения». Определяется роль и место деятельности современного музея в работе с культурным наследием. Обосновывается необходимость взаимодействия современной музейной организации с местным сообществом.
Автор рассматривает деятельность театрального музея, его специфичные черты и особенности. В статье определяется тип современного театрального музея, его основные функции, цели и задачи. Автор подробно характеризует музей федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» (НГАТОиБ), определяет его особенные черты и определяет его статус как современного культурологического музея. Автор подробно останавливается на коммуникационных принципах театрального музея, формах и особенностях их реализации. Выявляются основные взаимосвязи между музеем НГАТОиБ и разными социальными сообществами Новосибирска. Раскрывается значение театрального музея как образовательного и просветительского центра, части культурного ландшафта большого города и точки генерации новых видов взаимодействия с жителями. Более подробно автор анализирует модель театрального музея как социокультурного центра большого города, выявляет потенциал театрального музея во взаимодействии с городским сообществом и дает характеристику музейно-педагогическим аспектам этого взаимодействия. Также определяются возможности театрального музея в актуализации и трансляции материального и нематериального наследия для разных социальных групп.
Статья посвящена первому заказу Министерства путей сообщения Российской империи на иностранный тяговый подвижной состав в годы Первой мировой войны. Уже с осени 1914 г. стало ясно, что отечественные производители не в состоянии в полном объеме выполнить заказы российских железных дорог. В этих условиях осуществленный в октябре 1914 г. заказ на изготовление и доставку из Соединенных Штатов Америки 30 узкоколейных паровозов системы Маллета для нужд Северных железных дорог имел важнейшее значение для поддержания и повышения эффективности российской железнодорожной системы, от пропускной способности которой напрямую зависели как успехи русской армии на фронте, так и внутриполитическая ситуация в годы Первой мировой войны.
В статье на основе данных, выявленных в центральных архивах, расширены имеющиеся в историографии сведения о заключенном с американским заводом Балдвина заказе на доставку из Соединенных Штатов Америки 30 узкоколейных паровозов системы Маллета. Раскрываются детали договора на изготовление паровозов, их стоимости, демонстрируется процесс доставки паровозов в разобранном виде с восточного берега Соединенных Штатов Америки во Владивосток, описываются проблемы, возникшие весной 1915 г. с их повторной сборкой в Главных мастерских Вологды, а также оценивается эффективность их эксплуатации на Северных железных дорогах. Успешное и срочное завершение заказа на паровозы системы Маллета предопределило вектор всей дальнейшей железнодорожной политики России, прочно закрепив за американскими заводами статус главных иностранных поставщиков подвижного состава для российских железных дорог в годы Первой мировой войны. Исследование всех аспектов транспортных закупок за границей позволяет расширить и углубить представления о функционировании транспортной системы Российской империи в 1914-1917 гг.
Статья посвящена фронтовой биографии героя Великой Отечественной войны, минометчика, гвардии старшего сержанта Анатолия Кирилловича Анохина, уроженца села Каргат Новосибирской области. Обосновано утверждение о том, что во время обороны Сталинграда наводчик 120-мм полкового миномета А. К. Анохин, снайпер-артиллерист, совершил подвиг, по значимости соизмеримый с подвигами самых известных снайперов Великой Отечественной войны. Автором изучен ряд снимков А. К. Анохина и его соратников, сделанных военными корреспондентами, и идентифицированы их участники с применением метода габитоскопии. В частности, установлены череда событий, участники, места и время боев, запечатленные неизвестным автором на фотоснимке «Знаменитый снайпер Зайцев Василий Григорьевич со своими учениками из снайперской школы» и военным фотокорреспондентом Г. А. Зельмой на серии фотоснимков минометчиков Красной армии во время Сталинградской битвы. Выяснены подробности героических подвигов, собрана информация о боевом пути и дальнейшей судьбе героев Сталинградской битвы, предложены уточненные названия фронтовых фотоснимков, составлено историческое описание к ним.
В статье проанализирована государственная политика во второй половине XIX - первой четверти XX в. в отношении сельской поселенческой сети Томского округа-уезда Томской губернии. Авторы приходят к выводу, что предпосылки складывания поселенческого каркаса сельских поселений рассматриваемой территории начались с момента основания первых острогов и активно продолжались до начала XX в. На этом этапе формируется устойчивый рисунок сельской сети поселений Томского округа-уезда. С 1900-х гг. до середины 1920-х гг. шел активный процесс переселения, в результате которого в оборот были введены ранее не землеустроенные участки, на которых впоследствии основывались новые сельские поселения. Землеустроительный процесс не был свернут советской властью, а, напротив, до середины 1920х гг. фактически продолжался через освоение территорий, отведенных в дореволюционное время. Авторы статьи используют материалы, найденные в архивах и библиотеках Москвы, Барнаула, Иркутска, Томска. Особое внимание уделено картографическим материалам, которые являлись приложением к землеустроительным отчетам. На них отражена динамика процесса землеустройства отдельных групп волостей Томского уезда Томской губернии. На основе исторических карт, которые были подкреплены статистическими данными за соответствующий период, были составлены схематичные картографические модели, отражающие изменения, произошедшие с сетью сельских населенных пунктов с середины XIX века по 1925 г. С помощью сравнения разновременных основ удалось выявить векторы заселения территории, а также определить этапы землеустройства в крестьянских волостях Томского уезда в начале XX в. и установить границы переселенческих подрайонов Томского переселенческого района.
В статье рассматриваются тенденции развития судебной системы в России. По мнению авторов, анализ этих тенденций связан с постановкой вопросов о том, что представляют собой пути прогресса судебной системы, насколько значимы одни пути относительно других, как соотносятся исторические пути прогрессивного развития системы правосудия с общим прогрессивным развитием правовой системы. Авторы доказывают, что специализацию судов можно рассматривать как организационную процедуру, направленную на повышение количества рассмотрения конкретной категории дел и сокращения сроков их рассмотрения, но к судебно-правовому прогрессу она относится лишь непосредственно. Особое внимание уделено преобразованиям, произошедшим в судебной системе в период правления императора Александра II. Высказывается мысль о том, что власть предержащие в России всегда считали суд второсортным придатком административной власти. Императоры полагали, что только им даровано право вершить правосудие, а судья должен лишь правильно излагать волю власти административной. Западные подходы к судопроизводству в российском обществе были не поняты и не приняты. Проводя историческую параллель, авторы утверждают, что если первоначально суд стремился к установлению по делу «объективной истины», то по результатам рассматриваемой реформы во главу угла был поставлен принцип принятия судом решений на основе состязательности сторон, то есть произошли значимые изменения в целях доказывания и роли в этом суда. Одновременно под влиянием научно-технического прогресса появились новые виды доказательств. Делается вывод о том, что в результате проведенных преобразований судебная система в корне изменилась, так как в основу нового судопроизводства была положена концепция непосредственного и устного разбирательства по делу, а помещенные в cудебных уставах правила о силе доказательств должны были служить только руководством при определении решения по внутреннему убеждению судей, основанному на совокупности обнаруженных обстоятельств.
Издательство
- Издательство
- СГУПС
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- Юр. адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- ФИО
- Манаков Алексей Леонидович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@stu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://www.stu.ru/